Джоджуа Александра
Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Интегрированный подход к воспитанию речевой активности
при подготовке к школе»
Подготовила :
воспитатель МБДОУ детского сада №1
Джоджуа Александра Сергеевна
2017 год
СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
1 слайд
«Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе»
Публикация «Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Уважаемые коллеги!
Согласно Федеральным государственным требованиям к организации образовательного процесса Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными Стандартами к структуре основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы.
2 слайд
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения таких занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
3 слайд.
Так что же такое интеграция? (лат. - целый)
В энциклопедическом словаре это слово означает – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.
Интеграция – понятие теорий и систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности. (Энциклопедический словарь).
Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.
4 слайд
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
5 слайд
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала, но в то же время большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии. Благодаря этому реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности и смену динамических поз, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.
Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
6 слайд
Здесь используются различные методы и приемы, среди которых:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
7 слайд
Что дает интегрированное построение занятий для речевого развития детей?
Во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка;
во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо;
в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
В нашей группе ведется работа по разработке и внедрению интегрированных занятий по различным образовательным областям. В частности, по речевому развитию :
8 слайд
Обратите внимание, на данном слайде показана Интеграция образовательной области «Речевое развитие».
Она связана с различными образовательными областями
По содержанию активизации речевого развития
«Познавательное развитие»
Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
«Речевое развитие»
Формирование грамматически правильной монологической и диалогической речи, через приобщение к художественному слову. Совершенствовать речь как средство общения.
«Физическое развитие»
Формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
«Художественно эстетическое»
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Как уже говорилось, интегрированным занятиям предъявляются следующие требования: четкость, компактность, сжатость учебного материала. Из этого следует, что у детей должны быть накоплены знания, которые необходимо закрепить, обобщить и активизировать.
Образовательный процесс выстраивается с учетом тематического плана и психофизиологических возможностей детей во взаимосвязи с повседневной жизнью с использованием разнообразных форм, таких как:
9-10 слайд
НОД (непосредственная образовательная деятельность) - беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская, целевые прогулки, продуктивная деятельность, экскурсия, путешествие, игра и т. д. ;
11 слайд
Самостоятельная деятельность детей: общение, наблюдение, рассказы детей, рассматривание фотографий, иллюстраций, рисование, конструирование, различные игры.
12-18 слайд
Совместная деятельность с педагогом: занятия, игры, беседы, изодеятельность, рассматривание картин, чтение художественных произведений, праздники, развлечения, и т. д.
При подготовке к нашему занятию большое значение имела предварительная работа. Мы рассматривали картины, беседовали о признаках каждого времени года, о животных и их поведении; играли в несоответствия, подбирали слова определения, действия, сравнения; учились определять род существительных, строить простые и сложные предложения, высказывать свое мнение и предположение, правильно согласовывать существительные с числительными, прилагательными, глаголами в предложениях. Мы инсценировали, учили детей передавать монологическую речь; учили песенки, определяли жанр и характер музыки и т. д.
При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей : зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки, составленного рассказа).
19 слайд
В общем, как высказывался известный педагог М. Р. Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить». Значит надо учить детей говорить правильно всегда, используя для этого любое время дня и любой повод. Надо постоянно давать детям примеры правильной речи, исправлять тактично и доброжелательно их неправильное произношение.
Интеграция вынуждает педагога постоянно находится в пространстве возможностей. А, как говорил Гегель: «Человек конечен в жизни и бесконечен в познании». Поэтому познание нашего великого и могучего русского языка у наших детей будет продолжаться вечно. А, по словам Самюэля Марсо: «Жизнь прекрасна, когда мы творим ее сами». Так будем же воспитывать, и обучать детей, удивляя их и радуя.