Мальцева
Исследовательский проект «Удивительный мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №68»
Вид проекта
Исследовательский
Тема проекта : «Удивительный мир растений»
2022г.
Содержание:
Введение…. 3
План график мероприятий…. 6
1 этап. Предварительный… 6
2 этап. Основной…. 6
3 этап. Заключительный …. 7
Оценка результатов и отчетность … 8
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Вид проекта : Исследовательский
Темочки:
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Сроки реализации проекта : январь-май 2022г.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагогический коллектив.
Название проекта : Удивительный мир растений.
Актуальность проекта :
В наше время востребованная творческая личность, которая способна к активному познанию окружающего мира. А также надо не забывать, что с развитием современных технологий экологический баланс в мире нарушается, следовательно, чтобы сохранить природу нужно больше заботиться об окружающей среде и передавать знание нашим последователям, а то есть детям о бережном уходе за окружающей средой.
Отечественные ученные, такие как Николай Николаевич Поддьяков, Александр Ильич Савенков и Афанасьева Ольга Васильевна утверждали, что экспериментальная деятельность является основой познавательной деятельности, так как «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает формирование мировидения ребенка». Следовательно, чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Проблема: дети мало знают о способах ухода за растениями.
Цель: развивать творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников и вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Задачи:
1. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, учить правильно, ухаживать за растениями.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений;
3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Методы и приемы работы:
Наглядный: просмотр видео-роликов и презентаций о бережном отношение к природе; наблюдение в ходе опытно-экспериментальной деятельности; рассматривание картин растений и самих растений, просмотр заполненных дневников наблюдение, сравнение результатов.
Словесные: беседы о бережном отношении к окружающей среде, беседы в ходе опытно-экспериментальной деятельности, словесные заключения детей.
Практические: выполнение опытно-экспериментальной деятельности детей, дидактические игры, использование Лэпбука «Путешествие капельки».
Ожидаемый результат:
1. Дети знают о потребностях растений и могут самостоятельно ухаживать за ними.
2. Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию, способны наблюдать за ростом растений и сравнивать результаты;
3. Дети стараются беречь окружающую среду, пользуются правилами поведения в природе.
4. Родители заинтересованы в создании благоприятных условий для экспериментальной деятельности детей.
Участники проекта : дети старшей группы, семьи воспитанников, педагоги.
Формы реализации: беседы с детьми, проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми, ведения дневника, просмотр видео роликов и презентаций, создание лэпбука «Путешествие капельки», дидактические игры по теме, консультации для родителей о бережном отношении к окружающей среде, привлечение родителей к опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.
Конечный результат: выращен огород на подоконнике, заполнен дневник наблюдений за ростом растений.
План график мероприятий
I этап. Предварительный.
Анализ научной и методической литературы.
Разработка проекта.
Планирование работы с детьми, родителями.
Организация предметно - развивающей среды.
Подбор консультаций для родителей.
Информирование родителей о выставке дидактических пособий и игр.
II этап. Основной.
Работа с детьми Дата
«Что такое почва? Есть ли в ней вода и воздух?» Январь
«Сухая и влажная почва. Как растения дружат с почвой» Январь
«Песочная страна» Январь
«Чудо - вода» Январь
«Такая разная вода» Февраль
«Волшебница - вода» Февраль
«Фильтрование воды» Февраль
«Воздух в жизни растений» Февраль
«Зачем растения вертятся?» Март
Посадка семян в «Огород на окошке» Март
«Упрямые растения» Март
«Добрые и сердитые растения» Март
«Может ли растение дышать» Март
«Разноцветные растения» Апрель
«Хитрые семена» Апрель
«Развитие растения из семени» Апрель
Уход за всходами в «Огороде на окошке» Апрель
Итоговая презентация «Удивительные растения» Май
Работа с родителями Дата
Анкетирования родителей о значимости экологического воспитания детей 6-ого жизни январь
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» Февраль
Буклеты для родителей о бережном отношении к окружающей среде Март
Конкурс «весёлый лучок» Март
Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Апрель
Конкурс по изготовление дидактических пособий «Наш веселый уголок» Апрель
III этап. Заключительный
Подведение итогов проекта с детьми. Беседы с рассматриванием огородом на подоконнике и заполненным дневником наблюдения за ростом растений.
Проведение викторины «Наш веселый огород».
Наблюдение за ростом растений в лабиринте «Умные растения».
Приложение А
Перечень опытно-экспериментальной деятельности используемой в проекте
«Что такое почва? Есть ли в ней вода и воздух?»
