Ольга Кульгейко
Интеллектуальный марафон «Спасем Страну предметов и вещей от злодея Беспорядка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – развитие умения классифицировать, обобщать предметы, оперировать знаками и символами.
Задачи:
• систематизировать навык классификации предметов по признакам,
• систематизировать знания о свойствах предметов,
• развитие мышления, воображения, речи.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов, коробки, ящики с вещами, конверты с заданиями, мешочек, магнитная доска.
Содержание занятия:
Публикация «Интеллектуальный марафон „Спасем Страну предметов и вещей от злодея Беспорядка!“» размещена в разделах
Детей встречает Смотритель Страны предметов и вещей и сообщает печальную новость, что к нему в страну пробрался злодей Беспорядок. Он спрятал и перепутал картинки и предметы. Только дружная команда может спасти страну и помочь Смотрителю. Но чтобы попасть в Страну предметов и вещей, необходимо и ребятам замаскироваться под какие-либо предметы, чтобы злодей Беспорядок их не узнал и не помешал плану спасения. Ребята надевают на голову картинки с изображением различных предметов. Смотритель предупреждает ребят о том, что раз теперь они одна команда, необходимо, чтобы было хоть какое-то сходство между их предметами, чтобы дружно проходить все испытания.
Игра: «Давай подружимся»
Дети по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Можно сопровождать игру словами: «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».
Например, картинки со следующими изображениями: снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки: снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.
Далее Смотритель говорит, что раз страна у него необычная и волшебная, то и ребятам необходимо уметь перевоплощаться, тем более это может помочь в борьбе со злодеем Беспорядком. Смотритель предлагает поменять какое-то одно свойство у своего предмета и предположить, что из этого выйдет и с каким новым признаком получится измененный предмет.
Игра: «Что изменилось?»
(большой ключ – маленький ключик,
изменился размер,
(деревянная ложка – металлическая ложка
изменился материал, и т. д.
Дальше Смотритель предлагает детям пройти в свою страну и помочь ему преодолеть все испытания, какие сотворил Беспорядок. Рядом с каждым заданием стоит коробка. Смотритель поясняет, что злодей выставил условие, что только после прохождения испытания можно открыть коробку и проверить, правильно ли был угадан предмет.
Задание «Найди общий предмет».
Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов : лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы. В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов : клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет, относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч).
Подобным образом можно подобрать, например, в один ряд (вертикальный) круглые предметы, во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт). Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов, как имеющий общий признак как одной группы, так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.).
Как только дети разгадывают предметы, Смотритель открывает первую закрытую злодеем до прохождения испытания коробку и проверяет правильно ли ребята определили предметы. Если все правильно, Смотритель просит отнести вещи на свои места, найти нужный ящик. (В каждом ящике у Смотрителя определенная группа предметов : головные уборы, спортивный инвентарь, одежда, овощи, фрукты и т. д.).
Дальше дети проходят следующее испытание.
Задание «Определи по схеме».
Детям предлагаются картинки-схемы, указывающие на какой либо отличительный признак загаданного предмета. Картинка № 1: изображение группы предметов – головные уборы. Картинка № 2: нарисован треугольник, который обозначает форму загаданного предмета. Картинка № 3: нарисованы три круга: большой, средний, маленький, заштрихован средний. Это означает, что предмет, спрятанный в коробке среднего размера. Картинка № 4: изображение ткани, которое говорит о том, что предмет из ткани. Картинка № 5: нарисованы перо и гиря, перо обведено. Это означает, что загаданный предмет – легкий.
После того, как дети угадали предмет, открывается вторая коробка. Все вместе проверяют, тот ли предмет был спрятан, а затем находят ему подходящий ящик.
Дальше команда проходит следующее испытание.
Задание «Таинственный мешочек».
Смотритель обнаруживает непонятный мешок с заданием испытания, где написано, что необходимо на ощупь определить предметы.
Дети пытаются определить предмет, сопровождая угадывание комментариями о форме, размере, предположениями из какого материала он сделан и др. Определив предметы, они разносят их по соответствующим ящикам.
Далее Смотритель подводит детей к доске и просит отгадать зашифрованный предмет.
Задание «Исключи лишние предметы».
На доске прикреплены различные картинки. Рядом мелом изображены схематично группы предметов (например, фрукты обозначены кружочком с палочкой сверху, похожим на яблоко, мебель – разделенным на две половинке прямоугольником, напоминающим шкаф, различные цвета, формы, круги разных размеров. Все зачеркнуто, кроме соответствующих определенному предмету параметров. Например, если загадан огурец, то не зачеркнутыми останутся схематичное изображение овощей; овал, обозначающий форму; среднего размера кружок, указывающий на средний размер и зеленый цвет.
После того, как дети угадают загаданную картинку, Смотритель открывает последнюю коробку и дети относят предмет в нужный ящик. Смотритель благодарит ребят за помощь, за то, что они вместе, дружно навели порядок, победили злодея Беспорядка и дарит им угощение.