Татьяна Заварухина
Организация НОД детей в старшей группе «Загадки Осени» для конкурса «Воспитатель года-2018»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Загадки Осени»
Автор: Заварухина Татьяна Александровна, воспитатель
1 квалификационной категории МАДОУ №102 г. Томска
ОО приоритетная: познавательное развитие
ОО в интеграции: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель: формирование экологических представлений о живой природе через разные виды деятельности.
Задачи приоритетной ОО:
Публикация «Организация НОД детей в старшей группе „Загадки Осени“ для конкурса „Воспитатель года-2018“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (об осенних изменениях в природе, о деревьях, форме их листьев, формирование познавательных действий через исследование строения листа, проведение опыта на наличие зеленого вещества в листьях.
Задачи ОО в интеграции:
Художественно-эстетическое развитие: развитие эмоционального восприятия и становление эстетического отношения к окружающему миру (игровая ситуация «Листопад», реализация самостоятельной творческой деятельности через использование нетрадиционной техники изображения – печать листьями;
Речевое развитие: обогащение словаря (черешок, кромка, хлорофилл, овладение речью как средством общения и культуры (высказывания в ситуации общения);
Физическое развитие: развитие двигательной активности.
Целевые ориентиры:
• ребенок любознательный, активный в познавательной и продуктивной деятельности (экспериментально-исследовательская деятельность);
• ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру (игра «Листопад», активно взаимодействует со сверстниками и взрослым (д/игра «С какого дерева лист», «Расположи правильно»);
• ребенок внимательно слушает, обсуждает, задает вопросы и отвечает на них;
• ребенок владеет устной речью, может выразить свои мысли, использует речь для построения высказывания в ситуации общения;
• ребенок стремится создать выразительный образ, самостоятельно выбирая средства для продуктивной деятельности (художественно-творческая деятельность).
Предпосылки учебной деятельности: ребенок участвует в совместной деятельности со взрослым и сверстниками (д/игра «С какого дерева лист», «Расположи правильно», исследовательская деятельность); слушает и понимает речь, строит монологическое высказывание, выражает свои чувства (при рефлексии, выбирает для себя род занятий из предложенных на выбор (рисование букета или ковра из листьев, слушает взрослого и выполняет его инструкции (д/игра «Расположи правильно», проведение опыта, выделяет существенные признаки объектов, классифицирует (д/игра «Расположи правильно», исследование листа, использует наглядные модели (схема «Печать листьями» для решения творческой задачи).
Методы и приемы: словесные: (беседа); наглядные (демонстрация наглядных пособий); игровые (дидактическая игра); практические (экспериментирование, рисование)
Оборудование для педагога: коробка с осенними листьями, 2 замка и 2 ключа желтого и красного цвета, видеописьмо для детей на экране, вырезанные из бумаги листья желтого и красного цвета (разложенные в виде дорожек, вырезанные из бумаги листья березы, рябины, дуба, осины, картинки с изображением этих деревьев на мольбертах, интерактивная доска для игры «Расположи правильно», USB-колонка, музыка «Осенняя классическая» mp3, схема «Печать листьями», листочки со смайликами «веселые» и «грустные»;
для детей: лупы, кусочки белой ткани, деревянные кубики, листья желтые и зеленые для эксперимента, листы бумаги А4 с наклеенными вазами, листы тонированной бумаги А4 для изображения ковра, кисти, акварельные краски, вода, салфетки, тарелки для использованных листьев, листья.
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лаборатории, ученых-исследователей, рассматривание предметов в лупу, наблюдения за осенними изменениями на прогулке, д/ига «С какого дерева листок».
Виды детской деятельности:
• Игровая (дидактические игры «С какого дерева лист», «Расположи правильно», игры с речевым сопровождением «Осенние листочки», пальчиковая игра «Листья», игровая ситуация «Листопад»);
• Познавательно-исследовательская (экспериментирование «Почему лист зеленый», исследование строения листа, решение проблемных ситуаций (отгадывание загадок);
• Коммуникативная (беседа, игры с речевым сопровождением);
• Двигательная (подвижные дидактические игры, физминутка «Осенние листочки», игровая ситуация «Листопад»;
• Изобразительная (рисование в технике «печать листьями»).
Ход НОД
Вводная часть
Дети встают в круг на приветствие.
Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое,
Здравствуйте, мои друзья и, конечно, здравствуй, я!
- Давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей)
- Ребята, а вы любите осень? За что? (ответы детей)
Осень прислала вам посылку с сюрпризом (показать коробку детям, но она закрыта на замки. Что же делать? (решение проблемной ситуации, дети предполагают)
- А еще Осень прислала видеописьмо, давайте послушаем.
(на экране появляется картинка Осени и голосовое сообщение
«Я – волшебница и люблю загадывать загадки. Если вы их отгадаете, то найдете ключи, откроете замки и узнаете, какой сюрприз я вам приготовила. Чтобы отгадать загадки, нужно отправиться в лес по дорожкам»)
- Ну, что, ребята, согласны отгадать загадки и найти ключи? Тогда отправляемся в путь.
