Беляева Александра
Исследование стратегий психологической защиты у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование стратегий психологической защиты у подростков
Какова суть стратегий психологической защиты, этот вопрос является наименее исследованной областью и весьма прагматичной с точки зрения практики медицинской психологии и психотерапии. Особый интерес эта область вызывает в подростковый период, поскольку в это время происходит самоидентификация личности, ее становление, а также поиск своего места в жизни и формируется собственное Я, а воздействие стрессовых ситуации в этот период ощущается наиболее сильно. Именно в это время формируется и вырабатываются пути адаптации к реальности.
Публикация «Исследование стратегий психологической защиты у подростков» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Недостаточная изученность стратегий психологической защиты является катализатором настоящего исследования. Весьма важным является изучение механизмов психологической защиты подростков, так как есть возможность получить знания о формировании адекватного и отклоняющегося поведения, о внутриличностных конфликтах подростков, о психосоциальных расстройствах. Исследование может в значительной мере увеличить представления о возможности разработки коррекционных и реабилитационных программ для подростков, с целью профилактики формирования и развития психосоциальных расстройств, что характерно именно для подросткового возраста.
Данное обстоятельство определило цель исследования – это изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте.
Данная проблема является малоизученной т. к. в прошлом мало времени уделялось проблеме внутриличностных конфликтов.
В ходе обзора источников была выдвинута следующая гипотеза: доминирующем механизмом психологической защиты в подростковом возрасте является отрицание.
Таким образом целью данного исследования является выявление каков же доминирующий механизм психологической защиты в подростковом возрасте.
Была поставлена задача - исследовать механизмы психологической защиты подросткового возраста.
Объектом исследования – являются механизмы психологической защиты.
Предметом исследования выступают подростки.
Для исследования были выбраны учащиеся десятых классов. Средний возраст, которых составляет шестнадцать лет. Этот период- есть середина подросткового периода, что и является оптимальным для нашего исследования, позволяет сделать выводы о наличии доминирующего механизма психологической защиты.
Исследование проходило среди учащихся десятых классов. В количестве 28 человек. Из них девочек - 15, мальчиков -13. Средний возраст учащихся составляет 16 лет. Среди учащихся двух классов нет отличников, 2 человека учатся на 4 и 5. Остальные 25 человек по большинству предметов имеют оценку - удовлетворительно. Исследование проводилось в школьных классах.
Исследование было разделено на этапы. Итак, на первом этапе эксперимента была выбрана тема работы, проведен обзор статей по проблеме исследования. Был осуществлен теоретический обзор литературы по изучаемой проблеме, определена методологическую основа исследования. В процессе изучения специальной литературы пришли к выводу, что психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения в рамках конфликтов между бессознательным и сознанием и между разными эмоциональными установками.
На следующем этапе исследования было произведено знакомство с учащимися, которые в дальнейшем подверглись исследованию.
В исследовании для изучения механизмов психологической защиты у подростков была использована следующая методика: психологическая диагностика индекса жизненного стиля (LIFE STILE INDEX).
Основная цель методики: диагностировать систему механизмов психологической защиты.
Анализируя результаты исследования механизмов психологической защиты, рассмотрим что в исследовании участвовали всего 28 человек, средний возраст, которых составляет 16 лет.
На первом этапе исследования с помощью опросника Плутчика-Келлермана-Конте были исследованы уровни напряженности 8 основных психологичеcких защит.
На втором этапе изучена иерархия системы психологической защиты и оценили напряженность всех измеряемых защит.
На третьем этапе обработаны результаты по опроснику механизмов психологической защиты Плутчика-Келлермана-Конте (LIFE STILE INDEX).
На четвертом этапе осуществлен подсчет баллов отдельно для каждого из 8 механизмов психологической защиты и определили уровень её напряжённости. В результате получены данные о напряженности каждой из защит.
В результате эмпирического исследования было выяснено, что в подростковом возрасте доминирующим механизмом психологической защиты является отрицание. Оно является преобладающим у 53,57% испытуемых. Реактивное образование преобладает у 10,75% исследуемых подростков. Рационализация - у 7,14% испытуемых. Вытеснение - у 14,29% исследуемых. Регрессия и замещение преобладают у лишь у 3,57% испытуемых каждая. Проекция - у 7,14% исследуемых подростков.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что преобладающим механизмом психологической защиты подросткового возраста является отрицание.
Поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты, в ситуациях когда интенсивность потребности самовыражения возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют. Из всего жизненного цикла человека, период полового созревания привлекает большое внимание. В подростковом возрасте происходит усиление сексуальных и агрессивных тенденций, могут возникнуть психические расстройства с целью ухода от трудностей. А механизмы психологической защиты позволяют сохранять на некоторое время душевное равновесие.
Исследование было посвящено изучению области механизмов психологической защиты в подростковом возрасте. Проводилось исследование при помощи методики Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (LIFE STILE INDEX). Изучали уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты. В ходе исследования мы выполнили поставленные задачи, исследовали механизмы психологической защиты в подростковом возрасте. В результате было выяснено, что преобладающим механизмом психологической защиты подросткового возраста является отрицание, чем подтвердили выдвинутую нами гипотезу и достигли цель нашего исследования.
Таким образом, можно сделать вывод - преобладающим механизмом психологической защиты в подростковом возрасте является отрицание. Отрицание формируется в детском возрасте и поэтому не требует предварительного обучения. Очень часто отрицание приводит к неадекватности оценивания происходящего вокруг, собственно говоря, это и приводит к усложнению поведения подростка.