Алена Пицик
Интегрированные занятия с элементами кооперации
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по сказке Ш. Перро «Красная шапочка»».
Задачи:
- развивать познавательную активность дошкольников;
- способствовать устойчивому эмоционально – положительному самочувствию и активности каждого ребёнка при работе в «малой группе»;
- развивать творческие способности детей в речевой деятельности;
- продолжать развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка», рассматривание книжных иллюстраций к сказке.
Публикация «Интегрированные занятия с элементами кооперации» размещена в разделах
Материал: большая книга-макет, разрезные картинки (4-5 шт.); картинки – «шифровки» с изображением частей тела кошки, коровы, мыши, жирафа (по 4-5 каждого вида, цветные карандаши или фломастеры.
Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых группах.
I. Педагог вносит в группу и ставит возле доски большую книгу-макет с переворачивающими страницами, на них нарисованы фрагменты сказки.
- Ребята, сегодня нам предстоит замечательное и удивительное путешествие, а куда - вы отгадайте сами (Дети читают титульный лист книги.).
- Да, вы правильно прочитали - мы отправимся с вами в путешествие по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка». Это путешествие будет необычным, потому что вы не только будете слушать сказку, но и помогать ее героям, а также играть и соревноваться.
II. Педагог рассыпает на полу фрагменты разрезных картинок. Формируются четыре - пять «малых» группы путём складывания картинок. Каждая мини-группа занимает своё рабочее место за столом. Взрослый сообщает детям, что в процессе слушания сказки группы будут выполнять задания. Работать в группе надо дружно, стараться вырабатывать общее мнение, уметь договариваться.
- И так - в путь!
III. Педагог открывает следующую страницу книги и читают текст сказки:
«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили: - Вот Красная Шапочка идет!
Как-то раз испекла мать пирожок и сказала дочке:
-Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она».
- Положила мать в корзиночку пирожок и горшочек масла, а еще то, от чего люди не болеют, а набираются сил и здоровья. Что это? Выслушиваются все варианты ответов детей (витамины). «Малая» группа, которая первая вспомнила это слово – витамины – получает фишку.
- Правильно! Какие витамины вы знаете и в каких продуктах они содержатся?
Каждая мини – группа по очереди (по часовой стрелке) называет по одному продукту. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
- Итак, мы продолжаем читать сказку Шарля Перро:
«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню. Идти ей надо было через лес…».
- Давайте вспомним, какие животные живут в лесу, чем они питаются?
Группы сначала называют животных, рассказывают чем они питаются, а потом составляют об одном животном рассказ – описание, не называя прямо это животное. Дети из других «малых» групп должны догадаться по описанию, о каком животном идёт речь. За каждое удачное высказывание мини-группа получает фишку.
- Читаем сказку дальше. Очень внимательно послушайте этот кусочек текста. Педагог переворачивает страницу книги:
«Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк. Облизнулся Волк и спрашивает девочку:
-Куда ты идешь, Красная Шапочка?
А Красная Шапочка поздоровалась с Волком и говорит:
-Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла»
- Ответьте, пожалуйста, как следует вести себя с незнакомыми людьми? Какие ошибки допустили Волк и Красная Шапочка?
Ответы детей: волк не поздоровался, Красная Шапочка заговорила с незнакомцем. За правильные ответы команды получают фишку.
-Давайте вместе вспомним продолжение сказки:
«-Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я пойду по этой дороге, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты».
- Отгадайте названия цветов, которые собирала Красная шапочка.
Дети отгадывают загадки:
Я шарик пушистый, Днём на нашем озерце,
Белею в поле чистом, В самой серединке,
А дунул ветерок, Расцвели во всей красе
Остался стебелек. (Одуванчик) Белые… (кувшинки).
Колосится в поле рожь. Бутон – для красы,
Там, во ржи, цветок найдешь. Шипы – для угрозы.
Ярко-синий и пушистый, Цветка не найти
Только жаль, что не душистый. Красивее… (розы).
(Василек) Алый цветочек
Стоит в саду кудряшка - Свернулся в кулак -
Белая рубашка, Стал погремушкою
Сердечко золотое. Высохший… (мак).
