Ольга Нечаенко
Исследовательский проект «Что может рассказать бумага?»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЧТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ БУМАГА»
АВТОРЫ:
Преснякова Олеся, воспитанница подготовительной к школе группы
МДОУ «ЦРР - детский сад № 211», корпус 2;
Ремизова Кира, воспитанница подготовительной к школе группы
МДОУ «ЦРР - детский сад № 211», корпус 2;
Каспарова Екатерина, воспитанница подготовительной к школе группы
МДОУ «ЦРР - детский сад № 211», корпус 2
Публикация «Исследовательский проект „Что может рассказать бумага?“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
РУКОВОДИТЕЛИ ГРУППЫ:
Нечаенко Ольга Александровна, МДОУ «ЦРР - детский сад № 211»,
корпус 2, воспитатель
Кочеткова Екатерина Геннадьевна, МДОУ «ЦРР - детский сад № 211», корпус 2, воспитатель
Творческий исследовательский проект «Что может рассказать бумага»
Ребенок всегда стремится познать окружающий мир, явления, происходящие в природе. Это происходит потому, что исследование и познание – это естественное состояние юных «почемучек».
Доступным и универсальным материалом для детей является бумага, которую можно помять, сложить, склеить, на которой можно нарисовать свой воображаемый мир. Через различные действия с бумагой, у детей развивается творчество и фантазия.
Активный интерес детей к бумаге подвел нас к проекту «Что может рассказать бумага?». Многообразие сортов и видов бумаги расширяет познавательную сферу не только детей, но и взрослых.
Мы говорим о том, что человек не может прожить без воды, без воздуха. А представьте свой день без бумаги. Скорее всего, мы не задумывались об этом, поскольку жизнь современного человека без этой продукции можно считать неполноценной.
Порой мы уже не замечаем, как не бережно относимся к бумаге и не экономим ее. Не задумываемся над тем, что с ростом нашей потребности в бумаге, увеличивается объем вырубки леса. Если дать каждому ребенку с дошкольного возраста возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить бумагу, которая с одной стороны является миром необычной красоты, с другой – причиной гибели лесов - то ребенок, как минимум, полюбит ее, захочет не только беречь и экономить бумагу, но дерево и лес, из которого делают ее.
Тема проекта выбрана не случайно. Наблюдая на прогулках с родителями за поведением людей, авторы проекта заметили, что люди не задумываются куда выбрасывают фантики от конфет, билеты за проезд в транспорте, салфетки. Несмотря на то, что дворники ответственно выполняют свою работу, некоторые виды отходов продолжают лежать на земле. Что же происходит с ними дальше, особенно с бумагой?
Цель проекта
: расширение представлений детей о бумаге, ее видах и свойствах.
В соответствии с поставленной целью решались следующие
задачи:
• познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, с историей появления бумаги в нашей жизни;
• развивать воображение посредством поиска неожиданных вариантов знакомства со свойствами бумаги;
• формировать у детей осознанное отношение к бережному применению бумаги, понимание ограниченности ресурса в природе;
• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• обогащать словарный запас дошкольников;
• развивать навыки художественно-продуктивной деятельности;
• принять участие во Всероссийской акции «Эколята- дошколята, защитники природы».
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий, долгосрочный (1 месяц).
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
• дети познакомятся с историей создания бумаги, ее видами и способами применения в повседневной жизни;
• у дошкольников повысится интерес к проведению опытов;
• будут совершенствоваться навыки отбора необходимых материалов и приспособлений для ведения исследовательской деятельности;
• дети смогут устанавливать причинно – следственные связи, подтверждая или опровергая выдвинутые гипотезы;
• появится интерес к выбору действий для продуктивно – творческой деятельности.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Постановка проблемы. Какая бумага подходит для оклейки стен в помещении? Что происходит с бумагой после ее использования? Можно ли создать свою бумагу в домашних условиях и как ее можно применить?
Такие вопросы встали перед нами с детьми.
И мы решили узнать что-то интересное про бумагу.
Вопросы: Сколько лет бумаге? Почему она так называется? Какие виды бумаги существуют? Как производят бумагу в современных условиях? Какой вред наносит производство бумаги природе?
Определение цели и задач проекта. Создание условий для организации работы. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки, стихи коммуникативные игры. Подбор познавательной, научной литературы.
2 этап. Организация исследований в рамках проекта. Сбор, анализ и систематизация информации.
Экспериментальная деятельность (опыты в саду):
1) «Какая бумага подходит для оклейки стен в помещении?» - мы взяли три вида бумаги: бумажные полотенца, картон и обойную бумагу. Их поочередно наклеивали на фрагмент стены. Бумажные полотенца моментально впитали влагу и потеряли упругость, что не позволило нам нанести их на стену. Картон стал сползать вниз под силой тяжести. Обойная бумага отлично легла на поверхность стены. Вывод: для оклейки стен используют специальную бумагу.
2) «Приключения фантика от конфеты» В ходе эксперимента мы с детьми поместили фантик от конфет в три контейнера с природными материалами: песком, землей и камнями. В течение месяца мы создавали условия, приближенные к природным: поливали водой (дождь, замораживали (мороз, сушили феном (засуха). Вывод: видимых изменений распада бумаги не произошло, поэтому использованную бумагу лучше перерабатывать на специальных заводах или утилизировать.
3) «Новое из старого» Мы использовали технологию переработки использования бумаги для создания новой в домашних условиях. Для этого мы измельчили бумагу, бывшую в употреблении, залили ее горячей водой и получившуюся массу разложили на рамке с сеткой для просушки. Вывод: вторичное сырье можно использовать для переработки, но получается продукт не высокого качества.
Параллельно с нами опыты проводили и родители дома.
Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Бывает – не бывает»
Исследовательская деятельность: «Свойства бумаги». Бумага рвется, мнется, издает звуки, впитывает масло, горит.
Совместная деятельность по созданию брошюр и информационных листов об истории бумаги, коллекции видов бумажной продукции.
Творческая деятельность:
1) Рисование, аппликация «Зимнее утро», оригами, коллаж «Новогодние подарки»
2) Папье – маше «Елочные украшения»
3 этап. Заключительный.
Фото и видеоотчеты
Презентация «Мы — юные исследователи»,
• Оформление группы и елки собственными украшениями
• Подарок родителям «Новогодняя открытка»
• Выступление перед одногруппниками «Как производится бумага»
Результат проекта: В результате проделанной работы дети узнали, что бумага необходима для всех сфер жизни человека. Она бывает разных видов (писчая, упаковочная, для творчества, обойная, фотографическая) и используется по назначению. Так, например, упаковочную бумагу не следует использовать как офисную или писчую. Производство бумаги наносит вред окружающей природе, поэтому ее нужно беречь, и бумагу, и природу. Период распада бумаги может варьироваться от 1 до 12 месяцев.
Литература и интернет ресурсы:
1) «Все о бумаге», Издательство: Махаон, 2014 г., Серия: Discovery Education
2) «Оригами для малышей. 5+. Простые модели. ФГОС ДО», Выгонов В. В., Издательство: Экзамен, 2019 г. Серия: Делаем сами
3) https://nauka.club/
4) https://infourok.ru/skazka-o-tom-kak-delayut-bumagu-1521176.html