Лирияна Данилова
Интерактивная игра как метод развития речи и познавательных процессов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная игра, как метод развития речи и познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Аннотация: рассматривается применение интерактивной игры в воспитательно-образовательном процессе. Описывается примерное занятие педагога-психолога дошкольного учреждения, по развитию речи и познавательных процессов детей, с использованием ИКТ-технологий.
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ключевые слова: занятие, речевое развитие, интерактивная игра, информационно-коммуникативная технология, дети, родной язык.
В наш сегодняшний мир глубоко вошли такие понятия, как «цифровой мир», «компьютерные технологии», «дистанционное обучение». Использование информационно-коммуникативных технологий стало неотъемлемой частью современного общества и современного дошкольного учреждения. Мир наших детей, это виртуальный мир (электронные игрушки, гаджеты, игры на смартфонах). Современные дети стали воспринимать информацию через интернет и социальные сети. Именно поэтому актуальной является использование в работе с детьми, нового поколения, для повышения их мотивации, стремления к познанию, изучению, создание электронных, интерактивных игр и пособий. Во время занятий с использованием интерактивных технологий, у детей активируются познавательные процессы, что ведет к развитию и формированию речевых навыков [1].
В последнее время проблемой современного общества становится недоразвитие речи или отсутствие речи у детей старшего дошкольного возраста [2]. Большинство детей стали забывать родной якутский язык, из-за слияния нескольких языков, у детей выявляются задержки в развитии речи. Приоритетной задачей педагогов в работе с детьми, для их полноценного (умственного, эстетического, нравственного) развития становиться работа на овладение ими сначала родным языком, только потом другими языками. И чем раньше мы начнем обучение родному языку, тем свободнее, правильнее, без языковых барьеров ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Именно поэтому педагогу дошкольного образования, стоит особое внимание уделить сохранению и развитию языковой культуры, истории, традиций нашего народа[3].
Современные дети все чаще проявляют равнодушие, их интересы ограничены, а игры в реальном времени однообразны. Многие дети в свободное время ограничиваются играми в гаджетах, и просмотром видео материалов на различных интернет ресурсах. И нам стоит заинтересовать их требованиями современного мира, интерактивной реальностью, ведь заинтересованный, воодушевлённый ребенок познает и узнает новые грани нашего мира[4].
По требованию современного мира, педагогам стоит все больше «привлекать» к своей работе интерактивный вариант работы. Именно поэтому, я в своей работе создала, с помощью, понятных и близких современному поколению, компьютерной технологии интерактивную игру по развитию речи на родном языке. Также особенность игры состоит в том, что мы будем изучать природу, флору и фауну Республики Саха (Якутия, традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов севера[5]. Целью интерактивной игры является развитие речи и познавательной активности детей. Ориентировано на развитие грамматической культуры речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора. С помощью графического редактора PowerPoint я создала игру. Игра предназначена для использования на занятиях педагогами образовательных учреждений и для индивидуальной работы родителей со своими детьми.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия
Педагог/ родитель: «Здравствуйте», сегодня мы с тобой отправимся в увлекательное путешествие по нашей Республике. Для начала поприветствуем друг друга. Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подари свою улыбку себе и мне! (Ребенок улыбается) Молодец, мы с тобой будем заниматься, пройдем интересные и увлекательные упражнения и игры. Начнем! (рисунок 1)
2. Создание игровой и познавательной мотивации
Педагог/ родитель: «Сегодня к нам из далекой страны приехала гость. Ее зовут Мия, и она очень хочет узнать много нового и интересного о нашей Республике, ее интересует какие растения, деревья растут, какие дикие и домашние животные обитают. А давай мы ей поможем? Все покажем и расскажем?» (рисунок 2)
3. Маршрут игры
Перед ребенком открывается маршрут игры, наша игра состоит из 6 направлений (рисунок 3) :
1. «Овощи»
2. «Домашние животные»
3. «Расскажи по картине»
4. «Деревья»
5. «Ягоды»
6. «Дикие животные»
Ребенок выбирает первый этап «Овощи»
4. Направление «Овощи»
Перед ребенком на экране появляются овощи и фрукты. Задача ребенка собрать в корзину только овощи, которые растут у нас в огороде (рисунок 4).
Далее ребенок по стрелке переходит к следующему заданию.
На экране появляются овощи, задача ребенка определить, как растут овощи в огороде, «над землей или под землей». Ребенок должен дать развернутый ответ, полностью ответить на вопрос. ( Например: как растет морковь, над или под землей? Ответ ребенка: Морковь растет под землей). Далее по стрелке переходим в следующее задание на этапе «Овощи».
На экране открывается задание «Угадай овощ». Задача ребенка определить какой овощ, какого цвета, на какую геометрическую фигуру похож и как он растет (под землей, либо над землей). Так по очереди перед ребенком выходят овощи капуста, морковь и огурец. ( Например: Это что? Морковь. Какого она цвета? Оранжевый. На какую геометрическую фигуру она похожа? На треугольник. Как она растет? Под землёй. Молодец) Так ребенок рассказывает про каждую овощ.
