Евгения Кухаева
Исследовательский проект «Почемучки»
Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой
Структурное подразделение детский сад-школа №8.
Проект «Почемучки»
Подготовили воспитатели
МОУ СОШ №3 С/П детский сад-школа№8
Кухаева Е. В. Романова В. В.
2020-2021г
Название проекта : «Почемучки»
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.
Вид проекта : групповой, исследовательский.
Публикация «Исследовательский проект „Почемучки“» размещена в разделах
Сроки реализации проекта : 01.10.2020 г. по 31.05.2021 г.
Направленность проекта : опытно-экспериментальный.
Тип проекта : исследовательский
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта- принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• уважение личности ребёнка;
• реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, обеспечивающей познавательное развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта : Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности. Стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов.
Задачи:
1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности.
2. Стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов.
3. Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.
4. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.
5. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
6. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
7. Обогащать словарный запас детей.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта : проект предназначен для детей дошкольного возраста 6-7лет.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
• Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
• Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
• Экспериментальная деятельность.
• Наблюдения на прогулках.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Работа с родителями.
• Дидактические игры
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
• Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей.
• Развивать способности видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление.
• Выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты.
• Выдвигать различные гипотезы.
• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Делать определенные умозаключения и выводы.
Для родителей:
• Повышение знаний по совершенствованию исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста
• Сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам исследовательских навыков у детей
• Заинтересовать родителей по данной теме, сделать их единомышленниками в осуществлении данного проекта
Для педагогов:
• Повышение знаний по совершенствованию исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• Сплочение родителей, детей и педагогов;
• создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
• подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Продукт проектной деятельности :
• Фотоматериал;
• Разработка методических рекомендаций;
• Презентация проекта.
Краткое описание проекта по этапам.
• 1 этап –подготовительный.
• Сентябрь 2020 г.
• Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации исследовательской деятельности у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
• 2 этап –основной.
• Октябрь 2020 -май 2021 г.
• Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. Подготовка методической, детской художественной литературы, подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
• 3 этап – заключительный.
• Май 2021 г.
• Подведение итогов работы над проектом;
• Анкетирование родителей и опрос детей;
• Презентация проекта.
Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)
Мероприятия Цель участники сроки Отметка о выполнении
1. Подготовка материалов для проведения экспериментов Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя сентября
2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1-2неделя сентября
3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 3-4неделя
сентября
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,
родители 4неделя сентября
Основной этап (октябрь2020г. –апрель 2021 г.)
№ Тема,цель игры Участие детей Участие родителей,педагога Срок реалицации Отметка о выполнении
1.
2 Песок и глина Цель: Познакомить со свойством песка –сыпучестью. Опыт №1 «Из чего состоят песок и глина?»
Опыт №2 «Проходит ли вода через песок и глину?» Совместная деятельность с детьми
Опыты с детьми дома в кругу семьи 1-2 неделя октябрь
3-4неделя октябрь
3
4 Вода
Цель:Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Опыт №3 «Куда исчезла вода?»
Опыт №4 «Дождевые облака Чтение экологической сказки «Живая вода»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» 1-2 неделя
ноябрь
3-4неделя ноябрь
5
6 Сахар и соль
Цель: Дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой. Опыт№5 «пизанская башня»
Опыт№6 «вырастить драгоценность» чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар»
Консультация для родитетелей
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 1-2 неделя декабрь
3-4неделя декабря
7
8 Снег
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге. Опыт№7 «почему снег мягкий?»
Опыт№8 «почему снег греет?» Наблюдение во время прогулки «Следы на снегу»
Беседа по дороге домой «Снег хороший и плохой»
1-2 неделя январь
3-4неделя январь
9.
10 Воздух
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух. Опыт№9 «способ обнаружения воздуха, воздух невидим»
Опыт№10 «сухой из воды» Наблюдение
Во время прогулки «Почему дует ветер?»
Дидактическая игра «Свойства воздуха». 1-2 неделя февраль
3-4неделя февраль
11
12 Магнит
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Опыт№11 «Магнит рисует Млечный путь»
Опыт№12 «Магнитный театр» Познавательный мультфильм
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» 1-2 неделя
март
3-4неделя
март
13.
14 Растения
Цель: Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Опыт№13 «Может ли растение дышать?»
Опыт№14 «Как влияет солнце на растение» Труд в уголке природы
Консультация для родителей
«Научите ребенка любить живую природу» 1-2 неделя апреля
3-4 неделя апреля
15
16 Бумага
Цель: Закреплять у детей свойства воды и бумаги. Опыт№15 «Можно ли склеить бумагу водой».
Опыт№16 «Изготовление бумаги» Просмотр презентации «Что такое бумага»
Ручной труд создание коллективного альбома 1-2 неделя
май
3-4 неделя май
Заключительный этап - презентация проекта :
1. Выставка «изготовленной книги»
2. Представление семейного исследовательского опыта «Презентация»
3. Создание группового фотоальбома по исследовательской жизни в саду.
4. Создание картотеки схем.
Результат проекта :
Дети научились поисковой деятельности: совместно со взрослыми могут и знают, где можно найти интересующую информацию. Обращаются к взрослым с вопросами с познавательной направленностью; умеют рассуждать; делают выводы. Дети не только охотно слушают, но делятся впечатлениями о явлениях природы, окружающем мире; с помощью взрослого устанавливают причины, взаимосвязи. Применяют полученные знания в игровой, самостоятельной деятельности.
Картотека опытов
Октябрь
Опыт№1 «Из чего состоят песок и глина?»
Цель:
Материал:
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт №2 «Проходит ли вода через песок и глину?»
Цель:
Материал:
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
Ноябрь
Опыт №3 «Куда исчезла вода?»
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух).
Вывод: Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт №4 «Дождливые облака»
Цель:
Материал:
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Вывод:
Декабрь
Опыт №5 «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Цель:
Материал: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Она проникает в сахар, смешиваясь с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара) и поднимается вверх по башне.
Опыт №6 «ВЫРАСТИТЬ ДРАГОЦЕННОСТЬ»
Почти все в детстве испытывали восторг от зрелища кристаллов, выращенных своими руками. А ведь сделать это дома, вместе с ребенком – очень просто. Попробуйте создать сверкающие «драгоценности» белого цвета.
Белый кристалл
Цель:
Материал: соль, стеклянная банка, толстые нитки, карандаш.
В очень горячую, но не кипящую воду потихоньку насыпайте соль и хорошо ее размешайте. Ваша задача - сделать очень концентрированный раствор соли, поэтому соль надо добавлять до тех пор, пока она уже не перестанет растворяться. К карандашу привяжите нитку и опустите ее в воду таким образом, чтобы она не касалась ни дна, ни стенок сосуда (карандаш выполняет роль перемычки и лежит на банке). Очень скоро на нитке образуются маленькие кристаллики соли. С каждым днем они будут расти, и увеличиваться в размерах. И через некоторое время у вас будет замечательное «ожерелье».
Вывод: В горячей воде растворимость соли увеличивается. А при остывании избыток соли выделяется из раствора и оседает в центре, которым является наша нить.
Январь
Опыт№7 «Почемуснегмягкий?»
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям набрать в ведёрко снег, не прихлопывая его лопаткой, и сравнить с таким же ведром наполненным водой. В чём дело, почему ведёрко со снегом легче чем с водой?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Опыт№8 «Почемуснеггреет?»
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его.
Вывод: В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок
Февраль
Опыт№9 «СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВОЗДУХА, ВОЗДУХ НЕВИДИМ»
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Материал: Пустая стеклянная банка 1,0 литр. Бумажные салфетки – 2 штуки. Маленький кусочек пластилина. Кастрюля с водой.
Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Опыт№10 «Сухой из воды»
Цель:
Материал:Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Март
опыт №11 «Магнит рисует Млечный путь»
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба.
Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.
Опыт №12 «Магнитный театр»
Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.
Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).
Детям предлагается в качестве сюрприза ко дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).
«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.
В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т. д., то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).
После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров» :
• Рисуют и вырезают;
• Делают аппликацию;
• Изготовляют способом оригами и др.
Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».
Апрель
Опыт №13 «Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Опыт №14 «Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Материал: лук, колпак,
Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.
3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
Май
Опыт №15 «Можно ли склеить бумагу водой».
Цель: Закреплять у детей свойства воды.
Материал:
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.
Вывод: Объясните что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
Опыт № 16 «Изготовление новой бумаги».
Цель:
Материал:
Ход опыта:
1. Дети совместно с воспитателем рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Далее таз накрывается клеенкой. Ёмкость с бумагой ставят в укромное место.
2. На второй день необходимо взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу необходимо равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть её ещё одной салфеткой и поставить сверху пресс.
4. Через два-три дня бумага высохнет. Её необходимо прогладить утюгом. Новая бумага готова.