Наталья Мерзлякова
Интегрированный урок «Русский сарафан в музыке и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Русский сарафан в музыке и живописи».
Класс: 3
Составитель: учитель музыки Мерзлякова Наталья Валерьевна, учитель изобразительного искусства Живичкова Светлана Михайловна.
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19.
Публикация «Интегрированный урок „Русский сарафан в музыке и живописи“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Русский народный сарафан
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Цель: дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные: в процессе исследования познакомить с историей возникновения сарафана, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе, на примере художественных и музыкальных шедевров, формировать творческие способности, закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания. Развивающие: развивать творческие способности, познавательный интерес. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к изобразительному и музыкальному искусству.
Форма занятия: исследование.
Планируемые результаты: Предметные: научиться исследовать, анализировать, выполнять творческие задания. Метапредметные: Познавательные: анализировать и делать выводы, строить рассуждения. Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы, уметь слушать и понимать других, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: организовывать свою деятельность, реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.
Оборудование: компьютер, аккордеон, СД-диск с презентацией, видеофрагментом, фонограммы песен. Музыкальный материал : «Варламов» Красный сарафан», р. н. п. «Во кузнеце», «Барыня», «Во поле береза стояла».
Изобразительный ряд: видеофрагмент хоровода, вырезанные силуэты сарафана (по количеству учеников, девичий хоровод на листе ватмана – в конце занятия каждую фигурку «одевают» в роскошный сарафан.
Дополнительный материал: русские народные костюмы для детей и педагогов.
Ход урока.
Организационный момент. (1мин)
(Звучит фонограмма «Во поле береза стояла»)
Учитель музыки : - Здравствуйте ребята! (музыкальное приветствие)
Мотивация. Актуализация знаний. Осмысление задачи (7мин)
Мы начинаем наше занятие, и все сегодня будет необыкновенным: два учителя – музыкант и художник, большой экран вместо доски и много музыки. (Предложить детям поиграть в игру «Добавь словечко»)
Что наши прабабушки носили?
Душегрею иль кафтан.
Издавна все девушки любили
Грациозный русский. (сарафан)
Всё пройдёт. Или уже проходит.
Но живёт, и это не обман!
Никогда из моды не выходит
Всем известный русский. (сарафан!
Учитель: Верно! Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете много нового и интересного. Узнаете, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись и тема нашего занятия (учащиеся формулируют тему, а где же гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!
(Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».)
1-й скоморох: Представление начинается,
Сюда, сюда все приглашаются. Билетик купите, к нам заходите.
2-й скоморох: Кто к нам зайдет, тот в рай попадет. А кто не зайдет, со скуки пропадет.
1-й скоморох: Давай, давай, налетай. Места занимай!
2-й скоморох: Такое узрите, что в Америку не захотите.
1-й скоморох: У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму еще не бывало. А посему пора начинать…
2-й скоморох : А кто же будет начинать?
1-й скоморох: надо выбрать хозяйку самую красивую!
2-й скоморох: Да вот же она.
(Выводит девочку из-за парты в русском народном костюме.)
1-й скоморох: Ой, что за страсти! Это ты у нас хозяйкой будешь?
Девочка: Я! Нам не время скучать, пора занятие начинать.
2-й скоморох: Ой, Даша, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась. В самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (показывает на сарафан и думает).
Даша: сарафан.
1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан?
Даша: длинное, прямое платье без рукавов.
Учитель ИЗО: Правильно. Милые наши скоморохи, просим вас остаться у нас, да и послушать, что еще мы покажем, да и расскажем о сарафане. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.
Даша: Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц?
( Отвечают учащиеся: Василиса Прекрасная, Марья Моревна и т. д.)
Даша: А еще лебедушка, утушка-голубушка – так ласково называли в народе русских женщин.
Учитель ИЗО: Не зря А. С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки: А сама- то величава, Выступает словно пава.
- А сейчас Даша присаживайся к скоморохам, и мы продолжим наше увлекательное занятие.
Открытие новых знаний. (18мин)
Учитель музыки : Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание. Как плавно и неторопливо движутся они в танце.
(Видеофрагмент хоровода)
Учитель музыки : Вы, наверное, заметили, что музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности.
( Ответы учащихся: плавность, мелодичность, четкие границы фраз, многократные повторы)
Учитель ИЗО: Верно! Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.
(Звучит фонограмма песни «Барыня» или «Вдоль по улице метелица метет»)
На фоне мелодии русской народной песни демонстрируются картины с объяснениями: А. Г. Венецианов «На пашне. Весна», М. Шибанов «Празднество свадебного договора», К. А. Коровин «Северная идиллия», М. В. Васнецов «Три царевны подземного царства», А. Г. Венецианов «Жнецы», В. М. Васнецов «Аленушка», А. П. Рябушкин «Затесался парень в хоровод».
Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?
( Ответы учащихся: на праздничные и повседневные)
-Найдите общие черты для обеих групп.
( Ответы учащихся: одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)
-Теперь отличия.
( Ответы учащихся: цвет, материал, количество и богатство украшений)
-Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда только появился на свет?
( Ответы учащихся: одеждой для крестьян)
-Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты- обереги. В конце 17века сарафан все еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани. Но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают. Выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря? «Нет» - решает к
тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой. Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого?
( Ответы учащихся: красный)
Учитель музыки : Действительно, «красна девица», «красно солнышко - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов - это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный)
-Верно, красный. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так: - Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан.
-Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.
(Звучит фрагмент песни «Красный сарафан». в исполнении учителя музыки)
Учитель музыки : Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц, а скоморохи мне помогите.
1. «Под большою елью сидит его дочь. Веселая румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».
2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».
3. «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро. Махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди».
(ответы учащихся)
Закрепление. (17мин)
Учитель ИЗО: А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем занятии. Вспомните,
как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.
(под фонограмму русских народных песен учащиеся выполняют задание)
Учитель музыки : О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице».
Учащиеся получают текст песни. Что такое «кузница»?
(ответы детей).
Показ песни учителем.
Вокально-хоровая работа.
(При повторном исполнении песни предложить детям разыграть песню и украшенные сарафаны разместить на листе ватмана в виде хоровода)
- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?
( ответы учащихся: у нее задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова)
- Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан?
( Ответы учащихся: из лопуха)
-Молодцы, вы очень внимательны.
Итог урока. (2мин)
Учитель ИЗО: Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу?
( Ответы учащихся: картины, музыка и загадки)
-А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?
( Ответы учащихся: сарафан)
Игра-оценивание урока : 5 хлопок над головой, 4 хлопок перед собой, з руки на колени, не удовлетворен занятием.
-Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы вспоминали о нашем занятии я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.
До свидания.
Список литературы:
Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. – М: Планета. 2010. С. 117-128 Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., Прометей, 1992.
Науменко Г. Русские песни, прибаутки, считалочки, игры. – М:Советский композитор, 1986. С. 20 СД – диск. (презентация, видеофрагмент хоровода, фонограммы песен).