Анна Горбунова
Исследовательская работа в подготовительной группе «Мифы и правда о жизни зайцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Мифы и правда о жизни зайцев
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…. 3
1. Основная часть…4
1.1. Знания и представления детей о зайцах….….4
1.2. Жизнь зайцев в дикой природе…. ….….6
1.3. Сравнение знаний и представлений детей о зайцах с достоверной информацией, и выявление правды и мифов о жизни зайцев в дикой природе. 10
Заключение…. 12
Список литературы…. 13
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Исследовательская работа в подготовительной группе „Мифы и правда о жизни зайцев“» размещена в разделах
Актуальность. Мы считаем, что наша тема: «Мифы и правда о жизни зайцев» актуальна, потому, что о жизни зайцев, как и многих других диких животных мы, узнаем из сказок и мультфильмов. А, как известно, в сказках и мультфильмах много выдумки.
Проблема. Поэтому мы решили выяснить, что из того, что мы знаем о жизни зайцев выдумки, а что - правда.
Гипотеза. Мы предположили, что не все наши знания о зайцах совпадают с достоверной информацией.
Объект нашего исследования – заяц.
Предмет нашего исследования – мифы и правда о жизни зайцев.
Цель: выявить, как живут зайцы в дикой природе и сравнить эту информацию с тем, что мы знаем о зайцах.
Задачи:
1. Выявить сложившиеся представления о зайцах.
2. Найти и изучить достоверную информацию о жизни зайцев в дикой природе. Посмотреть документальные фильмы; прочитать и рассмотреть научные книги и журналы о зайцах.
3. Сравнить наши представления о зайцах с достоверной информацией, и выявить, что является правдой, а что - мифами.
Методы:
- устный опрос;
- накопление научной информации;
- сравнительный анализ.
1. Основная часть
1.1 Наши знания и представления о жизни зайцев в дикой природе.
Я и ребята моей группы очень любим смотреть мультфильмы и слушать сказки про зайчишку. А вот смотреть документальные фильмы, и читать с родителями научные книги о дикой природе, нам не всегда интересно. Таким образом, наши знания и представления о жизни зайца в дикой природе зачастую, формируются на основе той информации, которую мы получаем из сказок и мультфильмов. А, как всем известно, в сказках и мультфильмах много выдумки.
Однажды Анна Геннадьевна спросила у нас: «Ребята, расскажите, что вы знаете о том, как в природе животные готовятся к зиме?» Мы рассказывали все, что знаем, а потом, когда стали рассматривать плакаты, картинки и книги о жизни лесных жителей, то поняли, что многого не знаем, а некоторые наши знания не достоверны. А так как у нас дома есть кролики, и они очень похожи на зайцев, мне захотелось поподробнее узнать, а как же на самом деле живут зайцы в дикой природе и, что из того, что знаю я и ребята моей группы о зайцах - правда, а что мифы, то есть сказочные выдумки?
Поэтому мы подготовили для ребят нашей группы вопросы, на которые в дальнейшем, нам интересно было бы получить достоверные ответы.
Рис. 1. Опрос детей.
И провели устный опрос (Рис. 1.) по следующим вопросам:
1. Где живет заяц?
2. Чем питается заяц?
3. Какого цвета шубка у зайца?
4. Кто у зайчика враги?
5. На самом ли деле заяц трусишка?
После того как ребята ответили на наши вопросы, мы подвели итог:
1. Задав вопрос «Где живет заяц?», мы услышали следующие ответы:
- заяц живет в лесу,
2. Задав вопрос «Чем питается заяц?», мы услышали следующие ответы:
- зайчик ест морковку и капусту.
3. Задав вопрос «Какого цвета у зайца шубка?», мы услышали следующие ответы:
- у зайца летом шубка серая, а зимой белая.
4. Задав вопрос «Кто у зайчика враги?», мы услышали следующие ответы:
- на зайца охотятся лисы и волки.
5. Задав вопрос «Правильно ли зайчика называют трусишкой?», мы услышали следующие ответы:
- да, потому, что у зайчика много врагов;
- да, зайчик трусишка, потому, что он убегает от всех.
После того, как мы провели опрос и получили ответы детей, нам захотелось выяснить, насколько верны эти ответы. Для этого мы решили воспользоваться интернет ресурсами и научной литературой, чтобы посмотреть документальный фильм и прочитать достоверную информацию о жизни зайцев в дикой природе в книгах (Рис. 2.).
