Марина Черновол
Интерактивные технологии в работе педагога-психолога с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером, гаджетами, СМИ и проч.).
В образовательном процессе интерактивной называется специальная форма познавательной деятельности. Суть её в том, что дети, вовлечённые педагогом в процесс познания, вовлекают других детей, становятся друг для друга примером, заражающим, мотивирующим, поддерживающим и обучающим фактором.
Публикация «Интерактивные технологии в работе педагога-психолога с детьми с ТНР» размещена в разделах
Другими словами, это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Оно предусматривает обучение не только в процессе взаимодействия педагога с детьми, но и взаимодействия детей между собой.
Дети с ТНР – многочисленная категория, разнообразная по своему составу, со своими особенностями. Поэтому овладение коммуникативными, социально-трудовыми, общекультурными, личностными и ценностно-смысловыми компетенциями представляет для них трудность и возможно только при создании специальных условий развития, воспитания и обучения.
Перечисленные виды жизненных компетенций должны формироваться в тесной взаимосвязи друг с другом, в пределах возможностей каждого ребёнка, постепенно встраиваясь в структуру личности. И главным условием эффективной социализации дошкольников с ТНР является именно привитие социальной компетенции в доступных каждому ребёнку объёмах.
Социализация дошкольников с ТНР невозможна без взаимодействия и общения, вербального и/или невербального.
Поэтому прежде всего у дошкольников с ОВЗ необходимо развивать коммуникативные компетенции:
- обучать приёмам взаимодействия с окружающими людьми;
- формировать навыки совместной (коллективной) работы;
- способствовать овладению различными социальными ролями.
Тут нам на помощь приходят интерактивные технологии.
Такая технология, как работа в парах, позволяет последовательно корректировать трудности в установлении межличностного взаимодействия и обучать приёмам взаимодействия с окружающими людьми. В парах дети учатся согласовывать свои действия. Используем такие игры, как «Гребцы», «Смотай клубок», «Перетяни канат».
Навыки произвольного поведения, умение соотносить свои действия с действиями других, выполнять задание по очереди и действовать вместе, подражать и служить образцом для подражания помогает освоить такая нехитрая технология, как «хоровод».
Технология «цепочка». Каждый ребёнок последовательно решает одну задачу. Эта технология стимулирует детей к использованию невербальных / вербальных средств общения, позволяет создать возможности для обучения взаимопомощи и поддержке. На фото вы видите игры «Передай хлопок», «Передай ласковое слово с сердечком», «Передай пожелание, наматывая нитку на пальчик»
Работа в малых группах. Предпочтение отдаётся группам из трёх – шести человек, объединённых по возрасту; по ведущему дефекту; по уровню развития. В таких группах принцип взаимодействия и сотрудничества становится ведущим.
На этапе обобщения или закрепления знаний, подведения итогов, можно использовать такую технологию, как «интервью». Побуждает детей к взаимодействию, стимулирует развитие диалогической речи.
Игра «Магазин» - как подготовительный этап к интервью. Дети учатся описывать предметы и с помощью вопросов уточнять описание, вступая в диалог.
«Большой круг» (можно назвать это упражнение и тренингом) предполагает высказывания по очереди на заданную тему. «Большой круг» позволяет развивать у детей навыки монологического и диалогического общения, умение выслушивать, не перебивая, следить за высказыванием других, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы из полученной информации.
Совместные (коллективные) игры развивают коммуникабельность, умение организовываться, приучают к работе в команде, согласованности в действиях, дают возможность детям почувствовать поддержку других детей.
Отличным помощником в развитии внимания, памяти, восприятии, мышления, воображения являются интерактивные средства обучения. Это активизирует познавательную активность детей, расширяет их кругозор. Использование интерактивных средств позволяет перейти от иллюстративно – объяснительного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом воздействия.
Использование в коррекционной работе информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ.
-ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их
- игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля
В своей работе я использую программу «Логоша» в индивидуальной работе с детьми. В ней представлены игры не только логопедические, но и на развитие познавательных процессов. Например, на развитие внимания: «Продолжи узор», на развитие памяти «Запомни», на развитие мышления: установления причинно – следственных связей, соответствий, на развитие воображения - раскраска
Игры из серии «Соедини» : определение нахождения буквы в слове, причинно – следственные связи между объектами природы, соответствие между предметами быта, разделение на группы: рыбы и звери, столовые приборы и инструменты.
Игры из серии «Разбей на группы» : фрукты, овощи, ягоды; посуда, мебель, электроприборы; живое, неживое; хищники, травоядные; домашние, дикие животные; животные Севера, юга, наших лесов.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка.