Юлия Суворова
Интеллектуальная игра «Цветик-семицветик» и урок литературного чтения в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«Цветик семицветик»
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе
Автор: Суворова Юлия Андреевна
Обучающийся 4 курса по специальности
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Руководитель: Ленкова Анастасия Владимировна
Публикация «Интеллектуальная игра „Цветик-семицветик“ и урок литературного чтения в 3 классе» размещена в разделах
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
преподаватель специальных дисциплин
Участники:
ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1»
Обучающиеся 3 классов
2020
Тип урока : урок закрепления пройденного материала
Тема урока : интеллектуальная игра «»
Класс : 3
Цели:
Образовательная:
-формирование знаний в области русской народной и литературной сказки.
Развивающая:
-развивать память, мышление, любознательность, умение слушать;
- развивать интерес и любознательность учащихся.
Воспитательная:
-воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь, искать выход из проблемных ситуаций.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-формировать потребность в систематическом чтении.
Коммуникативные УУД:
- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего);
- умение перевоплотиться в сказочного персонажа;
-создавать мотивации к чтению.
Познавательные УУД:
-актуализировать знания детей о сказках, сказочных героях.
Регулятивные УУД:
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Оборудование: «Черный ящик», презентация, ватман, цветные карандаши, карточки с названиями команд,
Раздаточный материал: сказочные послания, задания каждого лепестка, чистые листы для ответов, солнечные лучи и тучки для рефлексии, медали за участие в интеллектуальной игре, сладкие призы.
Оранжевый – «Угадай героя»
Красный – «Парад сказок»
Зелёный – «Сказочная телеграмма»
Синий – «Сказочный бал»
Фиолетовый – «Сказочные перевёртыши»
Голубой – «Сказочное существо»
Жёлтый – «волшебный предмет»
Ход урока
1 Организационный момент
Добрый день!
Итак, друзья, затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные сказки.
Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Андреевна сегодня наш урок будет строиться в необычной форме. Мы с вами поиграем в интеллектуальную игру «Цветик семицветик».
2. Актуализация знаний
• «Черный ящик»
- дети делятся на 3 команды (1 команда – «Емеля», 2 команда- «Буратино», 3 команда- «Колобок») для этого дети по очереди достают из шкатулки записку с названием его команды.
Дети рассаживаются по командам и самостоятельно выбирают капитана команды.
Слайд правила работы в группах читаем правила все вместе.
• Конкурс «Приветствие команд»
-Команда совместно придумывает кричалку своей команды.
- Детям дается ватман (1 на команду). Задание – создать эмблему своей команды исходя из ее названия (на работу 5 минут).Каждая команда демонстрирует свою кричалку и эмблему.
3 Работа по теме урока
- На слайде представлен цветик семицветик, за каждым лепестком скрывается определенное задание для каждой команды.
- Начнем нашу игру, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, но напоминаю за нарушение дисциплины команда будет лишаться 1 балла.
На каждый цвет лепестка дети получают список, с которым им предстоит работать, затем один ученик из команды зачитывает ответы все команды.
• Оранжевый лепесток «Угадай героя»
- Ребята, ваша задача угадать героя сказки по его описанию.
