Эльвира Аршанова
Исследовательский проект «Богатство недр Земли — каменный уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Богатство недр Земли – каменный уголь»
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители
Сроки реализации проекта : Краткосрочный
Наименование предметного направления: неживая природа
Автор: Аршанова Эльвира Викторовна воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Публикация «Исследовательский проект „Богатство недр Земли — каменный уголь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Проекты для детей
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Хохорский детский сад»
Актуальность проекта : Ребёнка окружает огромное многообразие неизведанного мира. Это мир природы, мир вещей. Дети постоянно познают окружающий мир, задают огромное количество вопросов, накапливают жизненный опыт. Но как же накопить этот опыт, не имея возможности почувствовать его сполна, благодаря своим чувствам. Не зря гласит народная мудрость, что лучше не сто раз услышать, а лучше один раз увидеть.
Хочу поделиться интересным опытом и результатом опытно-экспериментальной работы с детьми. Для осуществления работы по ознакомлению с неживой природой мы изучали тему: «Использование человеком полезных ископаемых». В группе был организован уголок с предметами и объектами, отражающими эту деятельность: «Знай родной свой край». Дети с удовольствием осматривали куски угля, гладили их, любовались и показывали друг другу. Эти чёрные блестящие кусочки очень заинтересовали детей. Им стало интересно узнать о происхождении угля, о том, зачем он вообще необходим, почему его называют «золотом» и кто и как его добывает. На экскурсии в котельную детского сада, детей очень заинтересовал тот факт, что уголь горит. Ведь, это же практически камень. Для того, чтобы удовлетворить познавательные потребности детей было решено создать исследовательский проект.
Педагогическими условиями для обеспечения решения задач по экологическому направлению стали:
постепенное наполнение предметно-развивающей среды;
широкое использование игровых упражнений: дидактических игр, рассказов воспитателя и др;
использование познавательных сказок, введение сказочных персонажей. Очеловеченные реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование – всё это придаёт познавательной деятельности обучающий характер, формирует различные виды мотивации (игровую, личностную, познавательную, общественную и т. д., позволяет детям проживать содержание тех или иных занятий.
Цель проекта :
Формировать у детей познавательный интерес к неживой природе, к её недрам – углю. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей 6–7 лет, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи проекта :
Познакомить детей с углём, объектом неживой природы.
Расширять представления детей о добычи угля, о его месторождении, условиях возникновения.
2) Активизировать поисково-познавательную деятельность, умение строить умозаключения, выводы, выстраивать гипотезы. Обогащать словарный запас детей.
4) Привлекать родителей к совместной поисково-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
5) Познакомить детей с богатством недр земли – углём.
Ожидаемые результаты.
Дети получат необходимые знания о полезных ископаемых недр родной земли – угле
Сформируют навыки поисково-познавательной деятельности для достижения результата (прогнозировать, расширять его горизонт, выбирать)
2) Дети увидят результаты своей деятельности (наблюдений, опытов, творческих работ, полученных впечатлений от проведенных экспериментов).
3) Расширить свои представления о неживой природе: о том, что из живого создано неживое.
4) Сотрудничество с родителями во время реализации проекта, будет способствовать улучшению детско-родительских отношений.
5) Дети расширят свои знания о природном мире родного края, приобщатся к уважительному отношению к труду шахтёров.
2. Основная часть
Для реализации экологического проекта по ознакомлению детей с неживой природою – углём были выбраны его этапы, в которые вошли разные виды, формы и направления работы с детьми. Все они способствовали реализации основных задач и цели проекта.
Специально организованная деятельность с детьми
Совместная деятельность с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Формы работы по данному направлению
Взаимодействие с семьей
Интеграция с другими образовательными областями
Опытно-экспериментальная работа
1 этап проекта – подготовительный
На подготовительном этапе был создан кейс полезной информации, в который вошли сказки, стихи, былины, песни об угле, познавательная информация. Разработан цикл занятий необходимой тематики, экспериментально-поисковая деятельность. Были созданы мультимедийные презентации на темы: «Откуда уголь пришёл», «Из недр землю – прямо в печку», «О вреде дыма на экологию города» и другие. С родителями был создан альбом на тему: «Профессия – шахтёр», собраны сведения из энциклопедий об истории возникновения угля, о значении угля для человека, об истории освоения недр Иркутской области, о тяжёлом и прославленном труде шахтёра и сопутствующих профессиях.
2 этап проекта - основной
На данном этапе была реализована сама исследовательская, поисково-экспериментальная работа с детьми по проекту. С ними проводились познавательные беседы, рассказывались познавательные сказки, рассказы по теме:
«Уголь – богатство наших недр земли», «Что такое «уголь?», «Шахта, что это?»,
«Как добывают уголь?», «Что дает людям уголь?».
С детьми проведен цикл занятий и опытно-экспериментальная деятельность:
«Уголь – богатство нашего края», «Удивительное в каменном угле - история образования угля».
