Юлия Егорова
Интерактивная развивающая игра «В гости к Смешарикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность. Сенсорное развитие детей с ОВЗ происходит в определённой последовательности, как и у нормально развивающихся детей, но имеет некоторые особенности: нарушены свойства восприятия, такие как предметность и структурность; трудности в целостности восприятия, неумение вычленить отдельные элементы предмета; отсутствуют целенаправленность, планомерность в обследовании предмета; замедление процесса переработки поступающей информации.
Публикация «Интерактивная развивающая игра „В гости к Смешарикам“» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребёнка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.
Оборудование: компьютер, планшет, интерактивная доска.
Тема методического материала: Авторская интерактивная развивающая игра для детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста «В гости к Смешарикам».
Цель: Развитие зрительного восприятия и представлений об окружающем мире посредством интерактивной развивающей игры.
Задачи:
1. Развивать умение находить предметы по заданным свойствам, активную речь.
2. Учить зрительной ориентировке на форму (круг, квадрат, треугольник, цвет и величину (большой, средний, маленький) предметов.
3. Расширять представления детей о цвете, закреплять умение соотносить предметы по цвету.
4. Учить различать, показывать и называть предметы на картинке.
5. Вызывать интерес к свойствам предметов окружающего мира, к овладению практическими способами его познания.
Игровая задача: Найти и соотнести в соответствии с сенсорными эталонами (цветом, формой и величиной, другими заданными признаками.
Содержание:
Инструкция: Для того чтобы начать играть, необходимо включить режим «Показ слайдов» - затем нажать стрелочку на титульном листе справа (слайд 1).
Взрослый знакомит ребёнка с персонажами мультфильма «Смешарики» : медвежонок – Копатыч, кролик – Крош, пингвин – Пин, Ёжик, хрюшка – Нюша, ворон – Кар-Карыч. Предлагая игру ребёнку в первый раз, можно назвать только животных без имён, в другой раз попросить показать, например, где медвежонок (кролик, пингвин); затем можно сказать, что у тебя есть имя, и у героев мультфильма тоже есть имена (назвать их); также можно в дальнейшем усложнить игру и познакомить с цветом каждого героя: медвежонок коричневого цвета, кролик – голубого, хрюшка – розового и т. д. Варианты для усложнения подбирать в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка и его готовностью воспринимать новую информацию.
После знакомства с персонажами сказать ребёнку о том, что Смешарики приглашают его в гости и хотят с ним поиграть. Каждый из них предлагают свою игру.
Игра содержит 6 заданий : «Найди домик», «Прятки», «Узнай по тени», «Кто что ест?», «Картинки-половинки», «Разложи по величине» (слайд 2).
Задание «Найди домик» (с Копатычем) направлено на закрепление умения у ребенка зрительно соотнести картинки по цвету (такой – не такой).
Инструкция: «Смотри, как здесь много животных. Их нужно поселить в домики по цвету. Давай в домик голубого цвета посадим животное голубого цвета. Кого посадим в домик? Нажми на кролика». Ребенок находит дом для Смешариков в соответствии с цветом. При нажатии на изображение животного (если верно, прозвучат аплодисменты и картинка встанет на нужное место; если ответ будет неверным, то картинка исчезнет. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке в правом нижнем углу. После выполнения заданий на слайдах по стрелке перехода появится общая картинка с изображением всех героев в домиках как подведение итога; у ребёнка появится возможность увидеть, что он всё сделал правильно, и Смешарики находятся в своих домиках (слайды 3-6). Далее по стрелке следует слайд «Молодец» и картинка-анимация, где герой мультика, с которым ребёнок выполнял задание, хвалит его за правильный ответ (слайд 7). Затем необходимо нажать на иконку домик, чтобы вернуться к меню заданий и продолжить игру (слайд 2).
Задание «Прятки» (с Крошем) направлено на формирование умения у ребенка находить цвет по образцу; закрепление знаний о геометрических фигурах (соотнесение по двум признакам – цвету и форме).
Инструкция: «Крош предлагает поиграть в прятки. Тебе нужно закрыть окошечко в домике фигуркой. Покажи, какой фигуркой ты закроешь домик кролика. Как называется эта фигура? Какого она цвета? Правильно, это круг. Он голубого цвета». Если ответ верный – звучат аплодисменты и окошечко домика закрывается, при неправильном ответе фигура исчезнет. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке в правом нижнем углу. После выполнения заданий на слайдах по стрелке перехода появится общая картинка с изображением всех героев в домиках как подведение итога; у ребёнка появится возможность увидеть, что он всё сделал правильно, и что все Смешарики спрятались (слайды 8-11). Далее по стрелке следует слайд «Молодец» и картинка-анимация, где герой мультика, с которым ребёнок выполнял задание, хвалит его за правильный ответ (слайд 12). Затем необходимо нажать на иконку домик, чтобы вернуться к меню заданий и продолжить игру (слайд 2).
Задание «Узнай по тени» (с Пином) направлено на развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Инструкция: «Помоги Пину отгадать, кто находится на картинке, чью тень мы видим?» Взрослый (педагог, родитель) обращает внимание ребёнка сначала на тень с изображением животного, а затем на картинки, находящиеся в нижней части слайда. Ребенку необходимо показать пальчиком (сказать, на кого похожа тень, кому она принадлежит. Всего 4 картинки-изображения: Ёжик, Нюша, Бараш и Совунья (слайды 13-15). Как только закончатся тени, вы перейдете на слайд-проверку (слайд 16). Здесь можно повторить названия животных (если ребёнок говорящий, а также спросить, чей тени не было на слайде (развитие наблюдательности, внимательности; ребёнок должен заметить, что не было тени Ёжика). Далее по стрелке следует слайд «Молодец» и картинка-анимация, где герой мультика, с которым ребёнок выполнял задание, хвалит его за правильный ответ (слайд 17). Затем необходимо нажать на иконку домик, чтобы вернуться к меню заданий и продолжить игру (слайд 2).
