Аношко Алла Владимировна
Исследовательский проект «Огурцы для Чиполлино»
▼ Скачать
1. Аннотация проекта
Название: Огурцы для Чиполлино.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатели группы:
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зеленого лука и огурцов, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Публикация «Исследовательский проект „Огурцы для Чиполлино“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огурец, огурчик
- Огурцы. Посадка и выращивание в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) по изучению растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания лука и огурцов.
• Фотоотчет по проекту «Огурцы для Чиполлино».
• Презентация проекта «Огурцы для Чиполлино»
Продолжительность проекта : 6 месяцев.
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в летний период, выращивая различные культуры из семян, используя для этого грядки на прогулочном участке.
3. Цель проекта
Цель проекта : развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Подбор дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий, самостоятельных наблюдений.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Дидактические игры по теме.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах
• Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Фотоотчет по проекту.
• Представление опыта, презентация по проекту.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе с рассматриванием фотографий.
Распространение опыта.
• Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
• Размещение отчета о выполненной работе на сайте ДОУ.
5. Мероприятия по реализации проекта :
1. Беседы:
• «Что такое семена?»
• «Что такое корешки? А что такое вершки?»
• «Полезные свойства лука»
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
• «Огурец – фрукт, или овощ?»
• «Растения – это жизнь»,
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?».
• «Проращивание семян»,
• «Строение растений»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Отбор и посев семян огурцов.
• Отбор и посакдка лука.
• Полив, уход и наблюдения за ростом огурцов в «огороде».
• Полив, уход и наблюдение за ростом лука.
4. Игровая деятельность:
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений.
• Рассматривание различных семян.
• Дидактические игры: «Покажи и назови», «Угадай на ощупь», «Собери картинку», «Отгадайте на вкус», «Узнайте по описанию», «Чудесный мешочек», «Найди, что покажу», лото «Овощи»
5. Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «Овощи», «Огурцы»
• Аппликация «Вот какой мой лучок»
• Коллективная аппликация с элементами лепки «Огуречная лоза»
6. Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки».
• Мини-театр «Репка».
• Игра-инсценировка «Огуречик-огуречик, не ходи на тот конечик.»
• Рассказ детей о просмотренном дома с родителями мультфильма «Чиполлино и его друзья»
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
7. Консультация для родителей:
«Приучайте ребенка к труду!».
Ресурсное обеспечение.
• Кадровые ресурсы: Методист, старший воспитатель, воспитатели, помощники воспитателя.
• Материальные условия: помещения группы, приусадебные участки, дачи.
• Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, художественная литература.
• Технические условия: CD – проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор.
• Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобретают землю, семена, материал для ухода за посадками, оказывают помощь в организации развивающей среды для эффективного размещения в группе; сажают огурцы на своих приусадебных участках, дачах.
6. Рабочий план реализации проекта :
1) Подготовительный этап.
Срок реализации: Март
Ответственные за выполнение: Педагог группы.
Содержание деятельности:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде»
2) Основной этап.
I.
Срок реализации: Март, апрель, май.
Ответственные за выполнение: Педагог группы.
Содержание деятельности:
1. Рассматривание луковиц и посадка их в воду и землю; рассматривание семян огурцов и посадка.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окошке;
• наблюдение за ростом
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
II.
Срок реализации: Июнь, июль, август.
Ответственные за выполнение: Родители воспитанников.
Содержание деятельности:
1. Рассматривание семян огурцов и посадка.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление грядки на приусадебном участке, даче;
• наблюдение за ростом.
3. Фотоотчет о проделанной работе.
3) Заключительный этап.
Срок реализации: Август.
Ответственные за выполнение: Педагог группы
Содержание деятельности:
1. Анализ полученных результатов.
2. Фотоотчет по проекту «Огурцы для Чиполлино».
3. Презентация проекта «Огурцы для Чиполлино»
4. Для родителей выставка детских творческих работ.
7. Ожидаемые результаты.
Предполагаемые результаты: Предполагается получить результаты в области экологического воспитания: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
8. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Библиографический список:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006 г. 215 с.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.