1 команда:
1. Ему надоело сидеть на окошке, он покатился в лес по дорожке. Колобок
2. Сказочный герой, использовавший печь в качестве транспортного средства. Емеля
3. маленькая девочка, которая понесла бабушке пирожки. Красная шапочка
4. Мальчик, поменявший азбуку на билет в театр. Буратино
5. Неказистый друг Ивана, которого тот ни за что и ни на кого не променял бы. Конёк-горбунок
2 команда:
1. Была она актрисой, прекрасной как звезда и от злого Карабаса сбежала навсегда. Мальвина
2. Жених Мухи – Цокотухи. Комар
3. Кто потерпел кораблекрушение и попал в плен к лилипутам? Гулливер
4. Как звали волка, вожака волчьей стаи, приютившей Маугли? Акела
5. Настоящее имя царевны – лягушки. Василиса – Премудрая
3 команда:
1. Кто заколдовал Василису Премудрую в царевну-лягушку? Кощей Бессмертный
2. убежали от грязнули. Чашки, ложки и кастрюли. Федора
3. Пудель, преданный Мальвине. Артемон
4. Кто рассказал Ивану-царевичу о том, где находится смерть Кащея Бессмертного? Баба-Яга
5. Правитель города на острове Буяне, сын царя Салтана. Князь Гвидон
• Красный лепесток «Парад сказок»
1 команда:
1. Поучительная история о том, что только глупый хвастунишка сбежит от взрослых для того, чтобы стать чьей – то добычей. «Колобок»
2. Однажды злой-презлой тролль смастерил отвратительное зеркало, в котором всё доброе, прекрасное, почти исчезало, а плохое бросалось в глаза. Ученики тролля повсюду бегали с этим зеркалом, искажая всё вокруг, и однажды разбили его. Миллионы осколков зеркала наделали бед ещё больше, чем само зеркало. А что было дальше, нам расскажет сказка… Снежная королева
3. В этой сказке есть принц, графини и графы, кавалеры и солдаты, и конечно же подданные - бедные и невезучие. Только из всего этого можно сделать салат или сварить компот. «Чиполлино»
4. Сказка, в которой высмеиваются жадность и «погоня за дешевизной». Один главный герой - сильный и смелый, ему помогают смекалка и находчивость, а второй-жадный и хитрый, который хочет получить много, но заплатить за это мало, или во-обще ничего. «Сказка о попе и работнике Балде»
5. Сказка о домашнем животном, которое выступило в роли наследства. Его хозяин вначале не очень рад такому подарку, но его отношение меняется, когда благодаря хитрости и ловкости этого животного он получает и богатство, и титул, и невесту. «Кот в сапогах»
2 команда:
1. Поучительная история о том, что не смотря ни на какие обещания, нельзя открывать дверь незнакомым людям. «Волк и семеро козлят»
2. В открытом море вода совсем синяя, как лепестки хорошеньких лепестков, и прозрачная, как хрусталь, - но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна: на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, чтобы они могли высунуться из воды. На самом дне живут… А вот это мы узнаем из сказки… «Русалочка»
3. В этой сказке есть весёлый любопытный мальчик, красивая, умная, очень воспитанная девочка, грустный, печальный поэт, чёрный пудель и много других разных героев. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
4. Сказка, в которой высмеиваются жадность и жажда власти. Учит тому, что нужно довольствоваться тем, что есть и уметь вовремя остановиться, а то можно остаться вообще ни с чем. «Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Сказка о трёх животных, двое из которых отличаются ленью и стараются сделать работу, как можно быстрее, чтобы больше отдыхать, а главные качества третьего – трудолюбие и усердие. Он старательно трудится и его усилия не проходят даром, а спасают жизнь и ему, и его ленивым друзьям. «Три поросёнка»
3 команда:
1. Поучительная история о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и ни в коем случае не давать им свой адрес или адрес друзей и знакомых. «Красная шапочка»
2. Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях уже золотилась рожь овёс зеленел, сено было смётано в стога. В чаще лопуха было так же глухо и темно, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело… А что из этого вышло мы узнаем из сказки… «Гадкий утёнок»
3. В этой сказке все герои отличаются невысоким ростом и имеют имена, которые являются их краткой характеристикой, то есть по имени можно догадаться о характере, любимом занятии или привычках героев. «Приключения Незнайки и его друзей»
4. Сказка о честности и доверии. Главный герой обращается за помощью к мудрецу и получает предмет, который помогает ему обеспечивать безопасность (свою и своей страны, в ответ даёт обещание выполнить любое желание, но не сдерживает его и погибает. Сказка учит тому, что иногда стоит от отказаться от чего – то, чтобы не потерять всё. «Сказка о золотом петушке»
5. Сказка о четырёх животных, которые встретились после того, как хозяева выгнали их из дома. Они не только помогли друг другу, но и подружились, нашли общее увлечение и даже обеспечили себя жильём. «Бременские музыканты»
-все большие молодцы.
• Зелёный лепесток «Сказочный пазл»
- Каждой группе выдается набор из 8 карточек (все карточки перемешаны, содержащий в себе фрагменты двух русских народных сказок. Задача — собрать две картинки, назвать сказки, объяснить как догадались, какой герой изображен, коротко напомнить, о чем они.
1 команда:
1. «Айболит» Корней Иванович Чуковский
Чудесный добрый доктор помогал всем без исключения, он мог пришить ножки зайке или крылышко мотыльку. Он всегда был готов прийти на помощь, и когда шакал принес ему срочную телеграмму, что на реке Лимпопо заболели маленькие гиппопотамчики, он сразу же отправился в дорогу.