Цель: Дать детям представление о том, что почва - верхний слой земли.
Оборудование: Иллюстрации макета почвы, почвенных обитателей, образцы почвы, прозрачная ёмкость с водой, лупы, зеркальце.
Ход:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением макета почвы.
2. Рассказать о значении почвы в жизни растений.
3. Познакомить с некоторыми подземными обитателями.
4. Опыт «Не живёт ли в почве воздух - невидимка?»
5. Опыт «Есть ли в почве вода?»
«Сухая и влажная почва. Как растения дружат с почвой»
Цель: Познакомить детей со значением почвы в жизни растений.
Оборудование: Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной, лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши (на каждого ребёнка). Почва с корешками, комнатные растения, горшочек, леечка.
Ход:
1. Прочитать стихотворение о почве.
2. Обследовать почву пальцами, пользуясь лупой.
3. Опыт «Как впитывается вода в сухую и влажную почву».
4. Дать детям задание: найти растение, которое не росло бы в земле.
5. Посадка комнатного растения.
«Песочная страна»
Цель: Дать детям представление о свойствах глины, закрепить свойства песка, показать чем они похожи и чем отличаются.
Оборудование: Три стеклянные банки (первая с сухим песком, вторая с влажным, третья с прозрачной водой, песок, глина, камни лопатка, карточка, лупа, карандаши.
Ход:
1. Беседа на чём стоит обычный дом и на чём дом - природа.
2. Опыт «Обследование песка».
3. Опыт «Почему песок тонет».
4. Эксперимент - сравнить свойства сухого и влажного песка.
5. Экспериментирование «Какой песок и какая глина», «Из чего состоит песок, а из чего глина», «Где быстрее просачивается вода»
«Чудо - вода»
Цель: Закрепить свойства воды (прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, значением в жизни живой природы и агрегатных состояниях.
Оборудование: Стаканчики с водой, сахар, соль, краски. Ваниль, цедра апельсина, молоко, соломинки, ложки.
Ход:
Беседа о значении воды в жизни живой природы.
Опыты:
1. Вода не имеет цвета.
2. У воды нет вкуса.
3. У воды нет запаха.
4. Вода - жидкость.
5. Вода - растворитель.
«Такая разная вода»
Цель: закрепить знания детей про агрегатные состояния воды путем опытно экспериментальной деятельности.
Оборудование: Баночки для воды, тарелки для льда, лёд, пробирка с водой, спички, сухое горючее, зеркало, картинки для моделирования.
Ход:
Загадка.
Опыт:
1. Вода может быть твёрдой.
2. Вода парообразная.
«Волшебница - вода»
Цель: Сформировать представления о том, что части растений видоизменяются в зависимости от факторов внешней среды.
Оборудование: Плакат «Путешествие капельки»
Ход:
Опыт «Откуда берётся и куда исчезает вода?»
Опыт «Куда тянутся корни?»
«Фильтрование воды»
Цель: Познакомить с разными видами фильтров, закреплять умение пользоваться алгоритмом.
Оборудование: изображение рыбки или игрушка-рыбка; 9 прозрачных стаканчиков: 3 с воронкой красного цвета, 3 - с воронкой зеленого цвета; 3 -с воронкой желтого цвета: 1 мерная кружка с подкрашенной водой; 1 мерная кружка с водой, загрязненной землей; 1 мерная кружка с водой, в которой налито подсолнечное масло; 3 мерные кружки с фильтрованной водой; емкость с речным песком - 3 шт; мерная ложка - 3 шт; палочка - 3 шт; промокательная бумага - 3 листа; белая ткань - 6 кусочков размером 20х30 см; подноса
Ход:
Беседа.
Подойдите к столам. Будем действовать в следующем порядке.
Возьмем в руки промокательную бумагу, положим ее на стакан с красной воронкой и немного, очень аккуратно углубим ее.
На стакан с желтой воронкой положим ткань, немного углубим ее и очень аккуратно насыплем ложкой из контейнера речной песок.
Теперь берем емкость с загрязненной водой, перемешиваем жидкость палочкой, и аккуратно пропускаем эту жидкость через каждый фильтр. Сначала наполняем стакан с бумажным фильтром, затем пропускаем воду через фильтр из ткани и, наконец, через песок. Если сомневаетесь в последовательности выполнения эксперимента, то можете воспользоваться алгоритмом.
Подведение итогов.
«Воздух в жизни растений»
Цель: Закрепить знания о том, что воздух необходим растениям для роста, дыхания, размножения, выживания в неблагоприятных условиях.
Оборудование: Кусочки хлеба, пакет.
