Тхамокова Мадина
Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.
Задачи:
- сформировать элементарные экономические знания у родителей;
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;
Публикация «Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- развивать умения подмечать в устном народном творчестве простейшие экономические явления;
Приё мы и методы:
Словесный, игровой, практический.
Материалы и оборудование: жетоны (фрагменты денежных купюр, бейджи с названиями команд, мяч, схемы для оригами «кошелёк», листы бумаги, карандаши, ножницы.
ТСО: проектор, экран, презентация – игра «Финансовый ринг», ноутбук, колонки.
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.
Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.
- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.
«Шуточные вопросы» :
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах?
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы!
- Команды готовы! Думаю пора начинать.
Игра «Верю – не верю»
Воспитатель: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет. За правильный ответ, 5 дошколиков, за пояснение ответа плюс ещё 5. Команда, набравшая большее количество дошколиков первой начнет игру.
«Дошколики» – это виртуальные деньги. А вести учет нам поможет счетная комиссия.
Первый вопрос команде «» : Верите ли вы, что существовали съедобные деньги? (Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).
Второй вопрос команде «» : Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.).
Третий вопрос для команды «» : Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).
(дополнительный) Вопрос: Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».
Ответ: Да (5б, пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег» (5б).
Воспитатель: - У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры : «Что? Где? Когда?», «КВН», «Превращения», «Поиск ресурсов» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Как правило, такие игры развивают сообразительность, смекалку, творческие способности.
- И поэтому, я вам предлагаю продолжить нашу встречу, интеллектуальной игрой.
Игра «Финансовый ринг»
Наша игра состоит из двух туров: основной тур и блиц – тур. Приступаем к основному туру. Перед вами игровое поле, в левой части которого расположены категории, в верхней части нумерация вопросов, а центр игрового поля заполнен стоимостью каждого вопроса. При правильном ответе вы получаете стоимость в дошколиках, если ответ не верный, вы получаете ноль.
- Первым право выбора предоставляется команде «….». На обдумывание вопроса дается 30 секунд.
Следующую категорию выбирает команда «…» и т. д.
- Продолжаем, второй тур нашего ринга «Блиц-турнир».
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
В данном туре каждая команда может заработать 25 дошколиков, стоимость каждого правильного ответа 5 дошколиков. К сожалению, в этом туре времени на обдумывание нет, и каждая из команд отвечает на все пять вопросов, по очереди. Начинает команда «….».
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
«Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
«Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
Золотая антилопа
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?
«Курочка Ряба», золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
Кот в сапогах.
-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем баллы.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
7. Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
8. И врачу и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).
Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
- А сейчас наша уважаемая комиссия подсчитает, сколько каждая из команд заработала дошколиков во время игры. А вам уважаемые участники я предлагаю изготовить за это время то о чем говориться в загадке.
Загадка:
Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок
Отправляясь за покупкой, возьми с собою … (кошелек)
Ответ: Кошелек
Перед вами на столах лежат схемы, которые вы можете использовать для изготовления вашего кошелька.
Практическая деятельность
Игра «Яблоко – груша»
-С кошельками закончили, а теперь я хотела бы попросить вас взять листы и на одной стороне нарисовать яблоко (рисуют, а на другой, грушу. Вырежете сначала, яблоко, а затем, грушу. У вас не получается, потому что сначала нужно было запланировать место для каждого рисунка. Вот так и с деньгами, чтобы деньги водились в ваших кошельках, их нужно планировать (планировать расходы). Спасибо!
-Слово, предоставляется счетной комиссии.
-Большое спасибо, счетной комиссии. И так, по итогам, победителем объявляется команда «….». Сегодня участники команд своим интеллектом зарабатывали дошколики. Но так как эти средства находятся в обороте только на территории нашего образовательного учреждения, команда победителей приобретает «Сборник практических заданий для ознакомления детей с финансовой грамотностью», содержащий картинки для раскрашивания с заданиями, стоимостью …. дошколиков.
-Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей, но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.
Надеюсь, что то, чем сегодня мы с вами занимались, даст вам понимание важности правильного погружения ребенка в мир финансов. А на примере некоторых игр, а так же используя загадки потешки художественные произведения, мультфильмы и т. д., вы сможете объяснить своим детям необходимые навыки финансовой грамотности.
Спасибо за внимание, до новых встреч!