Елена Сухова
Консультация для родителей «Определение местоположения звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная игра «Определи место звука в слове»
Задачи: Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). Закреплять гласные и согласные звуки. Развивать фонематический слух. Активизировать словарный запас.
Ход: ребенок определяет место звука в слове и нажимает на прямоугольник, при нажатии неправильно-прямоугольник исчезает, при правильном ответе-мигает.
Публикация «Консультация для родителей „Определение местоположения звука“» размещена в разделах
Консультация для родителей «Определение местоположения звука в словах»
Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом детей нужно научить определять местоположение звука в слове.
Эта работа начинается со знакомства детей с гласными звуками [у, а, и, о, э]. Детей учат определять наличие заданного звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Затем детей учат выделять первый гласный звук в слове.
Например: В слове осень первый звук [о].
В слове Эдик первый звук [э].
Затем детям объясняют: если слово начинается с заданного звука, то этот звук находится в начале слова.
Например: В слове аист звук [а] находится в начале слова.
После знакомства детей с некоторыми согласными звуками [н, м, п, т, к] детей учат выделять последний звук в слове.
Например: В слове сок последний звук [к].
В слове диван последний звук [н].
После того, как дети научатся справляться с этим заданием, им объясняют: если заданный звук в слове последний, то этот звук находится в конце слова.
Например: В слове дом звук [м] находится в конце слова.
Знакомясь с характеристикой согласных звуков, дети узнают, что звуки бывают твёрдыми и мягкими. Детям предлагают назвать первый звук в словах.
Например: В слове помидор первый звук [п].
В слове пень первый звук [п’].
Детям предлагается игра «Светофор». У детей в каждой руке по фишке. Одна фишка цвета – обозначает согласный твёрдый звук; вторая фишка цвета – обозначает согласный мягкий звук. Взрослый называет слова, а дети с помощью фишек показывают, какой заданный звук в слове : твёрдый или
мягкий.
Например: Ищем в словах звуки [к, к’] и поднимаем фишки нужного цвета. Кит, мак, колбаса, кегли и т. д.
Затем детей учат выделять звук в середине слова. Детям объясняют, что у каждого слова есть начало, середина, конец. Если заданный звук в слове не первый и не последний, то он находится в середине слова.
Для определения местоположения звука в слове используют различные схемы: Полоска, разделённая на три равные части. Детям предлагают указательным пальцем правой руки показать начало, середину, конец слова.
Если мы используем изображение птицы, то напоминаем, что голова – это начало слова, туловище – это середина слова, хвост – это конец слова.
Чтобы правильно определить местоположение звука в слове, дети должны голосом выделить заданный звук и положить фишку на соответствующее место в схеме.
Например: В слове у-у-утка звук [у] находится в начале слова.
В слове сум-м-мка звук [м] находится в середине слова.