Яна Холина
Проект по экологии «Загадки луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта :
Савина Я. В., воспитатель.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Чаще всего мы не замечаем, что нас окружает. Относимся ко всему как само собой разумеющемся. И не ценим этого. Вот и природа, которая рядом, мы ее не замечаем и не видим, к сожалению. Но пора бы изменить эту ситуацию.
Детский возраст благоприятен к воспитанию любви к окружающему миру, природе. Мы, воспитатели, должны вести работу в этом направлении. Воспитывать бережное отношение от самого маленького существа в этом мире до самого большого: надо объяснить ребенку, что нельзя ни давить муравьишку, ни рвать подснежник, ни убивать волков, ни вырубать леса! Все, что создано природой, нужно ценить, уважать, беречь.
Публикация «Проект по экологии „Загадки луга“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Таким образом, воспитание ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО отношения к природным объектам, забота о растениях и животных, являются важным направлением экологического воспитания дошкольника.
ГИПОТЕЗА: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа на занятиях;
- работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Цель проекта :
формировать у детей основы экологического знания, экологической культуры, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Закреплять знания детей об экологии и о луге, в частности;
• Расширять знания детей о живой и неживой природе, их взаимосвязи;
• Дать представление об экосистеме луга, о деятельности человека в природе;
• Познакомить детей с профессией эколога.
Развивающие:
• Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы, закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.
Участники проекта :
Дети 6 - 7 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта :
информационно – исследовательско - творческий, групповой.
Вид проекта :
Краткосрочный (10 дней).
Сроки реализации:
с 17.07.2017 –26.07.2017.
I Этап. Организационно – подготовительный.
• Определение темы, цели, задач проекта.
• Диагностика объёма знаний детей об экологии и ее значении.
• Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
• Разработка тематического планирования мероприятий.
II Этап. Практический.
Беседы.
"Растения лечат".
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
"Одуванчик и растения луга".
Цель: воспитывать бережное отношение к одуванчику и луговым цветам, формировать у детей обобщенное представление о луговых травах и цветах. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
"Красная книга – сигнал опасности".
Цель: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.
"Вода – это жизнь".
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
"Лекарственные и ядовитые растения".
Цель: познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научить различать их и правильно называть, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
"Об охране природы".
Цель: познакомить детей с профессией эколога, причинах возникновения этой профессии; уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
"Человек – часть живой природы".
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
"Что мне больше всего запомнилось и понравилось".
Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.
Наблюдения.
"Рассматривание растений луга".
Цель. Воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять знания о строении и назначении трав и цветов луга. Развивать внимательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
"Наблюдение за насекомыми".
Цель. Продолжать знакомить детей с насекомыми, их внешними характеристиками. Познакомить детей с пользой и вредом от насекомых. Расширять представления детей. Показать взаимосвязи живого и неживого в природе. Развивать наблюдательность. Учить выстраивать логические цепочки.
Акция "Сбережем природу".
Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
"Экскурсия на луг".
Цель: организовать коллективную прогулку, рассмотреть растения и понаблюдать за насекомыми.
За насекомыми - муравьи, пчелы, кузнечики, жучки и т. д.
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Исследовательская деятельность.
- Найти участок большого скопления насекомых, определить, почему их там много. Цель: развивать логическое мышление, делать выводы, умозаключения.
- Опыт: очищенную палочку обмакнуть в сахар, опустить в муравейник, наблюдают за поведением муравьев.
- «Цветам нужна вода». Цель: закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
НОД.
"Сила воды".
Цель: Систематизировать представления детей о свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Игра – викторина на тему: "Берегите нашу природу".
Цель: закрепление знаний о луге, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лугу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
Оригами "Колокольчик".
Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
Коллаж "Цветочное царство".
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.
Аппликация "Ромашка из ниток".
Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.
Аппликация "Волшебные цветы".
Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
Лепка "А мы по лугу гуляли…"
Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов и насекомых, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.
Рисование "Мой любимый луговой цветок".
Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.
Рисование пластилином "Я цветочек посажу, нашу группу наряжу".
Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.
Дидактические игры.
«Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги»,
«Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке»,
«Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же»,
«Что изменилось?», «Живое – неживое», «Где спряталась кузнечик?», «Найди растение по названию»,
«Продайте то, что назову», «Где спрятаны насекомые?», «Узнай насекомое»,
«Найди о чем расскажу», «Пищевые цепочки».
Подвижные игры.
Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.
«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
Цель. Закреплять знания о внешнем виде луговых и садовых цветов; развивать быстроту, ловкость. Умение из общего количества искусственных цветов или карточек-цветов выбрать те, которые соответствуют названию команды.
Труд.
Поливка комнатных растений.
Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.
Поливка грядок.
Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
Чтение.
Цель: развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Стихи о цветах.
Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
Пришвин М. «Золотой луг».
Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
Настольные игры.
«Выложи цветы» (мозаика,
«Собери букет»,
«Цветочное лото».
Работа с родителями.
Изготовление поделок из бросового материала совместно с детьми.
Подготовка знаков о правилах поведения человека в природе.
Консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание детей в семье».
III Этап. Заключительный.
Оформление материалов проекта :
• Выставка детских работ.
• Знаки "Правилах поведения человека в природе«.
• Выставка работ детей и родителей: Поделки из бросового материала.
Литература:
• Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
• Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с. Шорыгина, Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : ГНОМиД, 2002. – 64 с.
• Бурштейн Л. М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
• Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
• Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. - М, 2005
• Коломина В. Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
• Николаева С. Н. «Юный эколог», 2005
• Рыжова Н. А. «Наш дом - природа», 1996
Интернет- ресурсы