Ирина Тютина
Исследовательский проект «Загадки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню.
дай попробовать и я пойму»
Китайская пословица
Аналитико – прогностическое обоснование проекта.
В последние годы, к сожалению, детей с ЗПР становится всё больше. Проблема их воспитания и развития становится актуальной психолого-педагогической проблемой.
Поэтому, необходимо создавать условия для того, чтобы ребёнок с ЗПР смог реализовать свои возможности, интересы, желания. Постоянно приходится искать всё новые и новые приёмы и методы для привлечения детей к процессу обучения. Именно поэтому возникает потребность в применении проектно-исследовательской деятельности, которая стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества как любознательность, организованность.
Публикация «Исследовательский проект „Загадки осени“» размещена в разделах
Проблема проекта
Во время прогулки дети увидели на дереве зеленые и желтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Осенью листья меняют окраску: становятся жёлтыми, красными, бурыми, а с приходом первых холодов, листья постепенно начинают опадать, а зимой их вообще нет!
Стало интересно: «Почему листья осенью желтеют и опадают?»
Цель проекта : Изучить природное явление-листопад.
Задачи проекта :
• Выяснить природу листопада;
• Систематизировать знания о деревьях и кустарниках;
• Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках);
• Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
• Формировать у детей осознанное отношение к родной природе;
• Активизировать словарь детей по данной теме.
Гипотеза
1. Листья меняют окраску, потому что деревья заболели.
2. Деревья и кустарники сбрасывают листву, потому что листья боятся холода.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей представление о том, почему происходит листопад.
План организации проектной деятельности по достижению цели.
1 этап: подготовительный.
Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с задачами, условиями проекта.
Мероприятия Цели Сроки
1. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы, картотека опытов).
Приложение №5
2. Обобщение и уточнение представлений детей о листопаде (Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание картин, наблюдения). Приложение №3
3. Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта. Приложение №4
4. Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дома». Приложение №1
5Анкетирование родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома» и обобщение результатов. Приложение №2
6. Диагностика знаний детей на начало проекта (метод трех вопросов) 1. Вызвать у родителей интерес к проекту, уточнить важность проектной деятельности в работе с дошкольниками;
2. Побудить у мам и пап воспитанников желание участвовать вместе с детьми в опытно-экспериментальной деятельности;
3. Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.
3 дня
2 этап: практический
Цель: организация работы над проектом.
Мероприятия Цели Сроки
Сбор фотографий, иллюстраций, книг, энциклопедий, календарей, открыток по теме проекта. 1. Познакомить детей с проектом;
2. Побудить детей собрать о листопаде как можно больше информации через фотографии, книги, иллюстрации.
1 неделя
Чтение стихов, рассказов и сказок по данной теме:
М. Волошин «Осень», И. Бунин «Листопад», К. Ушинский «Спор деревьев», Н. Сладков «Осень на пороге».
1. Обогатить представления детей о листопаде
Цикл бесед:
«Какие виды деревьев мы знаем?», «Почему деревья так важны для всех живых существ на планете?», «Что у дерева внутри?», «Как помочь раненому дереву?», «Почему падают листья?» (презентация)
1. Способствовать обобщению представлений детей о деревьях;
2. Развивать умения доказательно строить суждения, используя опорные модели.
Наблюдения
1. Учить узнавать деревья по их листьям, различать листья по форме, строению.
2. Формировать разнообразные обследовательские действия;
3. Учить отражать увиденное в точном слове;
4. Воспитывать умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы из собственных наблюдений.
Опытно-исследовательская деятельность Опыт №1 «Почему листья зеленые?»
Если лист дерева растолочь и превратить в кашицу, переложить содержимое в колбу или банку, налить немного воды и подогреть до кипения, то мы увидим, что вода окрасилась в зелёный цвет.
Вывод: в листьях действительно содержится вещество, которое придаёт листьям зелёный цвет – это хлорофилл
Опыт № 2 «Почему листья желтеют или краснеют?»
Листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса. Вода окрасилась в ярко-красный цвет.
Вывод: из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет.
21. Просмотр видеофильм «Деревья нашего края» 1. Обогатить знания детей о деревьях, произрастающих в нашем краю;
2. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сохранить ее красоту.
22. Создание гербария из листьев деревьев. 1. Обогатить знания детей о видах деревья нашего края;
3 этап: заключительный. «Презентация проекта». 2 дня
1. Представление результатов проекта в МБДОУ в виде презентации с участием детей «Что такое листопад?»
2. Презентация гербариев из листьев.
3. Оформление исследовательского проекта «Что такое листопад?»
Ожидаемые результаты проекта.
1. Обогатились знания о природном явлении листопад
2. Дети приобрели навыки исследовательской деятельности
3. Появилось гуманное отношение к природе, желание сохранить ее красоту.
Возможность рисков.
1. Невысокая степень активности родителей.
2. Психофизические особенности и возможности детей ЗПР.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Узнать, почему у ели круглый год зеленые иголки?
Ресурсная база проекта.
• Кадровые ресурсы:
воспитатель группы
• Материально-технические ресурсы:
Видеофильмы «Деревья нашего края», «Времена года»;
Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
Дидактические экологические игры;
Центр детского экспериментирования группе;
Современная, безопасная, развивающая среда, включающая мультимедийные и технические средства, соответствующие современным гигиеническим требованиям для обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
• Программно-методические ресурсы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М. : «Мозаика-Синтез», 2008.
2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ», ТЦ «Сфера», 2008.
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015
5. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» - М. ТЦ «Сфера» 2014 г.
6. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой» - М. : «Мозаика-Синтез», 2014.