Людмила Зарубина
ИОМ на ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями с использованием STEM-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ИОМ на ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями с использованием STEM-технологий
ФИО ребенка: Дмитрий Ильич С.
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 11 мая 2017г.
МАТЬ: Анна Сергеевна С., средне - специальное образование, домохозяйка.
ОТЕЦ: Илья Владимирович с., средне - специальное образование, АПК «Линец», боец.
В данный момент родители находятся в разводе, ребенок проживает с мамой.
ДАТА НАЧАЛА ИОМ: сентябрь 2019 года
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
Физическое развитие: в норме.
Соматическое развитие: Дима не относится к группе часто болеющих детей.
Публикация «ИОМ на ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями с использованием STEM-технологий» размещена в разделах
После изучения медицинской карты ребенка стало известно, что Дима относится ко 2 группе здоровья. Ребенок нуждается в наблюдении невролога. Стоит диагноз СДВГ.
Речевое развитие: на момент начала разработки ИОМ, ребенок практически не разговаривает; на вопросы не отвечает; среди понятных слов есть только слово «би-би», обозначающее машины, к которым у мальчика очень выраженный интерес. К общению с детьми не стремится, но настойчиво стремиться отобрать у других детей понравившиеся ему машинки.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
Память: зрительную память обследовать не удалось. Дима не хотел вникать в задание, он просто хватал картинки одну за другой, вопросов как будто не слышал, все игнорировал.
Внимание: важной особенностью внимания Димы я считаю то, что но не смотрит в глаза, когда с ним разговариваешь, его взгляд постоянно «блуждает» в поисках чего-то. Обращенные к нему вопросы («Дима, пойдем писить?», «Дима, дать попить?», «Дима, где твои носочки?» и т. п.) игнорируются, ребенок их как будто не слышит.
Восприятие: Дима на задания не реагирует, обследовать его не удалось. Попытки привлечь внимание ребенка приводят к негативизму и крику.
Мышление: по результатам диагностики можно сделать вывод, что мышление Димы не соответствует возрасту. Ребенок не сумел собрать матрешку, пирамидку, с другими заданиями справился только с помощью воспитателя.
Эмоционально-волевая сфера: ребенок очень подвижный и активный. Вызывает беспокойство частая смена настроения: минуту назад мальчик катал машинку, тут же бросает ее, кричит, ложится на пол, а еще через минуту бежит ко мне, чтобы его пожалели. С другими детьми не играет, но может попытаться отнять машинку, а сопротивление со стороны владельца игрушки воспринимает бурным протестом.
Период адаптации: Дима был зачислен в мою группу 02 августа 2019 года. Первый раз он посетил детский сад 05 августа 2019 года. Дима пришел с мамой на прогулку с 10.00 до 11.30. мальчик, увидев игрушки, сразу бросился к ним, начал перебирать, выбрасывать из корзины не интересующие его игрушки, (лопатки, мячи, совочки, пасочки, пока не нашел машинки, которые его устроили. В течение всей прогулки Дима ни разу не обратился к маме, которая сказала, что он всегда так играет, игнорируя её. Следует отметить, что всю прогулку ребенок стремился уйти на чужие участки, а когда мама возвращала его на наш участок, начинал кричать и ложиться на землю.
На следующий день Диму также привели на прогулку. Мама ушла. Ее уход ребенка никак не обеспокоил, увидев игрушки, мальчик уже ни на что не реагировал, не попрощался с мамой, даже не обратил на нее внимания. В течение прогулки Дима так же пытался уходить на чужие участки, а попытки вернуть его назад сопровождались криком и укладыванием (но не падением) на землю. Причем лежит на земле и кричит Дима совсем немного, быстро встает и опять увлекается игрушками. Часто стремится отобрать машинку у другого ребенка, а когда я ему этого не позволяю, сначала бросает имеющуюся у него в руках игрушку на землю, кричит, а потом тут же бежит ко мне обниматься и лезет на руки, что бы его пожалели. После прогулки я с детьми вернулась в группу, Дима тут же побежал к игрушкам. Попытки помыть ему ручки и посадить с другими детьми на стульчик перед обедом были встречены негативом, на стульчик мальчик не сел, предпочел лежать на ковре и кричать. За стол кушать Дима так и не сел, несмотря ни на какие уговоры. Приход мамы, которая забирала его домой, вызвал бурный протест, Дима стремился к игрушкам и маме пришлось уводить его силой.
