Наталья Беляева
Исследовательский проект «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования
Песок притягивает нас к себе как магнит, завораживает, как будто в нем скрыта какая-то тайна. Песок – это то, с чем мы играем в детском саду каждый день. Летом играем на участке в песочнице не замечая времени, а зимой в группе в маленьких песочницах рисуем на белом и цветном песке. Мне стало интересно, откуда появился песок, какой бывает песок, где люди применяют песок, какого цвета он бывает в природе и смогу ли я сама сделать его цветным. Поэтому мы начали его изучать.
Цель проекта :
Публикация «Исследовательский проект „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты
- Темочки
Узнать о происхождении, видах и свойствах песка, где используют песок, как появляется цветной песок. Доказать, что песок обладает удивительными свойствами поэтому он притягивает к себе и взрослых и детей.
Проект создавали и принимали участие:
Воспитанница подготовительной группы
Руководитель проекта – Беляева Н. И.
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Вид проекта : Индивидуальный.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования : Однажды на занятии у логопеда мы рисовали на цветном песке. Мне это очень понравилось. Особенно меня удивил цветной песок, ведь до этого я видела только светлый песок на пляже и в песочнице. У меня возникли вопросы: Что такое песок? Из чего он состоит? Какие существуют виды песка? Смогу ли я сама сделать песок цветным? Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? Я стала спрашивать об этом у взрослых, так появилась тема нашего исследования «Песочные фантазии».
Была выдвинута гипотеза исследования : Песок обладает удивительными свойствами, поэтому он притягивает к себе и взрослых и детей.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с руководителем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы :
1. Узнать как можно больше о происхождении, видах и свойствах песка.
2. Выяснить где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства?
3. Покрасить песок разными способами.
4. Нарисовать картины из цветного песка.
5. Изготовить песочные часы.
Объект исследования : песок.
Предмет исследования : свойства песка.
Результаты исследования :
1. Создание картин из цветного песка.
2. Изготовление песочных часов.
3. Оформление презентации.
Методы: Беседа, изучение литературы, поиск информации в библиотеке, в интернете, наблюдение, опыт, эксперимент, сравнение.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта
1. Сбор, анализ и систематизация информации о песке:
Сбор информации о происхождении, видах и свойствах песка;
беседа о том, где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства;
анализ результатов.
2. Творческая познавательная деятельность:
окрашивание песка разными способами;
создание картин из цветного песка.
Изготовление песочных часов.
3. Опытно-экспериментальная деятельность:
опыты с песком.
С целью исследования я задала вопрос руководителю: Что такое песок? Из чего он состоит? Какие существуют виды песка? Смогу ли я сама сделать песок цветным? Где применяют песок? «Давай попробуем вместе узнать как можно больше о песке» - предложила она, и мы превратились в настоящих исследователей тайны песка.
Из энциклопедии мы узнали, что песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек и образует мелкие зерна. Чтобы в этом убедиться мы провели опыты. Взяли 2 камня, постучали ими, потерли их друг о друга над листом картона и пришли к выводу: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Затем насыпали песок в лотки, с помощью лупы рассмотрели его и сделали вывод: песок состоит из мелких песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
Из интернета я с мамой узнала, что пески бывают горные (овражные, речные, морские и дюнные. Мы сравнили между собой овражный песок, речной и морской. Речной песок добывают со дна рек, он не содержит глины и камушков. Овражный песок содержит глину и пыль. Морской песок состоит из мелких камушков и разрушенных морских ракушек.
Чтобы узнать о свойствах песка мы провели несколько опытов и установили, что песок сыпучий, он может двигаться; рассеянный песок заметно плотнее; песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми; мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет; на мокром и сухом песке можно рисовать. Песок можно использовать для измерения интервалов времени! Так мы решили сделать свои песочные часы. А для чего могут понадобиться в наше время песочные часы? Например, песочные часы нужны детям во время чистки зубов. Каждый ребенок знает, что зубы надо чистить 3 минуты, но не каждый может представить, сколько это - 3 минуты. Имея перед глазами песочные часы можно наглядно увидеть, как это самое время идет и когда именно надо заканчивать работу.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, в пустыне, ни на пляже нет растений. С помощью опыта мы узнали, откуда в пустыне появляются барханы. Их создаёт ветер. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Мы узнали, как можно просто и быстро очистить грязную воду. Для этого мы сделали фильтр для воды из песка и понаблюдали, как происходит процесс очищения. Я подумала, может быть, в нашем фильтре песок и не нужен, достаточно пропустить воду через плотную ткань? Мы решили это проверить. Вода, проходя через ткань, становилась заметно чище, но очищенная с помощью песка была гораздо чище.
В природе песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым, красным и даже чёрным). Он имеет разную расцветку в зависимости от того из какого камня получился песок : если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. Но мы рисовали на синем, зеленом, красном и желтом песке. Неужели он такой бывает в природе? Мне объяснили, что песок сначала красят. Я предложила попробовать покрасить песок самим. Руководитель рассказала, что красить песок можно разными способами. Для покраски мы решили выбрать самый светлый песок. Мы решили попробовать три способа окраски: гуашью, цветными мелками и пищевыми красителями.
В результате у нас получилось много цветного песка. Когда мы сравнили песок, окрашенный всеми способами, оказалось, что песок окрашенный гуашью и пищевыми красителями гораздо насыщенней, чем окрашенный цветными мелками. Это удивительно, самый простой, обычный песок, выкрашенный в яркие цвета, вдохновил нас на создание красивых песочных картин.
Мы с мамой вместе искали ответ на вопрос: Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? И вот, что мы выяснили:
Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог;
Из песка делают наждачную бумагу;
Используют в фильтрах для очистки воды;
Делают стекло;
Песком посыпают зимние, обледеневшие дороги;
Добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев;
Привозят в детские сады и на детские площадки, где играет дети;
Песок используют как материал для рисования на стекле – пескография:
Создают песчаные скульптуры;
Песок используют в строительстве. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов домов.
Выводы: В результате опытов, наблюдений мы много узнали о песке, о его видах, свойствах, его значении в природе. Взрослые используют песок в строительстве, промышленности, в хозяйстве. Песок, словно чародей, завораживает, притягивает, удивляет и радует детей. С песком они могут играть, творить, экспериментировать. И все это благодаря свойствам песка. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: песок обладает удивительными свойствами, поэтому он притягивает к себе и взрослых и детей.
Я бы хотела провести еще больше опытов с песком и узнать о том, что еще из него можно сделать.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности
Создание картины из цветного песка для выставки к 70-летию победы.
Презентация проекта в детском саду.
Использованная литература:
1. Вахрушев А. А. Мир и человек. - М. : Дрофа, 1998.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2004
3. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997.
4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2.
6. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.