Евгения Чанчикова
Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Проект – есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
(по определению Килпатрика).
Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Публикация «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками» размещена в разделах
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Использовать метод проектов мы начали с 2010 года. За это время мы разработали и и внедрили такие проекты как :
-Маленькие огородники» (экологическое воспитание);
Выходом проекта был создан альбом «Загадки с грядки»,проведен конкурс «Лучшая клумба»
- «Птичья столовая», «Вода – это жизнь» (экологическое воспитание); Выходом проекта был «Конкурс на лучшую кормушку»
- «Вместе дружная семья» (формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям). Выходом проекта была выставка рисунков на тему «Моя дружная семья» и оформление фотоальбома «Моя семья»;
- «Руская изба» (познавательно – речевое воспитание, нравственно- патриотическое развитие). Выходом проекта было оформление мини – музея
«Еще один проект по нравственно – патриотическому воспитанию
- «Поклонимся великим тем годам» - информационно – творческий.
Создание этого проекта было направлено на работу по воспитанию у детей чувства гордости за свой народ, уважения к его свершенным и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат ВОВ и участию в мероприятиях по подготовке к 9 Мая.
Реализация проекта проходила через участие детей и родителей в выставке декоративно – прикладного творчества «Созвездие чудес рукотворных», участие в акциях «Открытка ветерану, «Георгиевская ленточка». Совместное возложение цветов детьми и родителями к Паметнику воинам ВОВ. Выходом этого проекта был фотостенд «Наши героические прадедушки», участие в празднике «Этих дней не смолкнет слава».
Проекты осуществлялись через все образовательные области, развивались в детях коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.
Но в поисках новых инноваций, использования тех или иных моделей, технологий нельзя забывать, что в дошкольном детстве самая главная идея – это игра
. Заключение
Перспективность метода проектов в системе ДОО заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Мне очень нравятся слова, сказанные педагогом-практиком, преподавателем и теоретиком Т. Э. Тютюнниковой:
«Есть идеи, вечные, как сама жизнь.
Есть идеи, прекрасные, как мечта.
Есть идеи воодушевляющие, как радость.
Есть идеи, которые несут счастье, удовольствие, легкость и изящество. И эти все идеи объединяет игра! Играйте с детьми! Не будьте так серьезны, улыбайтесь!»
Творческих успехов и вдохновения!