Задание «Кто что ест?» (с Ёжиком) направлено на формирование умения у ребенка выделять предмет из группы; закрепление знания о том, чем питаются разные животные.
Инструкция для говорящих детей: «Посмотри и скажи мне, какие продукты ты видишь?». Ребенок отвечает: «Морковка, малина, гриб, лимон, помидор». После ответа ребенка взрослый (педагог, родитель) говорит: «Давай проверим» и нажимает на значок звука над персонажем (проверка). Если ответы ребенка и звукового сопровождения совпадают, необходимо продолжить игру и сказать, что кролик ест морковку, медвежонок – малину, а ёжик – грибы (поочерёдно переключать слайды, чтобы ребёнок выбирал нужное изображение). Если же ответы не совпадают, необходимо разобрать с ребенком его ошибки и попробовать выполнить задание снова.
Инструкция для неговорящих детей: «Посмотри на картинки и покажи мне, где находится морковка (малина, гриб, лимон, помидор). Ребёнок пальчиком показывает на картинки. После показа ребенка взрослый (педагог, родитель) говорит: «Давай проверим!» и нажимает на значок звука над персонажем. Если же ответы не совпадают, необходимо разобрать с ребенком его ошибки и попробовать выполнить задание снова (слайд 18).
Далее задание выполняется по называнию взрослым или ребёнком того, чем питается медвежонок и ёжик (слайды 19-20). Если ответ верный – звучат аплодисменты и еда оказывается в лапках у животных, при неправильном ответе предмет исчезнет. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке в правом нижнем углу. После выполнения заданий на слайдах по стрелке перехода появится общая картинка с изображением всех героев как подведение итога; у ребёнка появится возможность увидеть, что он всё сделал правильно и угостил всех Смешариков (слайд 21). Далее по стрелке следует слайд «Молодец» и картинка-анимация, где герой мультика, с которым ребёнок выполнял задание, хвалит его за правильный ответ (слайд 22). Затем необходимо нажать на иконку домик, чтобы вернуться к меню заданий и продолжить игру (слайд 2).
Задание «Картинки-половинки» (с Нюшей) направлено на формирование умения у ребенка составлять целое изображение из двух частей.
Инструкция: «Смотри, сколько перед нами разобранных картинок. Можно узнать, кто нарисован на верхней картинке? Найди недостающую половинку и сложи детали вместе».
На этом слайде необходимо нажимать на картинку-половинку в нижней части слайда (слайды 23-25). Если ответ верный – звучат аплодисменты и две половинки соединяются в целую картинку. При неправильном ответе картинка-половинка исчезнет. Если же ребенок не понимает, что от него требуется, и нажимает на все картинки подряд то необходимо разобрать с ребенком его ошибки и попробовать выполнить задание снова. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке в правом нижнем углу. После выполнения заданий на слайдах по стрелке перехода появится общая картинка с изображением всех героев как подведение итога; у ребёнка появится возможность увидеть, что он всё сделал правильно и собрал картинки (слайд 26). Далее по стрелке следует слайд «Молодец» и картинка-анимация, где герой мультика, с которым ребёнок выполнял задание, хвалит его за правильный ответ (слайд 27). Затем необходимо нажать на иконку домик, чтобы вернуться к меню заданий и продолжить игру (слайд 2).
Задание «Разложи по величине» (с Кар-Карычем) направлено на формирование умения сравнивать, учит классифицировать предметы по величине.
Инструкция: «Посмотри на картинки животных. Скажи, они одинаковые или разные?» Ответ ребё нка говорящего: «Они разные, есть маленькие и большие». Взрослый (педагог, родитель) после ответа ребёнка просит показать самого маленького животного, затем того, который больше, потом самого большого. Инструкция: «Разложи животных в порядке увеличения (уменьшения)». У каждого животного есть в верхней части слайда свой квадратик, с которым он должен совпадать (слайды 28-29). Когда ребёнок освоит задание с игровым полем, игру можно усложнить, убрав квадратики. После выполнения заданий необходимо перейти по стрелке в нижнем правом углу на слайд «Молодец» (слайд 30).
На последнем слайде Смешарики прощаются с ребёнком. Если нажать на стрелочку, то можно вернуться в начало презентации и начать игру заново (слайд 31).
Рекомендации по использованию электронной игры: Игра предполагает совместную деятельность ребенка и взрослого (педагога, родителя). Презентация может быть использована как для развития зрительного восприятия ребенка с ориентировкой на сенсорные эталоны, так и для формирования представлений об окружающем мире. Учитывая возраст ребенка и его возможности, необходимо разделить игровые упражнения на несколько игровых сеансов.
Переход к следующим заданиям при необходимости осуществляет взрослый (педагог, родитель, нажимая на стрелочку либо иконку домик.
Инструкцию ребенку необходимо давать громко и четко, выделяя голосом необходимое условие задания (ГОЛУБЫМ кружочком, МОРКОВКУ – кролику и т. д.).
В каждом задании необходимо проговаривать названия животных (далее – их имена как в мультфильме про Смешариков, все цвета и формы геометрических фигур, названия продуктов.
Практическая значимость. Данная интерактивная игра создана с помощью программы Microsoft PowerPoint, потому что использование мультимедийных презентаций в качестве дидактического и развивающего средства на индивидуальных и подгрупповых занятиях педагога-психолога делает обучение воспитанников с ОВЗ более успешным, наглядным, а также способствует повышению мотивации к получению знаний; образовательный процесс становится более содержательным и интересным; значительно быстрее формируются знания, умения и навыки.