Рис. 2. Просмотр познавательного фильма и прочтение познавательных книг о зайцах.
1.2 Научная информация о жизни зайцев в дикой природе.
Просмотрев и изучив достоверные источники о жизни зайцев в дикой природе, мы узнали много нового и интересного. А также, нашли ответы на интересующие нас вопросы.
1. Где живет заяц?
Для начала мы выяснили, что в центральной части России, самый распространенный вид зайцев, это заяц-русак и немного реже встречающийся вид, это заяц-беляк.
Заяц-беляк обитает в тундровой, лесной и частично лесостепной зоне, наиболее привлекательны для него леса (Рис. 3., разреженные лугами и участками старых вырубок. Очень благоприятны для беляка центральные районы России, где хвойные участки леса обычно соседствуют с лиственными. Его перемещения ограничиваются сезонной сменой кормовых угодий. По осени и зимой характерны переселения в леса; весной — к открытым местам, где появляется первая трава.
Рис. 3. Заяц-беляк живет в лесу.
Заяц-русак в пределах России водится по всей Европейской части страны до северных побережий Ладожского и Онежского озёр. Обитатель открытых пространств, лесостепных, степных, пустынно-степных ландшафтов. Основные места его обитания, это открытая местность: поля, луга, опушки (Рис. 4., обширные вырубки, поляны, гари. В глубине хвойных массивов встречается редко, более обычен в лиственных лесах, хотя и здесь предпочитает редколесье. Особенно любимы русаком участки, где сельскохозяйственные угодья чередуются с небольшими перелесками, зарослями кустарников и сетью оврагов и балок.
Рис. 4. Заяц-русак живет на лужайках и полянках.
2. Чем питается заяц?
Заяц-русак, как и заяц-беляк — растительноядное животное с чётко выраженной сезонностью питания. Весной и летом зайцы кормятся зелёными частями растений; отдавая предпочтение клеверу, мышиному горошку, одуванчику, осокам, злакам, зеленым листочкам деревьев и кустарников; любят ягоды и цветочки (Рис. 5.). При появлении снежного покрова зайцы начинают питаться побегами и корой различных деревьев и кустарников (Рис. 6.). Если снежный покров не большой, то они подъедают озимые и остатки полевых культур, выкапывая их из-под снега. В начале весны зайцы скапливаются на лужайках с молодой травой стайками по 10—30 голов и с жадностью поедают её.
Рис. 5. Питание зайца летом, осень и весной.
Рис. 6. Зимой заяц питается корой и веточками молодых деревьев.
3. Какого цвета шубка у зайца?
У зайца-русака, как и у зайца-беляка, летняя окраска охристо-серая. К зиме же, после осенней линьки, мех зайца-русака становится немного светлее летнего, а вот мех зайца-беляка полностью обновляется и он становится белоснежного цвета за исключением чёрных кончиков ушей (Рис. 7.).
Рис. 7. Цвет шубки зайца-беляка и зайца-русака зимой.
4. Кто у зайчика враги?
У зайца много врагов, в годы их высокой численности возрастает и количество истребляющих их хищников. Охотятся на зайцев и хищные звери, такие как лисы, волки, рыси и другие и хищные птицы, такие как, беркуты, филины, совы, орлы и другие (Рис. 8.).
Рис. 8. Враги зайца.
Заяц-русак является ценным промысловым животным, объектом любительской и спортивной охоты. Поэтому и со стороны человека зайца подстерегает опасность.
5. На самом ли деле заяц трусишка?
Это в сказках зайчик маленький и беззащитный. И нам всегда жаль его, когда его обижает волк или лиса. Только вот в жизни заяц совсем не маленькое беззащитное животное. У зайца очень сильные лапы, поэтому, оказавшись один на один с лисой, коршуном или другим хищником, заяц превращается в настоящего боксера. Тут уж ему под горячую лапу лучше не попадаться. Заяц становится во весь рост и таких тумаков надает, что у того искры из глаз (Рис. 8.). Но случается и так, что заяц, падает на спину и отбивается от врагов задними лапами. Задние-то сильнее! Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали. Поэтому многие охотники не советуют брать в руки взрослого зайца, так как он начинает отчаянно сопротивляться, вырываться, лупить лапами и пускает в ход острые зубы, отчего может сильно поранить.