2. «Дюймовочка» ХансКристиан Андерсен
Добрая поучительная сказка, в которой крошечной девочке, рожденной из цветка, пришлось пройти немало испытаний, прежде чем обрести счастье. Это история о силе духа, доброте, настоящей дружбе и любви.
2 команда:
1. «Кот в сапогах» Шарль Перро
Сказка в которой хитрому коту удалось одурачить короля и людоеда, и женить своего хозяина на прекрасной принцессе.
2. Льюис Керолл «Алиса в стране чудес»
В центре сюжета – девочка по имени Алиса, которая попадает в воображаемый мир, населенный самыми удивительными существами.
3 команда:
1.«Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов
Главная мысль произведения – если рядом верный друг, то все проблемы решаемы. Нужно следовать четкому плану, быть добрым и отзывчивым, чтобы добиться поставленных целей. Ну и, конечно, зло всегда будет наказано.
2. Народная сказка
Краткое содержание: Емеля ловит щуку. Та учит его волшебным словам. Емеля едет в лес, давит в городе народ. Его везут к царю и он влюбляет в себя Марью-царевну. Царь бросает Емелю и дочь в море в бочке. Емеля строит дворец и становится красавцем. он угрожает царю и тот дает согласие на брак.
- Проверка каждой команды на слайде.
• Синий лепесток «Сказочный бал»
1 команда:
1. Основным элементом его гардероба являются, сапоги, подаренные его хозяином. Кот в сапогах
2. Девушка с длинными прекрасными волосами, тонкими, словно из золотой пряжи. Очень красивая, с нежным звонким голосом. Рапунцель
3. Мальчик небольшого роста, одетый очень ярко. На нём голубая шляпа с широки-ми полями, жёлтые канареечные брюки и оранжевая рубашка с зелёным галстуком. Незнайка
4. Девочка белая, как снежинка, глазки, как будто голубые бусинки, русая коса до пояса. Только румянца нет, но она и без него хороша. Снегурочка
5. Совсем крошечная девочка. Очень даже премиленькая: нежная, ласковая, слов-но лепесток розы. На голове - золотая корона, а за спиной- пара прозрачных крылышек. Дюймовочка
2 команда:
1. Стройная девушка в юбочке из тонкого батиста, на плечах-голубая лента, а на груди большая блестящая брошка. Она стоит на одной ноге, вторую подняв вверх и вытянув вперёд руки. Танцовщица
2. Девушка-белая, как снег и румяная, как кровь. Её красивые волосы глубокого чёрного цвета. Очень добрая и милая. Белоснежка
3. Мальчик на тоненьких ножках, крутящий во все стороны длинным любопытным
носом. На нём коричневая куртка и ярко-зелёные штаны, а на голове-полосатый колпак с кисточкой. Буратино
4. Прекрасная незнакомка с величавой походкой. На ней платье, расшитое золотом, под косой блестит месяц, а во лбу сверкает звезда. Царевна-Лебедь
5. Славные, бравые ребята. Все родные братья. На плечах ружья, грудь колесом, мундиры красные, отвороты синие, пуговицы блестят. Все одинаковые, только один от всех отличается. Оловянные солдатики
3 команда
1. Высокая стройная красавица, вся как будто из ослепительного льда, но всё-таки живая. Её глаза сверкают, как звёзды, но в них нет ни тепла, ни кротости. Снежнаякоролева
2. Девочка с маленькой собачкой на руках. У собачки чёрная шерсть, остренькие ушки и маленькие глазки. А девочка обута в волшебные башмачки, которые могут перенести их обладателя через горы и леса. Она очень смелая и отважная. Элли
3. Человечек в белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо обсыпано пудрой, белой, словно зубной порошок, а глаза очень-очень грустные. А ещё он сочиняет стихи. Пьеро
4. Кроткая и тихая красавица. На ней удивительный наряд и туфли, каких ещё ни у кого не было. Только она как будто торопится и всё время смотрит на часы. Золушка
5. Весёлая и симпатичная девочка с букетом цветов и корзинкой в руках. На её голове- необычный головной убор яркого цвета, который ей очень к лицу. Красная шапочка
• Фиолетовый лепесток «Сказочные перевёртыши»
Задача: отгадать по перевертышам названия детских сказок.
По одному человеку из группы выходят к доске и вытягивают из «Волшебного сундука» «Сказочный перевертыш», читает его а остальные члены команды должны исправить.