Основная часть
(дети шагают по желтым листочкам и попадают в лабораторию, на столах находится оборудование для опыта, лупы, листья)
- Ребята, куда мы попали? (ответы детей)
- Что здесь делают? (ответы детей)
- Как вы думаете, что мы будем исследовать? (ответы детей)
- А вот и первая загадка, о которой говорила Осень. Нам нужно узнать, почему осенью листья желтеют и опадают? (ответы детей) Проверить это можно с помощью эксперимента, но сначала рассмотрим лист через увеличительный прибор – лупу. (дети рассматривают)
Исследование строения листа (дети, вместе с воспитателем, рассматривают лист, согласно инструкции воспитателя)
- Сначала рассмотрим черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Теперь рассмотрите верхнюю поверхность листа. Она вбирает в себя солнечный свет, поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона. Край листа называется кромкой. Рассмотрите кромку листа. Она может быть округлой или острой.
- Какая кромка у вашего листочка? (ответы детей)
- В листе есть зеленое вещество. Весной и летом его очень много, поэтому листья зеленые.
- А почему же листья желтеют осенью? (дети выдвигают предположения)
- Чтобы в этом убедиться, можно провести опыт. Хотите попробовать? (ответы детей)
Опыт «Почему лист зеленый» (дети, вместе с воспитателем, действуют согласно инструкции воспитателя)
- Возьмите листочек и положите его на край белой ткани, вторым краем накройте лист. Теперь деревянным кубиком постучите по листочку сквозь ткань. Раскрывайте ткань. Что вы видите? (ответы детей)
- Это и есть зеленое вещество – хлорофилл, которое окрашивает лист в зеленый цвет.
- Попробуйте сделать то же самое с желтым листом (дети самостоятельно выполняют то же самое с желтым листом)
- Какой вывод сделаем? (ответы детей)
- Осенью, становится холоднее и меньше солнечного света, поэтому и зеленого вещества становится все меньше и меньше, а потом и вовсе исчезает. Тогда лист становится… каким? (ответы детей)
- Молодцы, отгадали загадку (дети находят желтый ключ и открывают желтый замок)
(Дети идут по дорожке из красных листьев и попадают на игровую полянку)
- Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (ответы детей)
- Это вторая загадка Осени. Все ли листья у деревьев одинаковые? Чем отличаются? Чтобы ее отгадать нужно выполнить задание.
Проводится дидактическая игра «С какого дерева лист»
(дети проходят к мольбертам, где размещены картинки деревьев, на полу лежат листья. Дети делятся на две подгруппы, собирают листья и помещают их на соответствующие деревья)
- Ребята, как вы догадались, какие листья с каких деревьев опали? (ответы детей)
- Вот, мы и нашли ответ на загадку – листья у деревьев разные.
- Чем они отличаются? (ответы детей)
- А чем еще могут отличаться листья у деревьев? (ответы детей)
- Посмотрите на экран. Здесь таблица. В верхней строке изображены листья.
- Чем они отличаются? (ответы детей)
- Внизу экрана изображена корзина с листьями. Вам нужно взять из корзины листок и расположить его в нужном столбце, в соответствии с формой, размером и цветом листа верхней строки)
Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Расположи правильно» (дети подбирают листья по форме, величине, цвету и располагают в соответствующем столбце)
- И с этим заданием вы справились. (дети находят красный ключ и открывают красный замок. Открывают коробку, находят листья.
- Ребята, посмотрите, какие красивые листья подарила нам Осень. Как вы думаете, что мы можем с ними делать? (ответы детей)
- Хотите поиграть с листьями? (дети берут листья, проводится физминутка)
Физминутка «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели
(плавное покачивание руками над головой)
Ветер дунул – полетели
Мы летели, мы летели
(руки в стороны, бег на носочках)
И на землю тихо сели.
(медленно присели на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
(встать, руки в стороны)
Закружились, полетели
(бег на носочках)
И на землю снова сели
(присесть)
- Ребята, скажите, а что такое листопад? (ответы детей)
- Мы не раз наблюдали его на прогулке.
- Давайте, еще раз полюбуемся листопадом.
(игровая ситуация на развитие эмоционально-эстетического восприятия: дети берут листья и подбрасывают вверх, любуются листопадом)
- Какой замечательный листопад у нас получился.
- А еще листьями можно рисовать. С помощью листьев можно нарисовать осенний букет или ковер и потом украсить группу. Хотите попробовать? (ответы детей)
- Но сначала, рассмотрим схему «Печать листьями»
При необходимости воспитатель поясняет:
Сначала выберете 3-4 листочка и приложите их на лист с вазой. Листья лучше брать разные по размеру и форме. Теперь покрываем лист с нижней стороны краской (желтой, оранжевой, красной, коричневой) и прикладываем к вазе, прижимаем, разглаживаем пальцами и убираем лист. На бумаге остался отпечаток. То же самое делаем и с другими листьями. Для изображения ковра придумываем узор и оставляем отпечатки.
Сначала немного отдохнем и приготовим пальчики для рисования.
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью (делают плавные взмахи ладонями вверх – вниз)
Мы в осенний парк пойдем, («шагают» пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки, (поочередно загибают пальцы)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз (хлопают в ладоши)
Дети выбирают что будут рисовать, подходят к столам, выполняют работу под спокойную музыку)
Заключительная часть
- Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? (ответы детей)
- Что больше всего вам запомнилось и понравилось делать? Что было самым трудным для вас? (дети делятся впечатлениями)
- Какое у вас сейчас настроение? Выберите себе листочек с соответствующим настроением.
- А вам понравился подарок Осени? (ответы детей)
- Вы молодцы, мне тоже очень понравилось наше с вами приключение и подарок Осени. Но это еще не все, что можно сделать с осенними листьями. Предлагаю взять листья в группу и сделать из них разные поделки, чтобы устроить «Осеннюю выставку»