Следующие два дня прошли приблизительно так же, но следует отметить, что Диму приводили в сад уже к 08 часам и забирали в 12 часов. Мальчик пытался уйти на чужие участки уже реже, но по-прежнему ложился на землю и кричал, когда его возвращали назад, а потом быстро вставал и тут же бежал ко мне обниматься и лезть на ручки. Кушать Дима сел только с игрушкой «Щенячий патруль», которую постоянно вертел в руках, пока его кормили с ложечки. Поел мало, уходил домой со скандалом, требуя игрушек.
На пятый день Дима остался спать в сончас. Поведение его такое же, но спать он пошел спокойно, правда, с собачкой из «Щенячьего патруля». Мальчик постоянно вертел игрушку в руках, что-то бормотал, вскрикивал. Когда игрушку забрали, начал просто лежа крутить головой в разные стороны, дергать руками и ногами, вскакивать и вскрикивать, причем игрушку он не искал. Дима заснул только через 20 минут, причем я все время его гладила по спинке и по головке. Засыпание произошло практически мгновенно, как будто сработал выключатель. Спал Дима спокойно около часа, потом часто просыпался, снова засыпал. По окончании сончаса мальчика с трудом разбудила мама, которая пришла забирать его домой.
Родители Димы в разводе, причем со слов мамы, папа не принимает никакого участия в воспитании Димы. Маме с ребенком очень тяжело, это видно по её реакции на капризы и истерики Димы. В такие моменты мама злится, ругает сына, может прикрикнуть на него. Истерики у Димы случаются часто, причем не всегда можно понять, что спровоцировало бурную реакцию.
Я пообщалась с мамой Димы. Из ее слов следовало, что дома мальчик ведет себя так же. Всего добивается криком, провоцируя маму на вспышки негатива. Причем мама не считает диагноз врача невролога правильным, мотивируя это тем, что «гиперактивные дети засыпают с трудом, а Дима засыпает быстро». Причем мое предложение, чтобы Диму посмотрел другой специалист или курские детские неврологи не вызвало интереса.
Я проконсультировалась по поводу поведения ребенка с педагогом-психологом. Педагог-психолог ежедневно наблюдала за Димой, и мы пришли к выводу, что мальчик нуждается в особом отношении и обращении.
ЦЕЛЬ: повышение уровня общего развития ребёнка, социально-личностного развития ребёнка, коррекция отклонений в эмоциональном развитии, познавательной деятельности и речи.
ЗАДАЧИ: создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; совершенствовать стиль общения педагога с ребенком; создать условия для развития положительного отношения ребенка к другим людям, окружающему миру; развивать коммуникативные способности; провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка проблем в эмоционально-волевой сфере, мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций при помощи слов и мимики, а не эмоциональными вспышками.
СЕНТЯБРЬ
Цель: наблюдение за поведением ребенка, беседы с родителями, специалистами ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, медработник)
Полученные результаты: в результате наблюдения за ребенком было замечено, что мальчик очень подвижен, наблюдается частая смена деятельности. Ребенок постоянно меняет игрушки, бросает одну, хватает другую, тут же бежит за третьей. Внимание мальчика очень слабое, его практически невозможно сосредоточить на предмете более чем на 3-5 секунд. В речи наблюдаются только слова «мама» и «биби». Из игрушек предпочитает машинки или игрушки, на которых нарисованы машинки. На запреты и замечания ребенок реагирует бурным протестом, ложится на пол, кричит, но не плачет.
Засыпает Дима быстро, но перед сном активно дергает руками и ногами, крутится в кроватке, может что-то выкрикивать.
Из разговора с мамой стало понятно, что диагноз врача ставится под сомнение. И все же часть лекарств, назначенных неврологом, они пропили, часть принимать мама не посчитала нужным. Мотивирует она это тем, что врачу не очень доверяет и «Дима засыпает быстро, а гиперактивные дети - медленно». При этом в консультации другого невролога мама не видит необходимости.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Цель: Развитие внимания, умения слушать воспитателя и переключать внимание с одного объекта на другой.
Основное содержание: игра «Покажи картинку».
Ожидаемые результаты: активизировать внимание ребенка на картинках с изображением игрушек (мяч, мишка, машинка).
Полученные результаты: ребенок заинтересовался только картинкой с машинкой. На просьбу показать мишку, мячик ребенок не обращает внимания.
Попытки переключить его внимание на другие картинки привели к протесту и разбрасыванию картинок.
ОКТЯБРЬ
2 неделя
Цель: развитие мотивации к общению со сверстниками.
