Алена Воробьева
Методические подходы к преодолению двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Методические подходы к преодолению двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Публикация «Методические подходы к преодолению двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией» размещена в разделах
Нарушения фонетической стороны речи у детей с дизартрией обусловлены расстройством кинестетической и кинетической организации артикуляционного движения, которое, в свою очередь, связано с поражением ЦНС и нарушением передачи импульсов из коры головного мозга к мышцам. Поэтому основное содержание логопедической коррекции составляет формирование фонетической стороны речи (звукопроизношения, высоты голоса, интонационной выразительности, тембра, темповых характеристик) на основе развития двигательной функции артикуляционного аппарата – подвижности языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок. Это связано с тем, что между двигательной и речевой функциональными системами существуют опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии определенным образом на каждом из этапов раннего онтогенеза (Дудьев). Как считает М. М. Кольцова, развитие моторики является фактором, стимулирующим развитие речи, и ей принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов.
Важным разделом коррекционной работы является восстановление двигательных функций речевого аппарата. Двигательные функции развиваются путем тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Работа проводится с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Особое внимание уделяется формированию не только артикуляторных движений, но и развитию кинестетической основы движений пальцев рук и кисти. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук.
Формирование фонетической стороны речи предусматривает работу над всеми компонентами интонационной стороны речи. Большое значение в развитии плавности речи имеет формирование речевого дыхания. Оно заключается в увеличении его объема и нормализации ритма.
Нарушения голосообразования преодолеваются путем развития силы и высоты голоса. Основная работа направлена на расширение диапазона, развитие гибкости, модуляции. Формирование интонационной выразительности идет в направлении от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи, от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале. В процессе формирования звукопроизношения устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произнесении.
Таким образом, логопедическая работа, направленная на коррекцию фонетических нарушений речи, проводится на основе стимуляции двигательно-кинестетических функций (артикуляционной, мимической и мелкой моторики). При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях – логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре. Большую роль в коррекционной работе является медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж.
Многоплановость и специфичность патогенеза дизартрии не может не требовать помимо классической логопедической коррекции внедрения новых подходов формирования правильной речи у детей. Это подразумевает использование таких методик, которые будут способствовать развитию не только звукопроизношения и просодии, но и оказывать влияние на весь сенсомоторный репертуар ребенка. Одной из таких методик является логоритмика, с помощью которой может быть достигнуто повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению дизартрии. Она основана на формировании гностико-психомоторных функций, музыкально-ритмических способностей, мотивационной сферы и речи в игровой деятельности. (Шашкина Г. Р.)
В отличие от традиционного логопедического подхода основным направлением логоритмики является совершенствование психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти, произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной) (Шашкина). Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов. (Дудьев)
Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть логопедического занятия.
Как самостоятельный метод логоритмика предусматривает решение не только речевых, но и неречевых задач :
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации (Г. А. Волкова).
Логоритмика в системе логопедических занятий также является хорошим средством формирования положительного эмоционального настроя, мотивации к выполнению логопедических упражнений, учит детей общению со сверстниками.
Материалом для занятий логопедической ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже устойчивые ряды слов и тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки, но в отличие от традиционного логопедического подхода на логоритмических занятиях произнесение их сопровождается разнообразными движениями (Волкова Г. А.). Такое формирование движений в сочетании со словом осуществляется во взаимодействии всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов. Взаимосвязь различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, способствует развитию памяти, внимания (Е. В. Чаянова). Также во время логоритмических занятий обращается внимание на овладение детьми умением ориентироваться в окружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Таким образом, посредством логоритмических занятий происходит преодоление речевого нарушения путем коррекции двигательной сферы и формирования у детей с дизартрией деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности. Сочетание движения, музыки и слова повышает эффективность логопедической работы в целом (Шашкина).
В связи с тем, что дизартрия связана с поражением ЦНС, очень важно связать логопедическую коррекционную работу не только с развитием сенсомоторного обеспечения ребенка, но и с воздействием на мозговые структуры и межполушарное взаимодействие. Такие рефлекторные, нейродинамические и энергомодулирующие процессы, как дыхание, слюноотделение; тонус, статика и динамика жесто-мимической и вокализационной составляющей речевой системы, без которых речь попросту невозможна, обеспечиваются подкорковыми структурами мозга. Они опосредуют эмоционально-мотивационный базис речи, готовность речедвигательного анализатора к инициации эффективной деятельности (А. В. Семенович).
А. В. Семенович освещает нейропсихологический подход, который также предполагает воздействие на сенсомоторный репертуар ребенка, но его основной целью является развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза. Данный подход основан на комплексном психолого-педагогическом исследовании, включающем как логопедические, так и нейропсихологические методы дифференциальной диагностики.
Основными направлениями работы данного подхода являются формирование саморегуляции ребенка и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, коррекция и абилитация целостных психических функций и межполушарных взаимодействий, автоматизация навыков произвольной саморегуляции, закрепление обобщающей и регулирующей функции речи. Методика осуществляется в три этапа. Сначала дети должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз.
В контексте логопедической работы принципиально, что сформированный на уровне «языка тела» интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активизирующее влияние на аналогичные речевые структуры. Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала дает возможность эффективной логопедической работы. (А. В. Семенович)
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Между двигательной и речевой функциональными системами существуют опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии на каждом из этапов раннего онтогенеза. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов.
2. При дизартрии нарушается взаимосвязь двигательной и речевой функциональных систем. Нарушается передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов (Винарская). Отсюда возникают расстройство общей, мелкой и артикуляционной моторики, что приводит к нарушениям фонетической стороны речи: страдает голос, артикуляция и другие просодические компоненты языка.
3. Такая сложность структуры речевого дефекта и наличие особенностей ЦНС влечет за собой необходимость реализации многоаспектного подхода к коррекции данного нарушения. Это подразумевает использование таких методик, которые будут способствовать развитию не только звукопроизношения и просодии, но и оказывать влияние на весь сенсомоторный репертуар ребенка.
4. Логоритмика способствует развитию сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания и устранения речевых нарушений (Г. А. Волкова, а нейропсихологические методы оказывают влияние на развитие всей совокупности двигательных, гностических и мнестических процессов, а также активизацию тех зон мозга, которые опосредуют эмоционально-мотивационный базис речи, готовность речедвигательного аппарата к эффективной деятельности. (А. В. Семенович) В результате важным моментом в коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией является взаимосвязь логопеда не только с невропатологом, но и с нейропсихологом.