Опыты и эксперименты с углё м: «Тонет – не тонет», «Прочный или хрупкий», «Наблюдаем под микроскопом слоистость угля», «Растворяется или нет» и другие.
Удивительные места на земле. Месторождения угля по карте Донбасса с рассматриванием альбома «Профессия – шахтёр»
Совместно с родителями была организована выставка книг и фотоматериалов по теме.
На протяжении всего проекта дети учили стихи, разучивали песни, рисовали и делали поделки. Интересным моментом было изготовление модели шахты, где было отражено процесс вывоза угля машинами, поездами, и др. Был изготовлении макет залежей угля под землёй для полного создания представлений у детей. Детям в процессе занятий были показаны мультимедийные презентации, видеоролики о возникновении угля на земле.
3 этап проекта – завершающий
Завершающим этапом стала презентация работы по данному направлению:
- Проведение итогового занятия в форме брей - ринга с использованием опытно-экспериментальной работы: «Уголь – это богатство»
- Выставка творческих работ и рисунков на тему: «Уголь»
- выступление воспитанника на муниципальном конкурсе «Юный исследователь»
Заключение
Во время реализации данного проекта, в его рамках, мы играли, проводили эксперименты, читали, сочиняли собственные сказки, проводили исследования в детском саду и дома, организовывали выставки – словом, наша жизнь была весёлой, эмоциональной, дружной и наполнена творчеством.
Таким образом, реализуя все цели и задачи проекта, можно сделать вывод, что работа была успешной. Дети сформировали познавательный интерес к неживой природе, к её недрам и богатствам – углю. Познакомились и много узнали об угле, как объекте неживой природы, энергетическом топливе. Они расширили представления о добычи угля, о его месторождениях и условиях возникновения. Активно участвовали в экспериментах, делали умозаключения, выводы, расширили свои знания, активный и пассивный словарь. Участие родителей в проекте способствовало укреплению отношений, повышение интереса к природе родного края, проблем экологии. А также воспитанники узнали, что есть полезные ископаемые.
Теперь каждый из нас знает – «Уголь – это богатство!»
Список использованной литературы:
- Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова
- Атлас динозавров и других ископаемых животных. М., 2002.
- Большая книга знаний для детей: Энциклопедия. М., 2001.
- Журнал «GralsWelt», пер. с немецкого. Экарт Альтингер «Сказка о чудесном угле»
- Интернет-ресурсы
Приложение №1
Пословицы и поговорки про уголь
Без огонька не добыть уголька.
Невелик угля кусок, а пачкает.
Не тот уголь, что в забое, а тот, что в эшелоне.
От одних слов «ура» уголь не пойдет на-гора.
Слову вера — углю мера.
Уголек, как золото: и блестит и ценится.
Уголь — заводам корм : дадим по пять норм.
Уголь сажей не замарается.
Уголь добывать — живу не бывать.
Клевета - что уголь : не обожжет, так замарает.
Уголь сажей не замарается.
Без огонька не добыть уголька.
Сидит - как на огне, на угольях, на иголках, на жаровне.
Приложение №2
Познавательные беседы
Чудесные превращения угля.
Посмотрите: вот несколько камешков - белых, серых и черных. Найдите среди них кусочки угля.
Как вы узнали, что это уголь? Для чего нужен уголь? Как его добывают? Кто это делает?
Уголь нужен для обогрева наших многоэтажных и одноэтажных домов. Уголь нужен для производства пластмасс и даже лекарств. Поэтому Уголь называют «чёрным золотом»!
Сейчас я расскажу о чудесных превращениях угля.
Какого цвета уголь? Каждому известно: уголь черный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин, белые как снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из черного угля.
Уголь черный, а из него получают разноцветные краски. Уголь ничем не пахнет, а из него получают духи и даже сиропы для конфет и пирожных.
Уголь не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. Уголь не похож на нитки, а их из него получают.
Из угля делают и удобрение, которым посыпают землю, чтобы росли фрукты, овощи, хлеб. Из угля добывают витамины, необходимые детям и бензин для машин. Чего только не делают из угля!
«История образования угля»
В каменноугольный период обширные пространства современной Европы, Азии и Северной Америки занимали тропические болота. Большинство деревьев на них отличались от тех, что растут в современных лесах.
Некоторые деревья были плауновидными. В наше время плауны — это просто маленькие, похожие на мох растения, но в каменноугольный период некоторые плауновидные вырастали в массивные деревья высотой более 30 метров. Среди деревьев доисторического леса часто попадались гигантские хвощи и папоротники.
О тех лесах и растениях в них мы знаем по дошедшим до нас остаткам в виде угля, который мы добываем из земли и сжигаем.