Основное содержание: передача легкого мяча детям и воспитателю. Ожидаемые результаты: развитие потребности ребенка в общении со сверстниками и общих играх.
Полученные результаты: в игре по передаче мяча мальчик очень активен, но бросает мяч не детям, а для себя. Если мяч оказывается у другого ребенка, Дима капризничает, ложится на землю или убегает от детей. Играл Дима не более 3 минут.
ОКТЯБРЬ
3 неделя
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Основное содержание: игра «Ласковые лапки», где необходимо в течение некоторого времени сидеть с закрытыми глазами и не подглядывать.
Ожидаемые результаты: развитие самоконтроля, умения сосредоточиться на время игры.
Полученные результаты: в игре по Диме было сложно усидеть с закрытыми глазками. Мальчик часто хихикал, пытался забрать предметы игры или бросать их.
ОКТЯБРЬ
4 неделя
Цель: развитие внимания, восприятия цвета, умения слушать воспитателя. Основное содержание: работа с «Дарами Ф. Фрёбеля» №1. Показ и называние ребенку основных цветов (красный, синий, желтый). Самостоятельная манипуляция ребенка с мягкими шариками.
Ожидаемые результаты: развитие моторики, ознакомление с основными цветами. Создание условий для самостоятельной игры.
Полученные результаты: ребенок с интересом разглядывал шарики, мял их, тянул за веревочки. Называние цвета не вызвало интереса. Дима предпочел сложить шарики в машинку и увезти их.
НОЯБРЬ
1 неделя
Цель: снижение двигательной расторможенности, вспыльчивости при расставании с игрушкой.
Основное содержание: игра «Подари машинку».
Ожидаемые результаты: «дарение» машинки другим игрушкам: кукле, мишке, котику.
Полученные результаты: Дима не дарил машинку, а играл с ней сам. Другие игрушки просмотрел, но играть с ними не стал.
НОЯБРЬ
2 неделя
Цель: развитие умения сосредоточиться на игре.
Снятие эмоциональной напряженности.
Основное содержание: конструирование из «Даров Ф. Фрёбеля» №3. Ожидаемые результаты: активизация желания ребенка к общению с воспитателем и совместному конструированию.
Полученные результаты: мальчик строил из кубиков башню или расставляет их в ряд. Через две минуты начал бросать их на пол и в других детей. Играл Дима 4 минуты.
НОЯБРЬ
3 неделя
Цель: создание ситуаций, направленных на выражение чувств и эмоций ребенка.
Основное содержание: игра «Повтори движение».
Ожидаемые результаты: выражение эмоций, развитие положительного отношения к совместным с другими детьми играм.
Полученные результаты: игра вызвала интерес, но Дима не повторял движения, а больше хохотал и кривлялся.
НОЯБРЬ
4 неделя
Цель: создание ситуаций, требующих усидчивости и внимания. Развитие мелкой моторики.
Основное содержание: раскрашивание цветными карандашами картинки с изображением машинки.
Ожидаемые результаты: выражение эмоций, развитие умения некоторое время выполнять один и тот же вид деятельности.
Полученные результаты: Дима обрадовался, когда увидел изображение машинки. Цветными карандашами работать не умеет, не держит их. Попытки вложить карандаш в руку правильно привели к вспышке негатива.
Попытался немного порисовать восковыми мелками, потом начал грызть их, а затем ушел.
Показ правильности раскрашивания вызвал требование, чтобы всю картинку раскрасили за него. Всего за столом пробыл не более трех минут.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Цель: повышение интереса к участию в игровой деятельности. Основное содержание: собирание и разбирание пирамидки.
Ожидаемые результаты: развитие у ребенка интереса к продуктивной деятельности, созданию из разных деталей единого целого.
Полученные результаты: ребенок играл пирамидкой около четырех минут. Колечки надевал не все, если не получалось, нервничал, кусал колечки, бросал их на пол. Потом начал бросать колечки в детей, а саму пирамиду – на пол. Вышел из-за стола сердитый.
ДЕКАБРЬ
2 неделя
Цель: вовлечение ребенка в рассматривание картинки о Новом годе. Основное содержание: показ картинки, называние предметов на ней. Ожидаемые результаты: побуждение к ответам на вопросы, показы предмета по просьбе воспитателя.
Полученные результаты: картинку рассматривает недолго, на детали не обращает внимания, видит и показывает только машинки. Показывал на них и говорил «би-би». Попытки воспитателя обратить внимание Димы на другие предметы не вызвали интереса. Через минуту отбросил картинку и ушел играть.
