Ирина Бокова
Исследовательский проект «Наши маленькие гости. Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: Средняя группа
Срок реализации: 1 месяц
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
К сожалению, сегодня наши дети очень мало общаются с живой природой. Все внимание детей приковано к электронным носителям и смотрят они на мир сквозь экран. Проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. Увидеть, как интересно наблюдать за окружающим, сколько малозаметных и крошечных насекомых проживают рядом с нами. А между тем влияние насекомых на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых нашего участка, образом жизни и их способов передвижения.
Публикация «Исследовательский проект „Наши маленькие гости, Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Цель:
Формировать представление о жизни насекомых и прививать любовь к природе.
Задачи:
1. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым.
2. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Обучающие: Формировать представление об окружающей нас природе, представление о насекомых, их строении, способах передвижения.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают и называют насекомых.
2. Имеют представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает, издаваемых звуков (жужжит, стрекочет, где зимует.
3. Знают о пользе и вреде насекомого.
4. Бережно относятся к насекомым.
Работа над проектом :
I этап – подготовительный:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
3. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей.
4. Собрать материал, информацию.
II этап – основной:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Поиск и отбор материала.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
4. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».
5. Чтение стихов, пословиц, загадок и рассказов художественной литературы по данной теме.
III этап – заключительный:
1. Подведение итогов исследовательской деятельности
2. Оформление выставки рисунков.
3. Создание коллекции «Насекомые»
Реализация проекта в образовательных областях:
Образовательные области Формы и методы реализации
Социально-коммуникативная Рассматривание иллюстраций о насекомых.
Наблюдения за насекомыми : муравьи, червяки,
осы, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки.
НОД: «Наши маленькие гости» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).
Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)
Дидактические и настольные
игры: «Спрячь насекомое», «Из какой сказки?»,
«Как сказать правильно?», «Собери картинку»,
«Где, чей домик?», «Назови ласково!»
Познавательная Исследовательская деятельность : наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых.
Просмотр мультфильмов:
«Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя»,
«Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Работа над коллекцией «Насекомые»
Речевая Чтение художественной литературы:
• К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
• В. Сутеев «Под грибом»;
• Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
• В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
Разучивание считалок, потешек
и стихотворения по теме проекта
Загадки по теме.
Пальчиковая гимнастика «Комарики, мухи, насекомые», «Муравей»
Художественно-эстетическая Прослушивание: Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»
Рисование «Божья коровка»
Рисование методом тычка «Бабочка»
Физическая П/и «Бабочки» (дети говорят и выполняют движения).
П/и «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности)
П/и «Жук» (изображать способы передвижения насекомых).
П. и «Бабочки и птицы» (изображать способы передвижения насекомых).
П/игра «Поймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
Взаимодействие с родителями
1. Разучивание стихов о насекомых с родителями.
2. Изготовление поделок из природного материала.
3. Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
4. Составление описательного рассказа о насекомом.
Результаты исследовательской деятельности :
-имеют простейшие представления о особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
-находят сходства и различия;
-владеют обобщающим понятием «насекомые»;
- появилась любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Загадки про насекомых
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,
- Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … .
(Муравьи)
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай! —
Муха с жалом? –
Чудеса! Знают все это – (Оса!
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(Муха)
По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок —
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!
(Божья коровка)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах.
(Кузнечики)
Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт.
(Майский жук)
Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей Мчится пулей
И что-то прячет в уголок?
(Пчела)
Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.
(Пчела)
Холодный взгляд в полоску брюшко,
Но пчёлкам вовсе не подружка,
Ужасна нам её краса.
Летит коварная …
(Оса).
Разрешенья не спросил,
Подлетел — и укусил!
(Комар)
Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
(Комар)
Стихи про насекомых
Бабочка
Бабочка на пальчик села
Я поймать ее хотела,
Хвать я бабочку рукой,
А поймала пальчик свой.
Жук
Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
Комар
Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!
Кузнечик
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва —
Он зелёный, как трава.
Муравей
Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем
Муха
То на локоть примостится,
Сгонишь — на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.
Пчела
Вокруг цветка жужжанье
У пчё лки расписание:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.
Стрекоза
Что за чудо — стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.
Шмель
С первым солнцем шмель проснулся,
Встpепенулся, отряхнулся…
Лепестков открытие
Для шмелей событие!
Считалки
Трататушки, тра-та-та,
Мы поймали комара.
А комар улетел
И на дерево сел.
Он на дерево сел,
Тихо песенку запел.
Раз, два, три, четыре, пять,
Улетай, комар, гулять!
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу!
Я – большой веселый шмель,
Мне жужжать весь день не лень!
Ты ко мне не подходи,
А иди-ка, поводи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Пчелам нужно мед собрать!
Пчелам нужно потрудиться.
Им лениться не годится!
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты!
Пальчиковая гимнастика
Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)
Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела —
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)
Проснулась —
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями» : запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Комарик
Не кусай, комарик злой!
(сжать кулачок, а указательный палец выдвинуть вперед — «хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз — «лапки»)
Комарики
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились, в ушко вцепились,
В щечку вцепились, в носик вцепились!
Закусали нас комарики!
Давай прогоним их: «Кыш-кыш-кыш!»
(в этой игре взрослый складывает пальцы щепоткой, изображая комариков, и жужжит «Вз-з-з-з!» Когда комарик кусает, слегка пощипывает за щечку, ушко и т. д. На словах «Кыш-кыш!» машем кистями рук. Потом научить всем движениям ребенка)
Муравей
(имитируем движения)
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем :
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере — пчела,
Шмель — в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках — сверчок,
Муравьишка — у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(кладем руки под щеку)
Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки)
Подвижные игры про насекомых
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.
Ход игры:
Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б. Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше го-ловы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.
Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
«Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
«Бабочки и птицы»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
«Жук»
В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.
Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:
- По дороге жук – жук, по дороге черный
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него, вот какой проворный.
(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)
- Он на спинку упал, лапками задвигал (выполняют движения,
Крылышками замахал (встают, делают махи руками)
Весело запрыгал (прыгают на месте,
Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)
По дороге жук, жук, по дороге черный,
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)
- Птичка (дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).
«Медведь и пчёлы»
Цель: упражняться в беге, соблюдать правила игры.
Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.
Источники:
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-nasekomyx-dlya-detej.html
https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-nasekomyx-dlya-detej.html
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=e14u33&from=yandex.ru
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=4a1k38&from=yandex.ru