Когда растения погибали в насыщенных влагой местах вроде болот, они, перегнивая, превращались в толстый слой гниющей! растительной массы. Примерно такую же вы найдете в саду или огороде в нижних слоях кучи компоста. Такой толстый слой называется торфом. Через миллионы лет он затвердел и превратился в уголь.
Какого цвета уголь?
Кто же этого не знает? — скажешь ты. Всем известно: уголь чёрного цвета. Так и говорят: чёрный, как уголь.
Что ж, правильно. Чаще всего так и бывает. Но не всегда! Имей в виду: есть не только чёрный, но и жёлтый уголь, он называется «сланец, есть уголь золотистого оттенка.
Бывает даже голубовато-фиолетовый уголь.
А откуда взялся уголь? И почему его называют каменным?
Каменный уголь очень твёрдый, как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камень не горит. Почему ж уголь даёт пламя? Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку.
Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на Земле.
А ведь дерево хорошо горит, это каждый знает.
Конечно, уголь совсем не похож на дерево. И на цветок тоже не похож. Но если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть во-локна растений.
Каменный уголь очень нужен всем. Люди научились делать из него множество полезных, необходимых вещей: бензин для моторов, кокс для доменных печей и многое, многое другое.
Приложение №3
Сказка о чудесном угле
В одной стране был сильный холод. Солнце не могло пробиться сквозь тучи, нависшие над землёй. Его едва было видно, можно было лишь предощутить его и очень редко увидеть нечто расплывчатое.
В этой стране уже давно было так холодно, что люди, жившие там,
почти забыли, что раньше было тепло и они каждый день могли видеть солнце и чувствовать0егосогревающие лучи.
За много лет люди привыкли к холоду, и многие едва могли представить себе жизнь без мороза. Они даже гордились тем, что хорошо приспособились к холодам и могли искусно избегать опасностей. Были школы, где людей специально обучали этому, и многие становились большими мастерами в искусстве приспособления к холодам.
Казалось, что люди уже почти забыли солнце, однако, солнце не забыло их. Оно заботилось о людях, чтобы они не умерли от страшного холода. Для этого оно посылало к ним посланцев. Они приносили людям светящийся чудесный уголь, у которого те могли греться до тех пор, пока солнце, набравшись силы, не растопит ледяные тучи. Тогда бы, наконец, и потеплело. И люди вновь увидели бы солнце и согрелись бы его силой.
Посланцы солнца приносили людям чудо-уголь и объясняли, как они должны зажечь этот чудо-уголь, чтобы его тепло согрело всех. Они показывали им, как осторожно нужно это делать, чтобы согреться, но при этом не обжечься. Они также говорили, что чудо-уголь не убывает при передаче другим людям, а наоборот, сила его света и тепло станут тем сильнее, чем больше будут передавать чудо-уголь и доставлять другим радость.
Но многие люди уже так привыкли к холоду, что не понимали, зачем им нужно тепло чудо-угля. Они неуверенно принимали его в подарок и благодарили. Но считали за большой труд зажигать его и даже немного боялись, что обожгут себе пальцы. Они не использовали согревающую силу угля.
Они брали его, но не для того, чтобы зажигать, а просто, чтобы хранить у себя как сокровище, и продолжали дальше упражняться в искусстве приспособления к холоду. Если же иногда они чувствовали, что что-то не так, поскольку совершенно отсутствует тепло, то успокаивались тем, что и другим людям ничуть не лучше.
Люди же, которые зажигали чудо-уголь, радовались его живительной силе. Чем больше они делились им с другими людьми, тем сильнее становилось его свечение. Им нужно было только не давать чудо-уголь тем, кто хотел его лишь «схоронить» не зажигая, потому что тогда сила свечения их собственного чудо-угля не увеличивалась, а слабела.
Их дети сильно томились по теплу чудо-угля и сразу узнавали, кто именно зажёг чудо-уголь, и тогда они особенно любили такого человека.
Лишь когда они шли в школу, где их учили обращаться с холодом, эта способность детей слабела, но не терялась. Среди них всегда были такие, кто эту способность мог сохранять всю жизнь и радоваться согревающему свету чудо-угля.
Много людей погибло от холода. Но, наконец, большие холода прекратились, так как солнце смогло преодолеть их своей силой. Те, кто грелся у чуда-угля, остались жить и благодарно приветствовали солнце, согревавшее их своими лучами.
Маленькая девочка, которая слушала эту сказку, спросила свою мать:
— Что же это за чудо-уголь?
— Это — Любовь, — ответила мать.
Приложение №4
Экспериментальная деятельность с детьми.
Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Проходите в нашу лабораторию. Дети берут кусочки угля, рассматривают их.
Воспитатель. Какого цвета уголь?
Дети. Он чёрный, блестящий.
Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.
Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?
Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.
Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)
Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).
Дети. - Он слоистый.
Воспитатель. - Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?
Дети. Он тяжёлый.
Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить (помешать воду палочкой).-Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Дети. Не растворяется.
Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?
Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает, он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.