1 команда:
1. -Девочка с ручку – мальчик с пальчик
2.- Старые штаны королевы – новое платье короля
3.- Коммуналка – теремок
4.- Большой кум –маленький мук
5.- Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном врем
2 команда:
1. -Принц на тыкве – принцесса на горошине
2. -Ржавая отмычка – золотой ключик
3. -Утки – селезни – гуси – лебеди
4. -1 год – 12 месяцев
5. Большой и кто-то, кто не живет в подвале – малыш и карлсон, который живет на крыше
3 команда:
1.-Белый платочек – красная шапочка
2. -Бодрствующее чудовище – спящая красавица
3. -Мышь в туфлях – кот в сапогах
4. -Великан – уши – карлик нос
5. -Розовые усы – черная борода
• Голубой лепесток «Сказочное существо»
- Подобие игры «Крокодил». На помощь нам приходит «Черный ящик», дети по очереди вытягивают записку, на которой написан сказочный персонаж, задача- изобразить персонажа, не произнеся ни слова. Задача команды отгадать. (1 персонаж =1 балл)
1 команда:
1. Царевна-лягушка
2. Баба Яга
3. Винни Пух
4. Незнайка
5. Кощей Бессмертный
2 команда:
1. Баба – Яга, Слон Бенджамин,
2. Чебурашка,
3. Иванушка – дурачок.
4. Кот Леопольд
5. Снежная королева
3 команда:
1. Мальвина
2. Буратино
3. Кот в сапогах
4. Рапунцель
5. Карлсон
-Вы большие молодцы! Быстро проходите все испытания, посмотрим, как справитесь со следующим.
• Жёлтый лепесток «Волшебный предмет»
Задача- по описанию определить какой это предмет и по возможности назвать сказку в которой он упоменается.
1 команда:
1. Волшебный предмет из русской народной сказки, который главная героиня получила в подарок от отца, позволяющий видеть всё, что происходит вокруг: где земляника растёт, где грибы прячутся, показывает леса и поля, реки и горы. Серебряное блюдечко и наливное яблочко
2. Волшебные предметы, возвращающие молодость и здоровье. Живая вода и молодильные яблоки
3. Какой волшебный предмет может и стол украсить и гостей накормить? Скатерть-самобранка
4. Волшебный предмет из сказки «Царевна-лягушка», с которым никогда не собьё-шься с пути и дойдёшь до нужного места. Клубок
5. Этот волшебный предмет – музыкальный инструмент, под звуки которого ноги сами несутся в пляс. Гусли-самогуды
2 команда:
1. Волшебный предмет, из сказки Г. Х. Андерсена, который вызывает помощников, готовых выполнить любые поручения. Огниво
2. Волшебные предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете. Зеркало и книга
3. Какой волшебный предмет помогает исполнить любые желания и превратить один в другой? Волшебная палочка
4. Волшебный предмет из сказки «Морской царь и Василиса Прекрасная», который помогает владельцу спастись от погони. Достаточно бросить его и на пути пресле-дователей возникнет непроходимый лес. Гребень
5. Это волшебный предмет - ювелирное украшение, помогающее владельцу пере-носится на любые расстояния и исполняет желания. Кольцо
3 команда:
1. Волшебный предмет из сказки братьев Гримм, обладатель которого никогда не останется голодным, да ещё и других накормит. Горшок
2. Волшебные предметы, помогающие героям преодолевать огромные расстояния
за считанные секунды. Ковёр-самолёт и сапоги-скороходы
3. Какой волшебный предмет обладает «невидимой» силой? Шапка-невидимка
4. Волшебный предмет из сказки «Василиса Прекрасная», который нужно было бе-речь, никому не показывать, а когда понадобиться помощь спросить у него совета. Кукла
5. Этот волшебный предмет – оружие владелец которого непременно побеждает неприятеля. Меч – кладенец
Итоги урока
Дорогие друзья, наша игра подошла к концу.
. Скажите, что мы делали сегодня на уроке? Что вспомнили? Чему научились?
-Давайте подсчитаем сколько баллов набрала каждая команда.
Вручение медалей за участие в интеллектуальной игре.
Рефлексия
На доске солнышко без лучиков.
- ребята, на ваших столах вы видите лучи и тучки (По количеству участников в команде). Если вам понравился наш урок то предлагаю вам прикрепить солнечный луч, а если вам урок не понравился- тучку.
- я очень рада, что на нашем солнышке нет ни единой тучки. Хочу вам пожелать отличного настроения.
Урок окончен.