Шныцарь Оксана
Конспект интегрированного занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Домик на опушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Развернутый план-конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация.
На современном этапе развития дошкольного образования, учитывая ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. У каждого ребёнка от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы в дальнейшем они могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста „Домик на опушке“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Дом, дома на улице города. Аппликация
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Пейзаж – это жанр искусства, связанный с изображением природы и местности. В этом жанре работали многие известные художники: Исаак Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Константин Алексеевич Коровин …Многообразие природы обусловило появление в рамках этого жанра множества направлений, в которых одним из наиболее популярных является деревенский, он же сельский пейзаж. Это направление пейзажного жанра популярно во все времена вне зависимости от моды. Сельский пейзаж значим в наше время, в связи индустриализацией общества, появлением различных компьютерных технологий, жители больших городов перестают замечать красоту простой природы, именно той, в которой нет многоэтажных квартир, заводов, фабрик, ровных, асфальтированных дорог.
В сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран. Выбор темы обусловлен духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Сельский пейзаж развивает умение видеть красоту природы сельской местности, гармонию человека и природы, желание сберечь ее красоту. Всегда Сельский пейзаж интересовал живописцев поэзией деревенской жизни, естественной связью с окружающей природой.
Тема: Домик на опушке.
Ведущий вид деятельности: изобразительный
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель перспективная: развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; сформировать эстетическое отношение к окружающему миру и картинам мира; учить детей воплощать в художественной форме их личных представлений, переживаний, чувств; создать оптимальные условия для развития целостной личности ребёнка и её многогранного проявления в художественном творчестве.
Цель актуальная: Познакомить детей с сельским пейзажем, научить дошкольников создавать выразительные образы сельских пейзажей с помощью творческого применения различных техник аппликации.
Образовательные задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с сельскими пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов
Учить выделять художественные особенности сельских пейзажей
Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации и показать её изобразительно-выразительные возможности.
Развивающие:
Развивать у детей художественное восприятие пейзажных картин,
Развивать творческие способности, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
Развивать чувство цвета, формы и композиции,
Воспитательные:
Воспитывать интерес к творчеству художников, к живописи, к природе родного края.
Формировать умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Техника выполнения творческой работы: аппликация, рисование.
Оборудование к занятию : Компьютер, проектор, презентация на тему: «Пейзажная живопись. Сельский пейзаж». Магнитофон. Материалы и средства: цветная бумага, тонированные в технике по-сырому альбомные листы, ножницы, клей (клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки, гуашевые краски, кисточки для рисования, баночки под воду, мольберты (для смешивания цветов)
Зрительный ряд: Гермашев Михаил - Осенний пейзаж, Крыжицкий Константин - Деревня на берегу речки, Анохин Николай - Февральский наст, Брюллов Павел-Весна.
Музыкальный ряд: музыка Мусоргского М. П. «Картинки с выставки. Прогулка»
Литературный ряд: стихотворение Николая Рубцова «Утро».1965г.
Игровая ситуация: Воспитателю почтальон Печкин передаёт письмо от дяди Фёдора, в котором говорится о том, что он хочет построить домик в деревне для себя и своих питомцев. Но так как дядя Фёдор житель городской ему нужна помощь ребят в осуществлении его плана, им надо изобразить, как выглядит домик в деревне. С этой целью дети знакомятся сельским пейзажем,его отличительными особенностями и изображаю деревенские домики, с помощью различных аппликативны техник.
Словарная работа: пейзаж, сельский пейзаж, передний план, средний план, задний план, колорит.
Предварительная работа с воспитанниками: Просмотр мультфильма на слова А. Кушнера «Если видим на картине», просмотр мультфильма Уроки тётушки совы «Сказки картинной галереи - Исаак Левитан», рассматривание иллюстраций к сказкам «Мороз Иванович» В. Одоевского и «Заюшкина избушка» - русская народная сказка. Эксперимент с красками, «Какой цвет получится» (смешивание красок разного цвета, зонирование альбомных листов в технике по-сырому. Работа с лепбуком «сельский пейзаж»
Взаимодействие с родителями: организация фотовыставки на тему «Край, который дорог сердцу моему» (фотографии улиц, достопримечательностей, и окружающей природы посёлка Верх-Нейвинский).
Организация образовательного пространства: образцы с изображениями домиков выполненных в разрывной, модульной и силуэтной техниках аппликации, изображения сельских пейзажей в различные времена года.
