Валентина Часовских
Интеллектуальное развитие дошкольников средством современных методик и технологий
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников средством современных методик и технологий» размещена в разделах
Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Составляющие интеллектуальных способностей
Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.
Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей.
Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.
Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.
Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству.
Использование развивающих игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие логического мышления, развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Нами предложен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности, с использованием разных игровых технологий.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:
• Игры с блоками Дьенеша.
• Игры с цветными палочками Кюизенера.
• Игры Воскобовича
• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей Б. П. Никитина
• Игры В. А. Кайе (особый вид детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования»)
• игровое пособие «Математический планшет» - Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно.
• Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А. З. Зак).
• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А. А. Столяр).
• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).
• Игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Колумбово яйцо, Пифагор, Пентамимо,
• Логические загадки, занимательные задачи.
• Авторские игровые пособия, сделанные своими руками.
Логико-математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
Для развития у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:
• работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
• учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,
• использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
• творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения
• создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Формирование логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игровые пособия используются как во время образовательной деятельности, в интеграции образовательных областей, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Развивающие игры способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, познавательному развитию, развитию речи, стимулируют развитие творческого воображения, развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности, самовыражению и самостоятельности.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса, развития логического мышления у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
Нами разработан опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша, Х. Кюизенера, Ф. Фребеля, В. Воскобовича, Б. П. Никитина, В. А. Кайе, и другими авторскими самодельными игровыми пособиями для дошкольников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.