Татьяна Богомолова
Исследовательские игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Этот удивительный мир».
В разгаре летняя пора, самое любимое время года не только взрослых, но и наших детей. Как много радости и счастья нам оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем-нибудь интересным. А нам педагогам, очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры песком и водой.
Публикация «Исследовательские игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важным условием является то, чтобы песок был чистым, песочница плотно закрывалась, чтобы в неё не ходили животные. Он не должен быть сильно мелким или слишком крупным, и лучше, если он будет увлажнённым. Тут можно открыть строительство целого города, пекарни, космодрома и вообще все, на что может разыграться детская фантазия. Подойдут любые игрушки небольшого размера: животные, человеческие персонажи из киндеров, домики, машинки, растения, части конструктора - ворота, мосты, а также ведерки, совочки, грабельки, различные палочки, камешки, ситечки и многое, многое другое. Для игр с водой нужны стаканчики, леечки, бутылочки, тазики, предметы из разных материалов, губки, шарики, можно заранее сделать кораблики из бумаги или из скорлупы грецкого ореха. Кораблик, плывущий по морю, озеру или ручейку, вызывает кучу эмоций у ребенка. Однако одного оборудования не достаточно для полноценной игры. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Начинать нужно со знакомства со свойствами песка и воды. Для начала нужно предложить детям потрогать песочек, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки захватить песок в кулачки и выпустить его из руки, как водичку.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого, сделать пальчиковую гимнастику «мальчик-пальчик, где ты был…».
Можно оставлять отпечатки разных предметов, когда их становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток. Создание отпечатками рук или другими предметами всевозможные узоры и попытаться найти сходство с объектами окружающего мира.
Игра «Прятки»
Цель: развитие тактильных ощущений.
1. Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2. Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре, ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая ее под песком. В этой игре можно использовать игрушки геометрические фигуры.
3. Взрослый и ребенок меняются ролями. Эта игра вызывает у ребенка особый восторг.
Игра «Я рисую на песке».
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
1. Ребенок рисует пальчиком или палочкой на песке. Со старшими детьми все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ или сказку.
2. Конкурс «Песочный калейдоскоп», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, листочками, палочками, цветочками и другим бросовым материалом.
Игра «Горное озеро».
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Песок хорошо впитывает влагу. Детям очень нравится такая игра – опыт. Мы проводили её и на улице и в группе. Сделать из песка гору с углублением в верхней части, и потихоньку вливать туда воду. В горке образуется более глубокое озеро, которое постепенно впитывается и высыхает. Наблюдая за данным явлением, мы рассуждаем и делаем выводы.
Игра «Поварята»
Цель: развитие тактильно – кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажнить песок при помощи лейки. Предложить ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку» : тортики, пирожки, рогалики. «Выпечку» можно украсить. Потом можно устроить «чаепитие» для выносных кукол и зверят.
Игра «Ситечко»
Цель: ознакомление детей с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры нам потребуется сухой песок.
1. Предлложите ребенку насыпать в ситечко песок, и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это очень нравится.
2. Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками, поднимите, песок убежал, а игрушки остались. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались).
3. Предложите высыпать сухой песок через ситечко, и положите туда влажный. Побеседовать о том, почему сухой убежал, а сырой нет.
4. Подобные игры можно провести с воронкой. Взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрей.
Игры с водой.
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания.
1. Нужна емкость с водой. В качестве корабликов может вступать скорлупки от орехов, кусочки пенопласта, щепочки, палочки, листики, можно заранее сделать кораблики из бумаги. Детям предложить запустить свой кораблик и подуть на него, чтобы он поплыл. Можно устроить соревнования между кораблями. Эта игра приносит массу положительных эмоций у детей, а заодно развивается дыхание.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие восприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1. Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок и предложите поймать золотую рыбку. Можно предложить загадать желание.
2. Положить в таз разные легкие игрушки, предложить детям выловить их сочком, кто больше и быстрей.
3. Бросить в таз шарики разного цвета и вылавливать шарики по команде каждый определенного цвета. Например: «Поймай красный шарик», «Поймай 2 зеленых шарика» и т. д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1. Для этой игры нам потребуется мишень и пластиковая бутылка с отверстием в крышке. Нужно попасть струей воды в мишень, нажимая на бутылку. Кто попал, а кто и нет. Рассуждать делать выводы.
2. Поменять крышку на бутылке уже с несколькими отверстиями. Детям очень нравится смотреть, как из нее бегут струйки воды. Можно изменять силу нажатия на бутылку, делать выводы. Можно попросить детей полить цветочки в вазонах, полить песочек, помыть ручки другу и т. д.
В ходе экспериментальной деятельности ребенка, воспитатель искусственно создает ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения. Чем в свою очередь стимулирует развитие речи, оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка, повышает жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, а так же помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка.