Кубашова Нина Викторовна
Исследовательский проект «Где родился Колобок?»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект "Где родился Колобок?"
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА :
АВТОР ПРОЕКТА : Кубашова Нина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети 1 младшей группы, родители, воспитатель, младший воспитатель.
Публикация «Исследовательский проект „Где родился Колобок?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: Дети первой младшей группы
(1,5 – 2года).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : 1 неделя
БАЗА РАБОТЫ: МАДОУ «Детский сад №107 Суадон». Адрес: г Владикавказ.
ВИД ПРОЕКТА : Краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: Познавательное развитие, Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
ВВЕДЕНИЕ:
В современном мире одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений, навыков. Образовательный процесс в детском учреждении невозможен без поиска новых идей, эффективных технологий, которые могли бы помочь детям в развитии творческих способностей. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно исследовательская деятельность, знакомит детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни, стимулирует любознательность, включает детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, специфической чертой которого является тесная связь с игрой.
ПРОБЛЕМА:
Дети раннего возраста не имеют знаний о муке, тесте, и их свойствах; имеют минимальные знания о профессиях повара и пекаря.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
«В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами»
Л. С. Выготский
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. У детей 1,5-3 лет ведущим познавательным процессом является восприятие, которое в раннем возрасте идёт через чувства и ощущения. Дети в этом возрасте с удовольствием манипулируют различными предметами, исследуя их на разные качества, свойства. Если же ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Ознакомление детей с мукой и её свойствами – один из способов развития интереса у детей, расширение знаний об окружающем мире, ознакомлению детей с профессией «пекарь», развитию навыков ручной умелости. Эта задача очень хорошо решается через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
ЦЕЛЬ: Развитие у детей раннего возраста познавательной сферы через ознакомление со свойствами муки и теста в процессе исследования, экспериментирования и других видов деятельности.
ЗАДАЧИ:
Для педагога
1. Провести анализ имеющихся знаний детей по данному вопросу.
2. Подобрать эффективные приемы и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной, художественно-эстетической, социально коммуникативной, речевой активности детей в процессе ознакомления детей с мукой и тестом, и их свойствами.
3. Организовать пространственно - развивающую среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей.
4. Обеспечить взаимосвязь в работе с родителями, младшим воспитателем.
5. Повышение компетентности.
Для детей ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. Формировать у детей раннего возраста элементарные представления о муке и тесте, умение обследовать их и называть свойства.
2. Формировать умение выделять особенности муки и теста, описывать их, сравнивать с другими предметами. 3. Познакомить детей с профессией «пекарь».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Развивать творческие способности детей в художественной, театрализованной деятельности.
2. Обогащать активный и пассивный словарь детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным видам исследования.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу
Для родителей
1. Повышать компетентность родителей в исследовательски-экспериментальной деятельности детей.
2. Вовлекать родителей в детско-взрослые отношения, через совместное участие в проекте.
3. Привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Телевизор, флешнакопитель
для просмотров картинок по теме
.• Подбор художественной литературы по теме
.• Костюмы для театрализованной деятельности.
• Мука, соль, вода.
• Готовое солёное тесто.
• Посуда для экспериментирования
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : ЭТАПЫ ПУНКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Изучение литературы, интернет ресурсов,
1 Подготовительный касающихся вопросов познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста. Выявление знаний и детей по теме проекта.
2 Постановка целей, задач.
3Составление плана работы с детьми по ознакомлению детей с мукой, тестом. Подборка интересных методов и приемов,
4 способствующих развитию познавательной, художественно - эстетической, речевой активности детей. Проведение бесед с родителями о роли
5 экспериментирования в жизни ребенка.
Создание информационных листов консультаций для родителей.
1 Проведение мероприятий по теме проекта
2 Основной Оформление проекта
3 Заключительный Сравнение и анализирование знаний детей в начале и в конце проекта.
ОЖИДАНИЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для педагога:
Повышение своей профессиональной компетентности.
• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
• Совершенствование предметно – развивающей среды.
• Для детей:
Приобретение знаний о свойствах муки и теста, об особенностях их внешнего вида,
• а также об использовании теста в жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование
• навыков наблюдения и экспериментирования.
Для родителей :
Повышение у родителей интереса к жизни детей в ДОУ.
• Повышение компетентности родителей по данному направлению.
• Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные
• знания.
