Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Главное богатство Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды в природе, значении воды; развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; продолжать воспитывать стремление охранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Главное богатство Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Материал и оборудование: обучающие карточки «Что ты знаешь о Земле?», «Морские животные»; экологические цепочки «Воздух, земля, вода».
Ход занятия
Педагог загадывает детям загадки и предлагает найти отгадки на картинках:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это… (краб).
Вильнет хвостом туда-сюда -
И нет ее, и нет следа. (Рыба.)
Через море-океан плывет чудо-великан.
Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит.)
Педагог: Ребята. А что объединяет рыбу, краба и кита?
Дети: Они живут в воде.
Педагог: Если сказать другими словами, их объединяет среда обитания (место, где они живут). А где можно увидеть воду?
Дети: В кране, в ручейке, в реке, в аквариуме, в море, в океане.
Педагог: Как человек использует воду? Для чего она нужна?
Дети: Вода нужна для стирки, умывания, приготовления пищи, мытья посуды, полива растений.
Педагог: Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания.
Беседа «Вода нужна всегда»
На Земле не было бы жизни, если бы в далекие-далекие времена на ней не образовался Мировой океан. Сейчас он занимает две трети поверхности нашей планеты, а когда-то, кроме него, ничего и не было. В океане зародилась жизнь, то, из чего постепенно получились первобытные растения и животные. Прошли миллионы лет, прежде чем живые существа вышли на сушу и расселись на ней. Но все они не могли бы существовать без воды. Так и человек: люди не могут прожить без воды дольше нескольких дней. Хорошо, что наша планета хранит ее запасы - в виде ледников и наземных и подземных источников.
Океаны и моря
Мировой океан, который уступил суше лишь треть поверхности нашей планеты, условно делится на пять океанов: холодные Северный Ледовитый и окружающий Антарктиду Южный океан, самый большой Тихий, самый неспокойный, знаменитый своими ураганами Атлантический и самый теплый Индийский. Прибрежные части океанов разделены на моря - на Земле их около 90. Большинство из них отделено от океанов островами или полуостровами. Некоторые моря (например, Черное) сильнее вдаются в сушу и поэтому называются внутренними. Каспийское, Аральское и Мертвое море на самом деле огромные озера - ведь они не соприкасаются с Мировым океаном.
Ледники
Почти десятая часть суши покрыта ледниками. Жить там невозможно, но зато это особая кладовая нашей планеты. Она хранит большую часть пригодной для питья пресной воды. Ледники постепенно, в течение десятков тысяч лет, образуются там, где выпадает много твердых осадков и холодно, то есть там, где выпавший снег не тает, а скапливается, превращаясь в лед. Ледники есть на всех континентах Земли (даже в Африке): в приполярных районах, возле полюсов, на вершинах гор. Спускающуюся с вершины горы часть ледника называют языком. В таких языках берут начало горные реки. Отклонившиеся от ледников и дрейфующие по океанам огромные глыбы льда - это айсберги.
Реки и озера
Рек на Земле великое множество. Одни стремительные - горные, другие неторопливые - равнинные. Одни берут начало в ледниках, другие в озерах и болотах, вытекают из подземных источников или образуются, когда сильные осадки не успевают впитаться в землю. Реки сами выбирают свой путь и прокладывают себе русло так, как им удобно. Славу самой длинной реки мира оспаривают Нил и Амазонка. Самые крупные реки России - сибирские Лена и Енисей. А наша Волга - крупнейшая река Европы. Озера - это скопления воды в углублениях земли. Самое большое озеро в мире - Каспийское море, а самое древнее и глубокое - наш Байкал. Говорят, в него впадает около тысячи речек, а вытекает одна - Ангара.
Педагог: Ребята, как много мы узнали о воде. Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Море волнуется раз»
Ведущий говорит:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Дети в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.
Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т. д.
Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Ребенок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал, что это за фигура.
Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим». Игра начинается сначала.
Педагог: Поиграли, давайте выполним небольшое задание.
Экологическая игра «Составь цепочку»
Перед детьми несколько карточек, подобранных по смыслу. Например: водоросли, краб, акула. Предложите подумать, как они связаны между собой.
Что произойдет, если убрать одно звено из цепи?
Педагог: Посмотрите - перед вами морское дно. Но куда-то делись все морские обитатели. Давайте нарисуем их.
Рисование «Морские обитатели»
Педагог: Молодцы! Вы справились с заданием. Скажите, а смогли бы животные, которых вы нарисовали выжить на суше?
Дети: Нет, они дышат кислородом, растворенном в воде. Строение их тела приспособлено к водной среде.
Педагог: Как загрязнения водной среды могут повлиять на ее обитателей?
Дети: Они будут болеть и могут погибнуть.
Педагог: Как люди могут предотвратить загрязнение воды?
Дети: Не сбрасывать сточные воды, мусор в реки, моря, озера.
Педагог: Ребята, на следующем занятии, мы продолжим говорить о воде, ее свойствах и значение для живых организмов и человека.
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2014. - С. 7.