Наталья Рыжова
Интерактивная викторина по экологии в старшей группе
▼ Скачать
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Используемые методы и приемы:
Игровой:
- игры-загадки;
-наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
- словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей;
- художественное слово.
Словарная работа:
-развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Оборудование и материалы:
ноутбук, музыкальная игра «Зверобика»; конверт с заданиями; наборы карточек для игры «Что сначала, что потом», макеты деревьев березы, дуба, клена, рябины набор листочков с каждого дерева на каждого ребенка для игры «С чьей ветки, детки», фишки - ромашка и одуванчик, медальки от Эколят,
Музыкальное сопровождение:
звуки леса.
Предварительная работа:
чтение книг, энциклопедий о природе; разгадывание загадок о природе, животных, птицах; наблюдение в природе; просмотр видеоматериала о живой природе.
Цель: Формирование познавательных компетенций детей о природе.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей об окружающем мире, закрепить знания о природе.
2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.
3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Ход игры:
1часть. Мотивационная.
Дети в группе случайно находят подложенный конверт, на котором наклеена фотография Эколят, приносят и отдают воспитателю. С интересом ждут, что же это за конверт.
Воспитатель:
- Ребята, это же письмо от наших знакомых. Вы помните кто это?
(Это Эколята - Шалун, Елочка, Тихоня и Умница. Они защитники природы).
Что же в конверте, хотите узнать?
Дети соглашаются.
Воспитатель:
- Ребята, здесь какие-то задания, игры. Эколята много нам рассказывали о природе и теперь наверно хотят проверить наши знания. Как вы считаете, справимся мы с заданиями Эколят? Сможем показать, какие мы умные?
Дети соглашаются.
2 часть. Основная.
Воспитатель:
- Ну, что же, тогда начнем. Ребята, нам Эколята предлагают разделиться на две команды. А как мы можем это сделать? Чтобы нам было легче разделиться на команды, Эколята приготовили нам фишки - ромашки и колокольчики. Кто выбрал ромашку, идет в первую команду, а кто выбрал колокольчик, во вторую команду.
Дети разбирают фишки
Воспитатель:
- Итак, команды, все готовы?
Задание 1
«Назови, одним словом».
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда, которой был задан вопрос, не ответила, помогает другая команда и получает за правильный вопрос фишку. После каждого ответа появляется картинка на смарт-доске.
Слайд 1.
1. Береза, дуб, осина, ель – это (деревья)
2. Сорока, синица, журавль, дятел – это (птицы)
3. Волк, лиса, белка, лось – это (животные)
4. Брусника, малина, клюква, крыжовник – это (ягоды)
5. Подосиновик, лисичка, груздь, опенок – это (грибы)
6. Карась, окунь, сом, щука – это (рыба)
Слайд 2.
7. Комар, жук, стрекоза, муха – это (насекомые)
8. Клевер, ромашка, одуванчик, роза – это (цветы)
9. Помидор, редис, лук, огурец – это (овощи)
10. Абрикос, яблоко, апельсин, груша – это (фрукты)
Задание 2. «Размышляйка»
Слайд 4.
1. Птенцы, какой птицы, не знают своей матери? (кукушка)
2. Почему снегирю, дали снежное имя? (потому что снегири прилетают с первым снегом, а весной улетают на север, в родные края)
3. Какое животное в народе прозвали «косым»? (заяц)
4. Какие животные меняют свой наряд к зиме? (заяц, белка, лиса)
5. Какой цветок называют «царицей цветов»? (роза)
6. Можно ли с помощью сита принести воду, предварительно не закрывая в нем дырочки? (можно виде снега и льда)
Задание 3. «Отдыхай-ка»
Музыкальная игра «Зверобика».
(Дети в ритм музыки и на слова песенки изображают животных)
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!
Задание 4. «Что сначала, что потом?»
- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Нужно будет разложить в правильном порядке стадии развития растения, животного.
Дети выполняют задание.
Задание 5. «Топни-хлопни»
1.
На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! Правильно?
2.
Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3.
Девочки цветочки рвали.
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! Правильно?
4.
Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
Не бери ежа с собой,
Отпусти ежа домой.
Ежик даже глупый самый.
Хочет жить с ежихой мамой.
5.
Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
6.
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Задание 6. «Деревья»
Игра «С чьей ветки, детки?»
У детей комплекты листочков березы, дуба, рябины и клена. На доске расположены макеты ламинированных деревьев с кармашками. Детям предлагается на слова: «Раз, два, три листочек дуба (березки, рябинки, клена) найди», дети находят и вкладывают в кармашек соответствующего дерева.
Задание 7. «Загадочный»
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся. (Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает. (Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная… (Рысь)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это (Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся? (Мухи)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные… (Лягушки)
Воспитатель: Ну, вот ребята, викторина наша заканчивается. Мы славно с вами постарались, показали свои знания о природе, как надо природу беречь и охранять. Вы большие молодцы! И Эколята приготовили вам вот такие медальки за ваши старания.
Вручение медалей.
4.
Релаксация.
Воспитатель:
- Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Ответы детей: отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли в музыкальную игру, раскладывали картинки, угадывали листики деревьев.
Воспитатель:
- Все ли вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Все ли у вас получилось, когда вы выполняли задания?
Ответы детей.
Молодцы ребята! Вы все славно постарались. Послушайте в заключении стихотворение.
Наша планета.
Есть одна планета-сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут.
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
- Ребята, давайте будем с вами беречь нашу планету, ведь она у нас одна!