Рис. 9. Заяц защищается от хищной птицы.
1.3 Сравнение наших знаний и представлений о зайцах с достоверной информацией, и выявление правды и мифов о жизни зайцев.
А теперь подведем итоги и сравним наши представления о зайцах с той информацией, которую мы изучили в достоверных интернет-источниках и книжных источниках.
1. Где живет заяц?
На этот вопрос дети ответили, что заяц живет в лесу.
А из достоверных источников мы узнали, что не все виды зайцев живут в лесу. Заяц-беляк живет в лесу или возле леса, а вот заяц-русак предпочитает жить на равнинах, полях, лугах и опушках.
Мы сделали вывод, что наши знания о месте обитания зайцев, относительно одного вида зайцев правда, а относительно другого - миф.
1. Чем питается заяц?
На этот вопрос дети ответили, что заяц ест морковку и капусту.
Из достоверных источников мы узнали, что летом зайцы едят зеленую травку, сочные листочки, цветочки, ягоды и грибы, а зимой – веточки и кору молодых деревьев. А вот морковку и капусту зайцы едят, только если забредут на чей-либо огород.
Мы сделали вывод, что наши знания о том, что ест заяц, немного правдивы, а в большей части это миф.
2. Какого цвета шубка у зайца?
На этот вопрос дети ответили, что летом у зайца шубка серая, а зимой – белая. Из достоверных источников мы узнали, что летом у зайца-беляка шубка рыжевато-серая, а зимой белая, а вот у зайца-русака, и летом и зимой шубка рыжевато-серая.
Мы сделали вывод, что наши знания о смене окраски относительно одного вида зайцев правда, а относительно другого - миф.
3. Кто у зайчика враги?
На этот вопрос дети ответили, что враги у зайчика только волк и лиса.
Из достоверных источников мы узнали, что в природе у зайчика врагов намного больше, чем мы думали и это не только хищные звери, но и хищные птицы.
Мы сделали вывод, что наши знания о том, что враги у зайца волк и лиса правда, а о том, что другие звери и птицы с ним дружат – миф.
4. На самом ли деле заяц трусишка?
На этот вопрос дети ответили, что заяц трусишка, потому, что у него много врагов и он от всех убегает.
Из достоверных источников мы узнали, что у зайца и в самом деле много врагов, и он от всех прячется и убегает. А еще, мы узнали, что заяц умеет отважно сражаться и защищаться от них.
Мы сделали вывод, что наши знания о том, что заяц трусишка немного правдивы, а в большей части это миф.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале своей работы мы предположили, что не все наши знания о зайцах совпадают с достоверной информацией. И для того, чтобы выявить, что из того, что мы знаем о зайцах правда, а что мифы, мы проделали следующую работу :
1. Провели в нашей группе устный опрос, чтобы выявить знания и представления детей о зайцах.
2. Посмотрели документальные фильмы и почитали научные книги о жизни зайцев в природе.
3. Сравнили, что из того, что мы знаем о зайцах правда, а что мифы.
4. Сделали выводы, что некоторые наши знания и представления о жизни зайцев в природе являются правдой, а большинство наших знаний и представлений являются мифами.
Наша работа была для нас не простой, но очень интересной, особенно благодаря красочным книжным картинкам и интересному детскому познавательному фильму.
В процессе своей работы мы поняли, что еще очень мало знаем об окружающей нас природе и всем ребятам нашего возраста советуем смотреть не только мультфильмы, но и детские познавательные фильмы и передачи; читать с родителями не только сказки, но и интересные детские энциклопедии.
Список литературы
1) ru/wikipedia.org Заяц
2) Фильм ВСЕ О ЗАЙЦАХ видео энциклопедия Порошук И. В.
3) Yandex.ru/images жизнь зайцев в природе
4) А. Э. Брем. Жизнь животных // Млекопитающие. М. : «Терра» - «Терра», 1996. – Т. 4. – 361с. – 363 с.
5) Сергей Махотин. Прогулки по лесу//Методическое пособие для взрослых. М. :«Белый город», 2014.- 145с.
6) Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Животные леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. –М. : Эгмонт Россия ЛТД. ,
2002. – 64с.