светлана макаусова
Исследовательская деятельность с детьми средней группы «Хитрые семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по своей природе исследователи.
Новые впечатления, любознательность, постоянное
стремление поэкспериментировать рассматриваются
как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская деятельность вызывает огромный
интерес. И мы решили с детьми средней группы
«Всезнайки» провести исследовательскую деятель-
Публикация «Исследовательская деятельность с детьми средней группы „Хитрые семена“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
ность. Нашу исследовательскую деятельность мы
разделили на три этапа: 1-исследование семян для
посадки; 2-замачивание семя; 3-посадка семян.
Самый интересный и захватывающий этап- это
конечно же посадка семян. Ребята с огромным
интересом и любопытством сажали семена.
Но на этом наша исследовательская деятельность
не заканчивается. Мы будем продолжать наблюдать
за развитием наших семян.
НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему «Хитрые семена» по методике А. И. Савенкова
Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
-учить развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;
-упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперименты», «понаблюдать»);
-упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания;
-проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.
Материал и оборудование:
Картинка с темой исследования – семена, карточки с символическим изображением «методов исследования» :
- подумать самостоятельно;
- спросить у взрослого;
- посмотреть в книгах;
- посмотреть в компьютере;
- провести эксперименты;
- понаблюдать.
Виды семян: огурцы, горох, фасоль,укроп; ёмкости для замачивания семян, марля, стакан воды, пинцеты, лупа, ноутбук, энциклопедии, презентация «Хитрые семена».
Ход «тренировочного занятия»
1. Мотивация
Выбор темы
- Это — с носиком пушинки,
Это — горсточка зерна.
Тут — горошек, там — крупинки.
Что же это?
- Семена.
- А зачем мы их набрали?
Не красивы, не вкусны…
Только место занимают!
- Подождём-ка до весны… (С. Ранджелович)
(Показываю семена)
2. Постановка практической задачи
Выдвижение гипотезы
Педагог: Как вы думаете, что такое семя? Для чего они нужны? Ребята, откуда они берутся?
Педагог: Вы даете разные ответы на мои вопросы – это ваши предположения. Ученные называют эти предположения гипотезами, которые необходимо проверить.
Гипотезы:
- семя – камешки из которых вырастают растения;
- они нужны чтоб выросли новые растения;
В ходе исследований мы вместе можем выяснить много интересного и нового о семенах, чего мы еще не знали.
3. Определение средств осуществления деятельности
Выбор методов исследования
Педагог: С помощью каких методов можно проверить ваши гипотезы? Выберите первый метод и закрепите на доске, а затем и последующие.
(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы обсуждения, выкладываются на доске и озвучиваются).
4. Планирование деятельности
Составление плана исследования
Педагог: Ребята, посмотрите на доску, мы с вами определили порядок исследования. И у нас с вами получился план нашей исследовательской деятельности, по которому и будем работать.
5. Осуществление деятельности
Сбор материала
Педагог: Будем с вами по нашему плану собирать информацию о семенах. Что мы делаем при сборе информации, чтобы не забыть ее? (Ответы детей)
Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.
1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»
Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о семенах. (Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о семенах – свой ответ фиксирует на листочке)
2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
Педагог: Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)
Педагог: Правильно, нам пригодятся энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (Ответы детей)
Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены семена. Затем попросить взрослого прочитать.
(Дети работают с энциклопедиями, педагог читает детям информацию, найденную в книгах о семенах, по их просьбе.)
У всех растений есть семена. Семена бывают разные– большие и маленькие, гладкие и шершавые, разные по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратными при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодами, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.
3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»
Педагог: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». У кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить? (Ответы детей)
Педагог: Спросим, что такое семя? (Получив ответ взрослого, дети фиксируют его на листе бумаги).
Педагог: Еще спросим, какие семена бывают? (Дети фиксируют ответ на листе бумаги).
4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в интернете».
Педагог: Какой следующий метод по нашему плану? (Ответы детей)
Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет выдал правильную информацию?
- Зачем человеку семена? (Просмотр презентации).
(Дети фиксируют ее на листе бумаги и помешают рядом с методом исследования).
5. Пятый метод исследования «Наблюдение».
Для наблюдения нам понадобились емкости для посадки семян огурцов,, гороха, фасоли, укропа, лейки, фартуки, перчатки, грунт.
Посадили семена и стали наблюдать за их ростом и развитием, и фиксировать их в дневнике наблюдений.
6. Шестой метод наблюдений «Эксперимент».
При работе надо соблюдать правила безопасности: не трогать грязными руками глаза, мыть руки мылом после контакта с грунтом, аккуратно работать с прямым биологическим микроскопом.
Опыт №1
Что внутри семян?
- Перед детьми семена разных форм и размеров. Дети рассматривают их через прямой биологический микроскоп, рассказать, что они видят, и предполагают, что это.
Опыт №2
Какой формы бывают семена?
Задачи: выяснить какой формы бывают семена разных растений.
Для проведения данного исследования необходимо провести предварительную работу. Собрать семена разных растений. На коробочке, где будут храниться семена, сделать зарисовку растения. Можно также сделать альбом: на странице с изображением растения наклеить скотчем семена этого растения. Для данного исследования подойдут семена разных растений.
Опыт №3
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.
Опыт №4
«Исследование семян и беседа о условиях их прорастания
Цель: Расширить представления детей о разнообразии семян и необходимых условиях их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
Воспитатель обращает внимание детей на различные семена на столе
Предлагает рассмотреть их через лупу. Раскладывает семена к соответствующей картинки овоща. (огурцы,укроп, фасоль, горох)
Дети отмечают, что семена бывают разного цвета, формы, размера. Воспитатель объясняет если семена замочить, то они быстрее взойдут. Педагог с детьми помещают семена на влажную тряпочку и наблюдают.
Обобщение полученных данных.
Педагог: Что мы узнали о семенах? Подтвердились ли наши гипотезы? Что узнали нового, чего мы не знали раньше?
А теперь я предлагаю рассказать о проведенном исследовании, опираясь на ваши зарисовки. (Дети рассказывают по желанию).
7. Рефлексия.
- Что для вас было самым интересным?
- А что было легким?
- Что для вас было трудным?
- А где вам могут пригодится знания о семенах?
- Что больше всего понравилось7
- Кто из вас был активнее всех на занятии?