Что это такое? (Ромашка) Под ногой в лесу трещит
Из красавицы душистой. И хрустит валежник,
Соберу букет пушистый. Ищем мы цветок весны,
В этот милый майский день Что зовут … (подснежник).
Пусть нас радует… (сирень).
Педагог по очереди загадывает каждой группе загадку. Если группа отгадывает, то получает фишку, а если затрудняется, то отгадывает другая группа.
- Молодцы! Загадки отгадали про цветы. А еще в лесу девочка встретила разных птиц, отгадайте, каких?
Загадки про птиц
Без отдыха, без срока. Падает с неба, словно стрела,
В лесу трещит (сорока). Страшно попасться в когти (орла).
В деревянный свой дворец. Зря он времени не тратил -
Прилетел весной… (скворец). Излечил деревья… (дятел).
Песен звонких не жалей. Ох глазаста голова,
Нам весною… (соловей). По ночам не спит… (сова).
А зимой в саду, смотри, Почернели без листвы
В роли яблок… (снегири). Всех деревьев кроны.
К нам в окно зимой стучится. Украшают их теперь
Желтогрудая… (синица). Только лишь… (вороны).
Пёстры её грудка, хвост и макушка. Клином печальным в небесной дали
лесу и в часах кукует… (кукушка). Криком прощальным летят (журавли).
-А теперь попробуйте назвать насекомых, которые встретились в лесу Красной Шапочке.
Загадки о насекомых
Кровь попить у детворы. С цветка на цветок -
Любят летом (комары). Жизнь очень легка,
Мёд душистый принесла. Но короток век, увы (мотылька).
С луга вешнего (пчела). Согнувшись под ношей
Слышим мы гудящий звук – Тяжёлой своей,
То летит к нам майский… (жук). Тащит травинку в дом (муравей).
Если светятся жучки, Бежит по ладошке быстро и ловко,
То зовите… (светлячки). В точечках чёрных вся…
«Больше всех мои глаза!» - (божья коровка).
Любит хвастать (стрекоза). Кто жужжит тут возле уха? -
Вяжет сети он без рук, Надоедливая… (муха).
Мошек в гости ждёт… (паук).
- А еще Красная Шапочка встретила удивительных животных.
Только эти животные «зашифровались». Попробуйте дорисовать этих таинственных незнакомцев.
Детям предлагают картинки, где нарисованы части тела кошки, коровы, мыши, жирафа.
Проводится игра «Дорисуй животное».
- Назовите, какое из этих животных самое маленькое?
- А теперь давайте отдохнем и послушаем сказку дальше.
«Не успела Красная Шапочка еще и до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь. - Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает бабушка.
-Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк тоненьким голоском.
-Я к вам в гости пришла, пирожков принесла и горшочек масла.
Бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
- Дерни за веревочку, дитя мое, - дверь и откроется!».
Волк дернул за веревочку - дверь и открылась. Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее.
Потом. улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную шапочку. Вошла девочка в домик. Присела рядом с Волком и спрашивает:
-Бабушка, почему у Вас такие большие уши? -Чтобы лучше слышать, дитя мое».
- Дети, вы знаете, как написать слово «уши»? Соберите из букв слово «уши». Каждая группа, которая правильно собрала слово «уши», получает фишку.
- А кто из вас помнит, какой вопрос еще задала Красная Шапочка Волку? – (Бабушка, почему у Вас такие Большие зубы)
- Правильно. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
«Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю». (Губы, зубы)
- Загадку вы отгадали, молодцы! И мы почти дочитали сказку. Помните, чем она заканчивается? (ответы детей).
«Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой Волк бросился на нее и проглотил. Но, к счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки.
. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли брюхо, и оттуда вышли Красная Шапочка, а за ней и бабушка - обе целые и невредимые».
- Дети, а какими словами обычно заканчиваются сказки? (Ответы детей.)
-«Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!» - педагог закрывает последнюю страницу книги.
IV. Педагог предлагает детям подвести итоги. Дети подсчитывают количество фишек, которые они получили в процессе игры.
- Сказка закончилась и закончилась наша игра - путешествие. Вы очень умные и талантливые дети - и сказку хорошо знаете, и на все наши вопросы ответили. Молодцы!