На этом этапе заканчивается направление «Овощи», далее по кнопке «домой» открывается карта, где видно будет, как мы добрались до второго этапа.
5. Направление «Домашние животные»
На маршруте нажимаем мышкой номер 2, где видны домашние животные.
Ребенок должен внимательно посмотреть на изображение и назвать всех домашних животных. Для развития зрительного внимания и зрительной памяти показываем изображение, затем по одному убираем животных, задача ребенка по памяти назвать всех животных.
Далее нажимаем на стрелку, у нас открывается задание «По первой букве слова угадай домашнее животное». Здесь ребенок из первых букв картин составляет название домашнего животного. ( Например: «АТ» картины: алаадьы уонна тыраахтыр). И так ребенок составляет название 4-х животных.
На этом этапе заканчивается направление «Домашние животные», далее по кнопке «домой» открывается карта, где видно будет, как мы добрались до третьего этапа.
6. Направление «Расскажи по картине»
Педагог/ родитель: Перед тобой картина, ты должен рассказать, что ты видишь на ней. (Педагог/родитель задает наводящие вопросы ребенку, что ты видишь на картине, какая погода, что изображено, какой цвет преобладает на картине и тд.) Молодец, мы справились с упражнением, и перейдем к следующему упражнению.
На этом этапе заканчивается направление «Расскажи по картине», далее по кнопке «домой» открывается карта, где видно будет, как мы добрались до четвертого этапа.
7. Направление «Деревья»
На этом этапе открывается основные деревья, которые растут у нас в Якутии. Задача ребенка рассказать какие деревья на экране, задача педагога/родителя задавать наводящие вопросы.
Далее по стрелке переходим к следующему заданию. Открывается задание «Расскажи о дереве». Задача ребенка развернуто ответить на вопросы какого цвета ветка и листья дерева, каким становится осенью, чем отличается дерево в зависимости от времени года. На этом этапе заканчивается направление «Деревья», далее по кнопке «домой» открывается карта, где видно будет, как мы добрались до пятого этапа[6].
8. Направление «Ягоды»
Здесь задача ребенка назвать все ягоды на экране. Задача педагогов и родителей задавать наводящие вопросы, какие ягоды он пробовал, какие понравились, ходил ли он за ягодами, какая на вкус определенная ягода и т. п.
По стрелке переходим к следующему заданию. Следующее задание «Четвертый лишний», ребенок должен угадать и ответить, что лишнее, почему оно лишнее и что связывает остальные изображения.
Далее по теме переходим на задание «Слоги». Задача ребенка по изображениям определить сколько слогов имеет данная картина. ( например: Дьэ-дьэн, два слога, то есть отправляется в вагончик под номером два).
На этом этапе заканчивается направление «Ягоды», далее по кнопке «домой» открывается карта, где видно будет, как мы добрались до шестого этапа.
9. Направление «Дикие животные»
На первом задании ребенок рассказывает, что изображено на картине, называет всех диких животных. Также задача педагога и родителя задавать наводящие вопросы.
На следующем задании задача ребенка определить, где стоит звук, в начале, в середине или в конце слова, ( например: б Р, где стоит звук «Р», в начале, в середине, либо в конце слова, так по очереди будут показываться изображения диких животных, ребенок в каждом слове будет угадывать определенные звуки.
10. Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог/ родитель: Молодец! Мы справились со всеми упражнениями и заданиями. И наше игра подходит к концу. Что мы делали сегодня? (ребенок рассказывает пройденные упражнения). Мы помогли Мие узнать много нового и интересного о нашей Родине, и она очень благодарна тебе. Молодец, хорошо поработали сегодня, сейчас мы сделаем ритуал окончания нашего занятия, в ходе которой мы сделаем аплодисменты себе за усердную и интересную работу. Сначала хлопки звучат тихонько, а затем постепенно становятся все сильнее и сильнее. Молодец, до скорой встречи!
Интерактивная игра, является игровой формой обучения, позволяет соединить познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование интерактивной игры позволит активизировать познавательную деятельность дошкольников, сенсорное развитие детей, повысить интерес детей к получению знаний.
Надеюсь, что эта методическая разработка, интерактивное занятие поможет педагогам и родителям разнообразить работу с детьми, трансформировать занятия по развитию речи и познавательной активности. Также дети с удовольствием, вовлечённо, заинтересованно будут активно принимать участие в развивающей игре.
Список литературы:
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» М, Сфера, 2017 г.
2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
3. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр» Дошкольное воспитание, 2000 г. №11
4. Ельцова О. М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги – Волгоград, 2015 г.
5. Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа. — Новосибирск, 1985г.
6. Общеобразовательный журнал «Сезоны года», издание «Природа, растения и животные Якутии» - интернет-ресурс сезоны-года. рф