ДЕКАБРЬ
3 неделя
Цель: развитие умения слушать сказку, некоторое время удерживать внимание.
Основное содержание: чтение сказки «Колобок» и рассматривание картинок.
Ожидаемые результаты: положительный эмоциональный настрой, умение удерживать внимание определенное время.
Полученные результаты: Дима сказку не слушал. Листал книгу, иногда показывал на колобка. На картинки не смотрит, взгляд его постоянно «блуждает» по группе. Рассматривание картинок не вызывает особого интереса. Ребенок постоянно стремится помять или перевернуть страницу.
ДЕКАБРЬ
4 неделя
Цель: развитие стремления украсить ёлочку, закрепление знаний основных цветов.
Основное содержание: совместное творчество (в паре с другим ребенком). Ожидаемые результаты: украшение деревянной ёлочки деревянными шариками с магнитом.
Полученные результаты: ребенок стремиться проявить инициативу, самостоятельно украсить ёлку. К партнерству с девочкой Дима отнесся спокойно. Делился с ней шариками, у нее украшения не забирал, но через пару минут игра ему надоела и он ушел.
ЯНВАРЬ
2 неделя
Цель: коррекция познавательной активности, снижения импульсивности. Основное содержание: игры на подбор предмета по форме его отпечатка. Ожидаемые результаты: развитие интереса к играм, требующим внимания и активизации мышления.
Полученные результаты: Дима сразу понял задание. Фигуру и форму совместил быстро, но если требовалось изменить положение фигуры, чтобы она стала четко, а это не получалось, Дима капризничал и бросал фигуры на стол.
ЯНВАРЬ
3 неделя
Цель: развитие произвольного внимания, интереса к эмоциональной окраске речи.
Основное содержание: настольный театр «Курочка Ряба». Ожидаемые результаты: проявление умения слушать речь воспитателя и развитие интереса к обыгрыванию сказки.
Полученные результаты: Дима расположил героев сказки в правильном порядке еще до начала рассказа воспитателя. Речь воспитателя слушал спокойно, несколько раз менял героев местами, играл с ними, а затем опять расставил правильно. Без ошибок показал всех персонажей.
ЯНВАРЬ
4 неделя
Цель: коррекция поведенческих реакций, развитие речи.
Основное содержание: игры с магнитным конструктором. Ожидаемые результаты: преодоление эмоциональных всплесков в случае неудачи.
Полученные результаты: Дима строил гараж для машинки. Игра с магнитным конструктором понравилась мальчику, но он часто отвлекался на других детей. если конструкция распадалась, выражал недовольство, но не разбрасывал конструктор.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Цель: развитие желания общаться со сверстниками.
Основное содержание: малоподвижные игры «Пузырь», «Карусели». Ожидаемые результаты: активное участие в совместных играх, взаимодействие с детьми. Развитие словаря ребенка.
Полученные результаты: в совместных играх не участвует, со сверстниками не общается, но постоянно играет с выбранной игрушкой один. Все попытки вовлечь Диму в совместные игры заканчивались отказом. В то же время мальчик с интересом наблюдает, как играют дети старшей группы на соседнем участке. Часто пытается общаться с ними, но это общение заключается в попытках забрать у них игрушку, обсыпать снегом или толкнуть.
ФЕВРАЛЬ
2 неделя
Цель: развитие творческой инициативы, мелкой моторики.
Основное содержание: рисование пальчиками на манной крупе.
Ожидаемые результаты: проявление инициативы, интереса к деятельности.
Полученные результаты: ребенок немного поводил пальчиком по крупе, но потом начал разбрасывать ее и баловаться.
ФЕВРАЛЬ
3 неделя
Цель: создание условий, побуждающих ребенка к конструированию, определению и подбору цвета.
Основное содержание: работа с крупной мозаикой.
Ожидаемые результаты: поддержание творческой инициативы, правильное определение цвета.
Полученные результаты: конструирование из мозаики Диме понравилось. Мальчик 7 минут пробовал по-разному сопоставлять детали, разрешал помогать ему. Вопросы по показу цвета приходилось повторять по несколько раз, Дима показывает только красный и желтый цвет.
ФЕВРАЛЬ
4 неделя
Цель: развитие положительного эмоционального отношения к другим детям и совместным играм.
Основное содержание: дидактическая игра «Покажи, кого скажу». Ожидаемые результаты: снятие эмоциональной напряженности через игру. Вовлечение в совместную игру. Развитие умения слушать команду воспитателя.
