Габидулина Светлана
Исследовательский проект «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Росинка» г. Рубцовск ул. Ст. Разина 198 тел: 6-36-43
Тема: «Волшебница – соль»
Участники проекта : дети подготовительной группы
Руководитель воспитатель: Габидулина Светлана Викторовна
2018г
Содержание:
1. Введение и задачи
2. 1этап. Поиск информации в Интернете.
3. 2этап. Поиск информации в литературе о соли.
Публикация «Исследовательский проект „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
4. 3этап. Методика проведения опыта
5. Вывод.
6. Список литературы
Тема: «Волшебница соль»
Цель проекта : Узнать как можно больше о соли и о ёё свойствах.
И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи проекта :
Изучить исторические сведения о соли ;
Узнать о значении соли в жизни человека;
Расширять знания детей о соли, определить свойства соли, как ее добывают, где применяется.
Формировать у детей исследовательские навыки.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Развивать умение участвовать в опытно-экспериментальной деятельности- провести опыты с солью;
Проанализировать полученные результаты
Актуальность: после чтения сказки «Золото и соль» у детей возник вопрос: «От куда берется соль?». Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, она бывает разная: крупная, мелкая, морская, поваренная, каменная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль.
Гипотеза:. предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Проект : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы
Этапы работы:
1. Поиск информации в Интернете.
2. Поиск информации в литературе. Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о соли. Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль.
3. Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная)
4. Проведение опытов. Опытно – экспериментальная деятельность «Волшебница соль–». «Изучение свойств и качеств соли». Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли. Лепим из солёного теста
5. Выявление что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
1ЭТАП
Поиск информации в Интернете.
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли. Они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы не испытывал недостатка в ней.
Соль – важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры. капусту)
Соль- это символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. От сюда, народная примета, - соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
А еще с солью связанно много поговорок: «Недосол на столе, пересол на спине», «Без соли не сыто, а без соли не сладко»
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озер на Черном и Азовском морях. Здесь ее закупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы знатных гостей, прочие расходились «несолоно хлебавши»
2 ЭТАП.
Поиск информации в литературе о соли.
Из книг мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью. Например: чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью. Чтобы с легкость почистить варенные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли. Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде скорее всего свежее. Если в банку с молоком добавить щепотку соли, оно будет храниться дольше.
3 ЭТАП.
Дневник проведения опыта
Мы разработали подробный план изучения соли. Поставили перед собой цели и задачи: изучить свойства соли, вырастить кристаллы и сравнить соленую и пресную воду. Все свои наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.
1 опыт. Мы взяли емкость с водой, погрузили туда ложку соли - соль с нее исчезла
Вывод: соль растворяется в воде.
2 опыт
.Затем мы решили проверить влияет ли температура воды на растворяемость соли. Взяли 2 стакана с холодной и горячей водой. И положили по одной столовой ложки соли. Вода в стаканах помутнела. но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод : в горячей воде соль растворяется быстрее
3 опыт:
Следующий опыт провели, чтобы проверить, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность! Взяли два стакана с водой, в один добавили 2 ложки соли. В каждую емкость опустили сырое яйцо. Что же произошло? Яйцо в пресной воде упало на дно, а в соленной воде осталось плавать на поверхности.
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности
Объяснение: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды.
4 опыт
«Незамерзающая соль»
Два стакана, с пресной и соленой водой, поместили в морозильную камеру. Через на несколько часов мы обнаружили, что пресная превратилась в лед, а соленая стала холодной, но не замерзла
Вывод: соленое море не замерзает зимой, а городах зимой дорожки посыпают солью.
5 опыт
«Соль- чистящее средство»
Взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли его. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
6 опыт
«Выращивание кристаллов из поваренной соли».
День 1: Растворили в банке с водой соль. Опустили в этот раствор нитку.
День 2:Вода стала испаряться, и на горлышке появился белый налет.
День 4: На нитке образовался небольшой твердый белый слет.
День 5-9: Налет на стенках банки и нитке увеличивался, появились кристаллы.
ВЫВОД: Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Вот сколько интересного, мы узнали о соли. А ведь она и правда волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Романова
2. «Экологическое воспитание». Опыты. Н. С. Николаева
3. «Мы» - программа экологического образования детей Н. Н. Кондратьева
4. Интернет