Екатерина Моминова
Исследование звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье приведен анализ нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития, осложненной минимальными дизартрическими проявлениями сложное явление, требующего незамедлительного вмешательства ряда специалистов. Ряд нарушений в звукопроизношении ребенка, позволяет специалисту поставить диагноз «дизартрия» и назначить соответствующую коррекционную программу занятий. Полученные результаты исследования представляют практический интерес со стороны педагогов, логопедов, дефектологов, врачей логопедических кабинетов при детских поликлиниках.
Публикация «Исследование звукопроизношения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: звукопроизношение, задержка психического развития, минимальные дизартрические расстройства.
Введение. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы исследования и коррекции звукопроизношения у детей с задержкой психического развития в условиях увеличения детей с проблемами логопедического и психического развития определила выбор темы исследования и составила еe актуальность. В исследованиях ученых (Л. А. Артемова, Л. А. Зайцева, М. Ф. Фомичева) акцентируется необходимость усиления внимания к формированию речевой компетенции и звукопроизношения детей с недоразвитием речи, что способствует активизации личностного потенциала ребенка [1; 2; 4]. Г. В. Чиркина относит к дизартрии, прежде всего нарушения физиологические, а именно паралич артикуляционных мышц, неправильное речевое дыхание [3].
Цель исследования. Исследование было направлено на изучение особенностей звукопроизношения у детей с задержкой психического развития. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений развития речи.
Материалы и методы. Базой нашего эмпирического исследования была выбрана ГБУ РМЭ Йошкар-олинская Детская городская больница «Детская поликлиника № 3 им. Л. И. Соколовой» (кабинет логопеда). Исследование проводилось среди 10 детей дошкольного возраста 3-5 лет. К логопеду на прием в детской поликлинике приходили родители с детьми либо для проверки звукопроизношения детей для выявления проблем или соответствия норме, либо родители с детьми ЗПР с явными нарушениями и неправильным звукопроизношением для коррекционной работы. Для изучения нарушений звукопроизношения были выбраны следующие диагностические методики: методика исследования артикуляционной моторики (М. Ф. Фомичевой, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой); методика исследования фонематического слуха и восприятия (М. Ф. Фомичевой, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой); методика исследования звукопроизношения (М. Ф. Фомичевой, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой).
Результаты. Результаты диагностики по методике исследования артикуляционной моторики (Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой) указывают на то, что 50% детей с ЗПР имеют уровень средний или ниже среднего артикуляционной моторики. Анализ результатов диагностики по методике изучения фонематического восприятия (Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой) свидетельствует о том, что 50% детей с ЗПР имеют уровень средний или ниже среднего фонематического восприятия. По результатам диагностики по методике исследования звукопроизношения (Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой) 50% детей с ЗПР имеют уровень средний или ниже среднего звукопроизношения. Так, по результатам данных трех методик были полученные данные, которые позволяют сказать, что только 50% (5 детей с ЗПР) имеют хорошее звукопроизношение, которое соответствует норме, остальные 50% детей имеют отклонения средней степени и дизартрию в легкой форме, которая требует коррекционной программы с логопедом.
Обсуждение. По результатам анализа нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития можно сформулировать следующие логопедические задачи, которые должны решаться в коррекционной программе: формирование у детей фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развитие общеречевых (дыхание, артикуляции, голоса) умений и навыков; формирование первичных умений и навыков произношения гласных и согласных звуков (постановка, автоматизация, дифференциация) и развитие слуховой и произносимой дифференциации звонких и глухих согласных; различения на слух твердых и мягких звуков; развитие грамматического стороны (словоизменения, словообразования) речи.
Заключение. Проведенное исследование подтверждает выдвинутое нами предположение о том, что особенности звукопроизношения детей с задержкой психического развития с минимально выраженными дизартрическими расстройствами обусловлены рядом медицинских, неврологических факторов и подлежат коррекционной работе с логопедом.
Литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К. С. Лебединской. М. : Наука, 2012. 274 с.
2. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. -метод. пособие. Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2010. 274 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. : МГОПИ, 2013. 72 с.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии. М. : Просвещение, 2009. 239 с.