Дима охотно играет, но только короткий промежуток времени. Часто не показывает животное, а просто ложится на пол или убегает.
МАРТ
1 неделя
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Основное содержание: массаж пальчиков и ладошек с помощью су джок шариков.
Ожидаемые результаты: развитие умения расслабляться, определенное количество времени лежать спокойно.
Полученные результаты: Диме нравится массаж пальчиков и ладошек. Он сидит спокойно, иногда смеется, если щекотно. Мальчик сам предпочел «играть» с шариками и пружинками.
МАРТ
2 неделя
Цель: повышение активности в игровой деятельности с детьми.
Основное содержание: игра «Подари игрушку».
Ожидаемые результаты: развитие желания делиться с детьми, проявлять инициативу и активность.
Играет охотно, но часто тут же забирает подаренную игрушку назад.
МАРТ
3 неделя
Цель: развитие мелкой моторики, речи, усидчивости.
Основное содержание: строительство из кинетического песка. Ожидаемые результаты: проявление инициативы в выборе пасочек и формочек. Позитивное настроение при работе.
Полученные результаты: лепка из песка вызвала положительные эмоции. Очень понравилось делать пасочки из кинетического песка. Но наблюдается зацикленность на одной и той же формочке.
МАРТ
4 неделя
Цель: приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам, коррекция взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Основное содержание: сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости». Ожидаемые результаты: соблюдение правил игры, подражание поведению взрослых в гостях.
Полученные результаты: ребенок принимает участие в играх, если его лично привлекает воспитатель. Действиям взрослых и других детей подражать не стремится, его больше интересуют атрибуты для игры и манипуляции с ними (перекладывание с места на место или перенос в другое место).
АПРЕЛЬ
1 неделя
Цель: развитие познавательной активности, умения выполнять некоторое время однообразную деятельность.
Основное содержание: игра с матрешкой из трех, четырех и пяти куколок.
Ожидаемые результаты: развитие умения подбирать куколку по размеру, правильно собирать матрешку.
Полученные результаты: игра с матрешкой из трех куколок понравилась Диме. Собрал он ее с помощью воспитателя, а действия с большим количеством куколок вызвали затруднения и потерю интереса к игре.
АПРЕЛЬ
2 неделя
Цель: развитие познавательной активности, умения быть внимательным на протяжении некоторого времени.
Основное содержание: участие в опытно-экспериментальной деятельности по сравнению свойств сухого и мокрого песка в качестве помощника воспитателя.
Ожидаемые результаты: ребенок активно участвует, проводимый эксперимент вызывает интерес.
Полученные результаты: работа с песком понравилась ребенку, он активно помогал воспитателю пересыпать и перемешивать песок с водой и делать из мокрого песка пасочки.
АПРЕЛЬ
3 неделя
Цель: развитие интереса к совместной деятельности, коррекция поведения в совместном творчестве.
Основное содержание: создание коллективной выставки «Цветочная поляна».
Ожидаемые результаты: проявление инициативы, стремления приклеить свой цветок.
Полученные результаты: мальчик заинтересовался работой, свой цветок приклеил наскоро и не думая. При этом пытался оторвать цветы, приклеенные другими детьми. Когда Диме запрещали срывать цветы других детей, обижался, но бурных эмоций не было.
АПРЕЛЬ
4 неделя
Цель: развитие творческой инициативы, умения действовать однообразно в течение определенного количества времени.
Основное содержание: раскрашивание восковым мелком картинки с изображением яблока. Свобода выбора из красного, желтого и зеленого карандашей.
Ожидаемые результаты: развитие моторики, воображения.
Полученные результаты: мальчик быстрыми штрихами раскрасил картинку, при этом несколько раз перебирал карандаши, поэтому яблоко получилось трехцветным.
МАЙ
Цель: наблюдение за поведением ребенка, беседы с родителями, специалистами ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, медработник).
Основное содержание: сделать вывод об эффективности проведенных мероприятий и наметить пути дальнейшего развития индивидуального маршрута.
Полученные результаты: работа в течение года дала положительные результаты. Дима стал более сдержанным в своих эмоциях, часто стал играть с другими детьми, общаться со взрослыми. Но в деятельности, требующей концентрации и удержания внимания, необходим постоянный контроль со стороны воспитателя.
В результате принято решение, работу продолжить, усилить деятельностью, требующей усидчивости и внимания и чаще побуждать ребенка к выражению желаний с помощью слов, а не эмоций.