Ход:
Опыт «Заплесневелый хлеб» (для роста мельчайших живых организмов нужны определё нные условия: тепло, темнота, нет воздуха).
Экологический практикум «Воздух и аромат». Свежий воздух, едкий дым от костра, выхлопные газы машин, выбросы отходов производства, аромат парфюма, свежих фруктов, лечебный горный воздух, воздух лесов, полей.
«Зачем растения вертятся?»
Цель: Помочь детям определить значимость солнечного света для жизни и роста растений.
Оборудование: Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок.
Ход:
Опыт: «Растения и свет». Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.
«Упрямые растения»
Цель: Уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений.
Оборудование: Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки.
Ход:
поставить один горшок на свет, а второй в тень. Зарисовка растений до проведения опыта, и после эксперимента.
«Добрые и сердитые растения»
Цель: Продолжать знакомить с комнатными растениями, их строением, свойствами.
Оборудование: Комнатные растения, рассматривание схем строения растений.
Ход: Игра «Часть и целое».
«Может ли растение дышать»
Цель: Познакомить детей с органами дыхания у растений, с тем как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование: Проведение эксперимента.
Ход:
Опыт № 1. На рабочих столах находятся зеркала. Они могут помочь увидеть наше дыхание. Для этого нужно просто поднести зеркало близко к носу и рту и подышать.
Посмотрите на зеркала, что вы видите?
Действительно, на зеркале появилось запотевание от нашего дыхания.
Как вы думаете, поможет ли нам этот способ определить может ли растение дышать? Как это понять?
Проверяют данный способ на растении.
В: Да, на зеркале сложно проверить, а почему? (не знаем чем дышит растение)
Кто помнит все составные части растения? (дети называют)
Для чего нужен корень?
Стебель или ствол?
Литья?
Как вы думаете, все части растения стоит проверять? Почему?
Что может послужить заменителем зеркала? (поэлителеновый пакет)
Опыт № 2. К части ствола и к одному из листьев привязывается (вокруг) кусок поэлителена.
Пора проверить что происходит с растением.
Что вы видите не пакете?
Откуда взялось запотевание?
Каким образом дышит растение?
Кто еще дышит воздухом?
С помощью чего дышит рыба? (собака, птица)
Чем мы занимались?
Что понравилось больше всего?
На какие еще вопросы вы бы хотели узнать ответы?
«Разноцветные растения»
Цель: Дать детям понятие о том, что растения - это живые организмы и не могут жить без воды, формировать интерес к миру растений.
Оборудование: баночка с окрашенной водой, цветок с белым бутоном.
Ход:
Показать самодвижение в стебле растения. Налить цветной краситель в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать 12 часов. Результат будет виден. Вывод: окрашенная вода поднимается по стеблю и окрашивает цветок.
«Хитрые семена»
Цель: Познакомить детей со способами проращивания семян.
Оборудование: ватка, семена, вода.
Ход:
На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью и ставят в теплое место. Вывод: семена проросли
«Развитие растения из семени»
Цель: Дать понятие об условиях произрастания растений, способах ухода за ними; воспитывать трудолюбие.
Оборудование: Три колбы: с песком, водой, почвой для цветов
Ход: В каждую из колб поместить проросшее семечко. Наблюдение за ростом растений. Где семя проросло быстрее, какое растение растет быстрее. Зарисовка всех этапов эксперимента в дневник наблюдения.
Выводы.
«Огород на окне»
Цель: Предложить детям посадить огород на окне, вырастить зелень и лук.
Оборудование: земля, вода, семена зелени и лук.
Ход:
Посадка зелени в земле, а лука в воде. Наблюдение за растениями. Зарисовка всех этапов работы в дневник наблюдения.
«Лабиринты для растений»
Цель: Предложить детям понаблюдать, как растение развивается и проходит через лабиринт, преодолевая препятствия в виде специальных отсеков.
Оборудование: набор «Умные растения», вода, фасоль, земля.
Ход:
Для эксперимента используется набор «Умные растения», с помощью которого можно вырастить росток, понаблюдать за развитием растения, смотреть, как изменяется корневая система в специальной пластиковой коробке с почвой.
Растения всегда ищут свет, свет попадает в лабиринт сверху, и еле просачивается вниз через лабиринт. Благодаря свету побеги растут. Когда свет падает с одной стороны, побег растет, сгибаясь только в эту сторону.
Зарисовка всех этапов эксперимента в дневник наблюдения.
Приложения Б
Консультация для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Нужно! Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Приложение В
Консультации для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро - в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.