РИСКИ:
Недостаточная эмоциональная передача материала.
• Нежелание детей участвовать в исследовании, экспериментировании.
• Боязнь, страх детей испачкаться.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
1этап. Подготовительный. На данном этапе я знакомилась с литературой, интернет ресурсами, касающимися
• вопросов познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста при ознакомления детей с мукой и её свойствами. Разработала план работы по ознакомлению детей с мукой и тестом.
•Провела беседу с родителями о роли экспериментирования в жизни детей.
•2этап. Реализация проекта.
Реализация содержания проекта проходила через совместную и самостоятельную деятельность с использованием интеграции по всем образовательным областям.
1 блок. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Формирование представлений о содержании сказки «Колобок»
• Активизация активного и пассивного словарного запаса через разнообразную
• совместную деятельность взрослого и детей.
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «колобок» Рассматривание книжки «колобок» Рассматривание иллюстраций к сказке «колобок» Просмотр мультфильма «Колобок» Показ открытого занятия НОД (Пахомова С. Д.) Чтение и рассматривание иллюстраций к потешкам: «Пошёл котик на торжок», «Кисонька-мурысонька» Дидактическая игра «Расскажи сказку» Пальчиковая игра «Пекари» Чтение стихотворения П. Воронько «Пирог»
2 блок: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Цель: Формировать представления у детей откуда берётся хлеб.
• Познакомить детей с мукой и тестом, их свойствами и качеством.
• Просмотр презентации «От зернышка до колобка» Эксперименты с мукой Эксперименты с тестом
3 блок. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Цель: Развитие творческих способностей детей, интереса к художественной• деятельности. Развитие музыкальных способностей детей: умение откликаться на музыку,
• чувствовать характер музыки, желание подпеват Пение песни «Я пеку, пеку, пеку» Пение песенки Колобка Рисование «Куличики для Мишутки» Лепка из теста «Испечём колобок
4 блок. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Цель: Познакомить детей с профессиями «Повар», «Пекарь»; Формирование творческих способностей детей, выразительности движений, голоса. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности с детьми и взрослыми.
5 блок. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Цель: Повышение у родителей интереса к жизнедеятельности детей в группе.
• Разучивание музыкальной хороводной игры «Теремок» Повторение знакомых музыкальных игр (Железнова) : «Вышли зайки на лужок», «Зайка прыгал…», «Игра с мишкой», «Бурый медвежонок», «Лягушата прыгать любят». Лепка из теста «Баранки для зверят» Пение песенки Колобка Рисование «Куличики для Мишутки» Лепка из теста «Испечём колобок» Пение песни «Я пеку, пеку, пеку» Сюжетно-ролевые игры «К нам гости пришли», «Я - пекарь», «Я – повар» Чтение (рассказывание) по ролям потешки «Кисонька - мурысонька» Показ театра настольного «Колобок» Ремонт книги «Теремок» Беседа с детьми «Кто такой пекарь» Экскурсия на кухню, наблюдение за Драматизац ия детьми сказки СОД «Чудеса из мешка», «Тесто мы месили, пироги лепили». Хороводная игра «Каравай» Беседа «Что делает повар»
Цель: Повышение у родителей интереса к жизнедеятельности детей в группе.
• Разучивание музыкальной хороводной игры «Теремок» Повторение знакомых музыкальных игр (Железнова) : «Вышли зайки на лужок», «Зайка прыгал…», «Игра с мишкой», «Бурый медвежонок», «Лягушата прыгать любят». Лепка из теста «Баранки для зверят» Пение песенки Колобка Рисование «Куличики для Мишутки» Лепка из теста «Испечём колобок» Пение песни «Я пеку, пеку, пеку» Сюжетно-ролевые игры «К нам гости пришли», «Я - пекарь», «Я – повар» Чтение (рассказывание) по ролям потешки «Кисонька - мурысонька» Показ театра настольного «Колобок» Ремонт книги «Теремок» Беседа с детьми «Кто такой пекарь» Беседа «Что делает повар» Экскурсия на кухню, наблюдение за Драматизац ия детьми сказки СОД «Чудеса из мешка», «Тесто мы месили, пироги лепили». Хороводная игра «Каравай» Повышение уровня педагогической компетенции о познавательноисследовательской деятельности детей.
• 3 этап. Заключительный
ИТОГ ПРОЕКТА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА : Организовать кружок по работе с детьми «Умелые ручки».
