Ольга Талужина
Интегрированный подход к работе со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
«Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путаной, а мышление – хаотичным».
В. А. Сухомлинский
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово сказки живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину». Эти слова лежат в основе опыта моей работы над сказкой.
Публикация «Интегрированный подход к работе со сказкой» размещена в разделах
В целях гармоничного развития ребёнка я отказалась от традиционной структуры занятия по развитию и воспитанию правильной устной речи детей. Так как традиционное занятие по обучению и развитию связной речи строится на подражательной основе, то функция ребёнка на таком занятии - исполнительская, а не развивающая. Дети затруднялись в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. Такие занятия вызывали у детей отрицательные эмоции: нежелание высказываться, отказ от выполнения заданий, а то и скуку, так как большая часть времени уходила на чтение произведения и на беседу по его содержанию. А это означало, что на развитие таких свойств личности ребёнка, как самостоятельность, активность, речевое творчество времени не оставалось. Занятия не способствовали главному – развитию образного мышления ребёнка и его воображения. Все, выше названные причины и явились предпосылками для отказа от традиционного проведения занятий по развитию речи.
В настоящее время в основе занятий по развитию речи лежит сказка, что обусловлено возрастными особенностями дошкольников. Л. С. Выготский писал: «Сказка для ребёнка – его философия, его наука, его искусство». В. А. Сухомлинский утверждал: «… между эстетическими чувствами и словарным богатством речи детей существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово».
В рамках опытно-экспериментальной работы нашего образовательного учреждения по внедрению интегрированных технологий обучения в работе со сказкой опиралась на взаимодействие слова, музыки, изобразительной и театральной деятельности.
Интегрированный подход к работе со сказкой предполагает опору на нагляднообразное и нагляднодейственное мышление, что, по исследованию учёных, актуально для детей дошкольного возраста. Структура интегрированного занятия предусматривает нестандартный подход в работе над сказкой. Нестандартный подход помогает научить детей оригинально, непривычно, по-своему воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов воедино. Дети проявляют речевую активность на протяжении всего занятия, что позволяет успешно осуществлять воспитание правильной устной речи. Это грамматически правильно построенные предложения, расширение словарного запаса, развитие связной логической речи.
На своих занятиях при чтении сказки я беру за основу нравственный урок, заложенный в сказочном произведении. Он и является основным ключом в работе над сказкой. Решение поисковых задач побуждает детей рассуждать, высказываться, делать выводы, учит выслушивать ответы других, придаёт эмоциональную окраску занятию.
Например, при чтении русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» (младшая группа) мальчики доказали, что самым бескорыстным и заботливым героем является курочка, т. к. она для себя ничего не просила. Прослушав русскую народную сказку «Курочка Ряба», дети сделали вывод, что золотое яйцо никакой пользы не имеет, оно только для красоты, и плакать о нём не стоит. А русскую народную сказку «Заюшкина избушка» дети старшей группы не только изменили, но и дополнили сюжет, смоделировав необычный домик для лисы из замороженного сока, ягод и фруктов. А прозвучавшее произведение В. Вивальди «Зима» создало соответствующий эмоциональный настрой: музыка побудила детей выразить красоту ледяного домика с помощью «красивых» слов (сверкающая, сияющая, прозрачная, блестящая, волшебная).
Наибольший интерес у детей вызывает такой метод, как коллаж из сказок, т. к. вместе со сказочными героями, путешествующими по разным сказкам, дети могут побывать в различных смешных ситуациях, кого-то спасти, кому-то помочь. И, конечно же, в такой сказке побеждает дружба и добро.
Сюжет коллективно придуманной сказки дети запоминают надолго. Самостоятельно придумывают и рисуют иллюстрации, а вечером спешат рассказать придуманную историю родителям.
Считаю, что такую работу над сказкой необходимо продолжать, т. к. «художественная сказка, как и игра, - естественная эстетическая воспитательница ребёнка» (Л. С. Выготский).
Литература:
1. Беляковская Н. Н., Засорина Л. И., Макарова Н. Ш. Учим ребё нка говорить: здоровьесозидающие технологии. – М. : «Творческий Центр», 2009.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : «Педагогика – Пресс», 1999.
3. Климентовская З. В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
4. Куликовская И. Э., Чумичёва Р. М. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. – М. : «Педагогическое общество России», 2004.
5. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М. : «Амрита-Русь», 2008 г.
6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М. : «Амрита-Русь», 2006 г.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. : Издательство политической литературы, 1982.
8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: «Фолио», 1997.
9. Шорохова О. А. Играем в сказку. - М. : «Творческий Центр», 2009.