светлана тубасова
Консультация «Интерактивные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами опытом работы с родителями (Тубасова С. К, Пентина Е. В.)
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Публикация «Консультация „Интерактивные формы работы с родителями“» размещена в разделах
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Мы четко осознаём приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям. В основе организации взаимодействия ДОУ с семьей действуют принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
В современном дошкольном образовательном учреждении я и моя напарница используем новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, которые позволяют мне вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
При организации совместной работы с семьями воспитанников мы соблюдаем основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечиваю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель нашей работы :
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через наглядно-информационные формы, разнообразные виды деятельности.
Задачи:
• Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
• Активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей.
• Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Применение интерактивных методов позволяет нам значительно углубить воздействие педагога на родителей, которые получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Для создания благоприятного климата взаимодействия с родителями наша приемная оформлена в одном стиле «Цветочная поляна». Наша группа является призёром в конкурсе ДОУ на «Лучший родительский уголок». (1 МЕСТО)
Особой популярностью пользуются такие уголки приё мной:
• «Обучение и воспитание»- размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога)
• «Новости группы» - содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.
• «Внимание! Конкурс!»- помещается информация для родителей о конкурсах поделок, творческих работ.
• «Почтовый ящик»- размещается информация от родителей
• «Книга отзывов и предложений»- размещается информация от родителей о проведённых мероприятиях в детском саду и предложение мероприятий
• «Полянка успеха!» - размещается информация о успехах наших воспитанников на различных уровнях, участия в конкурсах.
• «Полянка творчества» - выставка рисунков и поделок детей.
• «Блюдо выходного дня»- родители делятся интересными рецептами блюд
• «Информационные журналы» («Безопасность», «День матери», «Прогулка по городу», «Мы за здоровый образ жизни», «Лето, лето к нам пришло! Как красиво и тепло!»)
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают мне разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
•возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, в нашей группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, я имею возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т. д. Преимущество в использовании сотового телефона - это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Благодаря созданию своей группы, мы получили возможность оперативно выкладывать фото отчеты о пройденном дне, объявления, различные материалы на закрепление по лексическим темам, выкладывать интересные ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители, в свою очередь, приобрели возможность быть всегда в курсе всех событий нашей группы, будь то нод, экскурсии, просто прогулки и различные развлечения. Кроме того, созданная группа в "Контакте" позволяет обмениваться фото и видео файлами со всеми участниками группы - то есть со всеми родителями. Такая нетрадиционная форма партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников способствовала сплочению родительского коллектива.
Проектная деятельность.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Проект «Город моего детства»
Цель: Формирование у детей любви к родному городу, его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к истории и культуре своего народа.
Проект «Зимние забавы детей»
Цель: «Формировать у детей первоначальные представления о ЗОЖ через двигательную активность»
Тематические акции – это еще одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Большая подготовительная работа к проведению акций способствует повышению моего профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями.
Подробно остановлюсь на акциях 2014-2015 учебного года. Акция: «Зеленый уголок», благодаря которой, наш уголок природы пополниться новыми комнатными растениями. Акция: «Снежный городок», в конкурсе ДОУ, на «Лучший снежный городок» (наша группа заняла 2 место). на второе полугодие мы запланировали акцию- пополнить уголок здоровья в группе «За здоровьем в детский сад», девиз нашей акции «Утро встречаем зарядкой, вечер провожаем прогулкой», благодаря этой акции наш уголок здоровья пополнился спортивным инвентарём. К празднованию 70 летия Великой Победы акция памяти павшим, и уважения ветеранам: «Мы помним! Мы гордимся!». Любая акция таит в себе много воспитательных моментов. Это и бережное отношение к старым вещам, к объектам живой и неживой природы, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Здесь самое главное – это в какой форме преподнести информацию об акции родителям, как мотивировать их на участие. Я это делаю в форме красочно оформленного объявления. Например: акция «Кормушка» (родители и воспитанники участвовали в городской экологической акции «Поможем птицам», 1 место, в номинации «Кормушка - веселушка»).
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от нас, как педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуем принцип партнерства и диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
Спасибо за внимание!