• Продолжать знакомить с профессиями повара, кулинара, пекаря и др.
• Продолжать обогащение предметно-развивающей среды группы.
• Создание дидактической игры «Кому что надо на кухне».
ПРЕОДАЛЕНИЕ РИСКОВ.
• Привлечение к совместной деятельности с детьми игрового персонажа. Индивидуальные беседы, индивидуальная помощь, личный пример. Эмоциональный, доброжелательный тон в общении.
ВЫВОДЫ.
• Мой проект «Колобок» по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста был рассчитан на одну неделю. Свою работу я постаралась провести через разные Мастер-класс по изготовлению изделий из солёного теста «Курочка Хохлатушка» Совместное изготовление изделий из соленого теста детьми и родителями дома. Консультация «Роль семьи в развитии поисково исследовательской активности ребёнка» Привлечение родителей к пополнению экспериментального уголка – новыми атрибутами
3 этап. Заключительный ИТОГ ПРОЕКТА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА : Организовать кружок по работе с детьми «Умелые ручки»
.• Продолжать знакомить с профессиями повара, кулинара, пекаря и др.
• Продолжать обогащение предметно-развивающей среды группы.
• Создание дидактической игры «Кому что надо на кухне».
ПРЕОДАЛЕНИЕ РИСКОВ. Привлечение к совместной деятельности с детьми игрового персонажа. Индивидуальные беседы, индивидуальная помощь, личный пример. Эмоциональный, доброжелательный тон в общении.
ВЫВОДЫ.
• Мой проект «Колобок» по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста был рассчитан на одну неделю. Свою работу я постаралась провести через разные виды деятельности: мы находили хлебные изделия среди других продуктов, рассматривали книжки, сюжетные картинки по теме, раскрашивали картинки по теме (смотри приложение, играли в пальчиковые, дидактические, сюжетные игры и проводила другую работу (смотри план реализации проекта). В течение этого времени я познакомила детей с профессией повара. Экспериментальная деятельность очень увлекательна. Дети, с удовольствием играя с мукой и тестом, знакомились с их свойствами. Были у меня и такие дети (Амага, Азамат, которые боялись работать с мукой, тестом. Настороженно воспринимали игру детей. С этими детьми приходилось работать индивидуально, показывая на личном примере, на примере детей, помочь детям «окунуться» в муку, тесто. В результате, преодолев страх, дети приняли участие в наших играх с мукой и тестом, создавая свои образы в лепке солёным тестом.
Проект не обошел вниманием и родителей дошкольников. В родительском уголке была размещена папка-передвижка «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка», брошюра «Экспериментальная деятельность дома», были розданы листовки «Как приготовить солёное тесто». Был организован с родителями мастер-класс «Игры с тестом», после совместной деятельности в ДОУ им было предложено изготовленную игрушку раскрасить дома. Для развития совместной деятельности детей и родителей была создана выставка «Тилитили тесто», куда родители приносили свои работы с детьми (смотри приложение.) Подводя итог, можно сказать, что работу на этом этапе заканчивать нельзя. Нужно закреплять у детей полученные знания, продолжая беседы, игры с мукой и тестом (смотри перспективы развития проекта)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Емельянова И. «Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей». Дошкольное воспитание № 7, 2010г. 2. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» 2008г. 3. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». 4. Рыжова Н. «Лаборатория в детском саду и дома». 5. Янушенко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методические рекомендации для воспитателей и родитетей». 2011г. 6. Материалы интернет сайтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пальчиковые игры:
• «Пекари» Муку в тесто замесили (показываем, как мы лепим тесто)
А из теста мы слепили (показываем, как мы лепим пироги)
Пироги и плюшки, (загибаем с каждым названием пальчик)
Сдобные ватрушки, Булочки и куличи – Всё мы испечём в печи (вытягиваем руки вперёд)
«Оладушки»
«Оладушки» (Движения по тексту)
Испекла нам бабушка Вкусные оладушки,
Маслом поливала Деток угощала:
Ксюше – два, Даше – два, Маше – два …. Всем дала!
Потешки:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Ане снесть?
Я и сам укушу Да и Ане принесу.
Кисонька-мурысонька,
Ты где была? — На мельнице. —
Кисонька мурысонька, Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька
С кем прянички ела?
— Одна. — Не ешь одна! Не ешь одна!
