Екатерина Большакова
Интерактивная песочница в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная песочница в дошкольном учреждении
Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерапией, изотерапией и сказкотерапией. Конечно, он применяется не в каждом образовательном учреждении, но от этого не становится менее эффективным и интересным. В учреждениях дополнительного образования массово появляются песочницы, песочные столы и даже интерактивные песочницы. Психологи напрямую связывают подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка. Доказано, что занятия с песком через развитие мелкой моторики стимулируют работу мозга, что положительно сказывается на развитии здоровых детей и детей с различными нарушениями.
Публикация «Интерактивная песочница в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей; инструмент развития познавательной сферы детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.
Интерактивная песочница является своеобразной моделью окружающего мира, в которой ребенок может "проиграть" и отпустить всё, что его беспокоит.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. Песочница дает детям возможность своими руками создать собственный мир, который можно изменить одним движением руки. Ребенок лучше освоит материал, когда своими руками построит Байкал, Уральские горы, либо сделает реконструкцию Куликовской битвы.
С помощью интерактивной песочницы можно изучать : географию, историю, астрономию, природоведение, ОБЖ, естествознание, биологию и даже иностранные языки. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательной сферы учащихся. Развивающий и коррекционный эффект достигается за счет пластических свойств песка, который способствует тактильной стимуляции, развитию мелкомоторных движений, увеличению манипулятивных комбинаций и речевому (звуковому) сопровождению игрового или образовательного процесса. Игровой режим расширяет представление детей о мире, погружает в особенности природных явлений, радует и волнует своей красотой. Ребенок находит ответы на многие вопросы, а педагог имеет возможность осветить любые темы, связанные с окружающим миром, взаимосвязью человека и природы.
Примеры познавательных игр в интерактивной песочнице
• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
•игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.
Комфортная среда для ребёнка
Любое занятие должно быть местом, где дети чувствуют себя в безопасности, где они могут свободно творить и где их идеи не оцениваются с негативной стороны. Интерактивная песочница создаёт уютную атмосферу для занятий, с помощью направленного светового потока и приглушённого света в кабинете.
Инструкция к играм в сказочной или стихотворной форме
Так дети лучше усваивают правила. К тому же, они, таким образом, развивают свою фантазию и творческий подход. Не нужно бояться изменять знакомые сказки или придумывать новые, к этому процессу можно подключать и детей. А интерактивная песочница с помощью цветовой стимуляции надолго удерживает внимание даже маленьких детей.
Контакт с педагогом
Педагог с детьми должен выстроить открытые отношения, где каждый ребёнок может свободно обмениваться впечатлениями, проговаривать свои ощущения. Интерактивная песочница вызывает восторженные эмоции у детей, это поможет педагогу получить их доверие и по-настоящему заинтересовать темой занятия.
Упражнения подходящие возрастным и индивидуальным особенностям детей
Важно выбирать оптимальную сложность упражнений, чтобы детям было немного трудно их выполнять. Так вы развиваете моторное планирование, что способствуют гармоничному развитию. Для этого в интерактивной песочнице есть градация по уровням сложности. Можно легко подбирать необходимую сложность под каждого ребёнка.
"Проживание" разных ситуаций в игровой форме
У ребёнка в процессе игры осуществляется взаимный переход "воображаемого" в "реальное" и наоборот. Это помогает ему осознать, какой поступок он совершил: правильный или ошибочный. В интерактивной песочнице разработаны специальные режимы для проживания ситуаций в игровой форме и для оценки своих действий.
"Оживление" абстрактных символов
Когда ребёнок взаимодействует с цифрами или геометрическими фигурами, он лучше усваивает знания. А режимы интерактивной песочницы визуализируют на новом уровне абстрактные понятия.