Стихотворение•
П. Воронько «Пирог»
Падал снег на порог
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки,
Не из снега, из муки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА». Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Следуйте совету В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т. п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего
Конспект СОД «Чудеса из мешка»
Цель: Знакомство детей с мукой и её свойствами через экспериментирование.
Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с понятием слова «сыпучая»; 2. Закреплять понятия «мягкая», «легкая», «сыплется», «отпечатки»; 3. Познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, просеивание; 4. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивающие: 1. Развивать интерес к исследовательской деятельности 2. Развивать речь, воображение, тактильные анализаторы, мелкую моторику. Воспитательные: 1. Вызывать эмоциональное удовлетворение от работы с мукой. 2. Формировать привычку к аккуратности
. Материал: Мука, тазик с мукой, фартуки на каждого ребёнка, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия
Педагог: Ребята, посмотрите, какой у меня большой мешок. Как вы думаете, он тяжёлый? (предложить детям выяснить это, подержав мешок) Что же там интересно лежит? Давайте потрогаем и попробуем догадаться. (Дети трогают, высказывают свои предположения)
Педагог: А ты, Вилен, как думаешь? А ты, Амина?
Педагог: Чтоб нам точно узнать, нам, наверно, надо заглянуть в этот мешок. Давайте посмотрим, что в нём лежит.
Педагог: Что же это такое? (дети высказывают свои версии) Педагог: Ой, Алёша, какой ты молодец. Правильно, это мука!
Педагог: Ребята, а что же мы будем делать с мукой?
(детские предположения)
Ребята, мы с вами ещё маленькие и не можем испечь пирог, а вот поиграть с мукой мы можем. Педагог: Ребята, а когда мама с бабушкой занимаются с мукой, они что надевают? (фартуки) Давайте, и мы наденем фартучки!
Педагог: А как мы будем играть, ведь мука-то в мешке. Нам будет удобно так играть? А что надо сделать? (предложения детей) У меня есть разные подносики. Давайте, пересыпим на них муку. (Воспитатель и мл. воспитатель насыпают муку на подносы)
Педагог: Ребята, скажите какого цвета мука?
Дети: Белого. (После каждого вывода, просить повторить ответ 3-4 детям)
Педагог: А теперь, потрогайте муку. Какая она? Дети: Мягкая.
Педагог: Возьмите муку в руки. Скажите, какая мука - лёгкая или тяжёлая?
Дети: Лёгкая. Педагог: А давайте попробуем сделать большую горку. А теперь сделаем маленькую горочку. Смотрите, какая горка получилась у Ромы! Посмотрите, какая у меня горка получилась! Педагог: Какие мы молодцы. А сейчас давайте разровняем наши горочки. Аккуратно, не торопитесь! Как у нас ровно получается, гладко.
Педагог: Ребята, когда мама или бабушка печет блины или оладушки, она просеивает муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Давайте просеем муку!
Педагог: Посмотрите, что мука умеет делать? (сыпаться) Значит мука сыпучая! Давайте все вместе скажем – сыпучая.
Педагог: Ребята, а мои пальчики хотят погулять по муке. А ваши пальчики хотят? Пусть наши пальчики погуляют. Ой, что это остается от наших пальчиков? (следы)
Педагог: А теперь давайте отпечатаем наши кулачки. (если дети не решаются, взрослые помогают) Что получилось? (отпечатки) (Если дети затрудняются в ответе, взрослый говорит сам, закрепляет с детьми незнакомое слово)
Педагог: А сейчас давайте опять разровняем муку и положим наши ладошки на неё. Что отпечаталось на муке? Дети: Отпечатки ладошек.
Педагог: Ребята, а я еще умею рисовать на муке. Посмотрите. А вы хотите порисовать на муке? Ваши пальчики вам помогут, они умеют рисовать дорожки, шарики, солнышки, капельки… Катя, что ты нарисовала?. А у тебя, Вика, что получилось? …
Педагог: А что делают мамы и бабушки дома из муки? (детские ответы)
Педагог: Верно, ребята. Мамы и бабушки пекут из них блинчики, оладушки, пироги и пирожки, и даже пиццу. Вы любите их кушать?
Педагог: И я люблю всё это кушать. И я сегодня принесла вам угощение – блины. (Показывает) А завтра мы с вами увидим, как мука превращаться в тесто. А сейчас пойдемте мыть руки, а потом будем угощаться блинчиками.