Предполагаемый результат:
Умение детей ориентироваться в жанрах живописи, умение отличать сельские пейзажи от морских и городских, умение изобразить сельский пейзаж по средствам аппликации и рисования.
Методическое обоснование занятия :
Организационный момент: игровая ситуация
Основной этап: словесный (беседа) ;
наглядный (показ презентации);
практический (создание аппликация с элементами рисования);
работа под руководством воспитателя;
самостоятельная работа дошкольников.
Рефлексия: словесный (беседа)
Открытость: словесный (беседа)
Сценарий занятия.
Ребята сегодня утром по дороге в детский сад я встретила почтальона Печкина, и он передал для вас письмо от дяди Фёдора. Я принесла его в группу, а о чём он пишет мы сейчас с вами прочитаем.
Воспитатель достаё т из конверта письмо и читает его детям:
«Дорогие ребята, я хочу построить в деревне домик для себя и моих питомцев кота Матроскина и пса Шарика. Потому что нам нравится красота сельского пейзажа, лес, речка, луг с нежной зелёной травкой, полянки с цветами и ягодами, зелёные улицы с цветущими яблонями и кустами пахучей сирени. Но без вашей помощи нам никак не обойтись, нам нужны изображения домиков,для того, чтобы мы глядя на них смогли построить свой собственный уютный домик».
Воспитатель:
Как вы думаете, как мы можем помочь дяде Фёдору и его друзьям?
А с помощью чего мы можем изобразить деревенские домики?
Где можно построить домик?
Для того чтобы вы изобразили красивые деревенские домики на лесной опушке или у реки, надо погрузиться в мир красоты, гармонии человека и природы которые характерны для сельского пейзажа. Мы сейчас вместе с вами посмотрим небольшую презентацию, которая познакомит вас с таким понятием как пейзаж, с видами пейзажей, с их характерными признаками. Вместе с художниками-пейзажистами пройдёмся по деревенским улочкам, полюбуемся лугами с пасущимися кровами заглянем во дворики в которых важно расхаживают петухи. курицы,утки и беззаботно бегает деревенская детвора.
Воспитатель включает магнитофон с записью музыки Мусоргского М. П. «Картинки с выставки. Прогулка»
Рассказ воспитателя по презентации:
1 Слайд. Пейзажная живопись. Сельский пейзаж.
2 Слайд. Пейзаж-это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо преображённая человеком природа. Можно сказать это портрет природы. Показ картины Исаака Ильича Левитана. В лесу осенью. 1894
3 Слайд. Пейзажная живопись, также известная как ландшафтное искусство, представляет собой изображение природы во всех ее проявлениях. В основном это горы, долины, деревья, реки и леса. Показ картины Архипа Ивановича Куинджи. Днепр. 1842-1910г.
4 Слайд. Показ картины Исаака Ильич Левитана. Берёзовая роща. 1885-1889
5 Слайд. Показ картины Архипа Ивановича Куинджи. Горы 1890-1895.
6 Слайд. Городской пейзаж.
Пейзажные картины не ограничиваются изображениями земли и природы. Они могут также включать изображения зданий, улиц, мостов. Этот вид пейзажа называется городским. Городские пейзажи могут включать в себя различные исторические или современные дома и постройки. Виды городского пейзажа определяются в соответствии с тем, что изображено на картине. Одними из самых привлекательных являются изображения дворцов, замков и культовых памятников. Показ картины Архипа Ивановича Куинджи. Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882
7 Слайд. Показ картины Василия Дмитриевича Поленова. Успенский собор. Южные врата. 1877г.
8 Слайд. Показ картины Городской пейзаж с видами Петербурга. Иван Славинский.
9 Слайд. Морской пейзаж.
Морской пейзаж, или марина – направление в пейзажной живописи, связанное с изображением водной стихии; художников, чье творчество связано с этой тематикой, называют маринистами. Изображают море в разных состояниях: бушующая стихия или безмятежная водная гладь, или море служит фоном для парусников, участвующих в битвах или плывущих на фоне заката. Показ картины Ивана Константиновича Айвазовского – Берег моря 1861.
10 Слайд. Показ картины Ивана Константиновича Айвазовского – Буря 1868
11 Слайд. Показ картины Ивана Константиновича Айвазовского – Морское сражение при Наварине 2 окт. 1827г. 1846
12 Слайд. Сельский пейзаж. Сельский пейзаж отображает на холсте особый стиль жизни и быта села, это гармония природы и человека. Художники изображали в сельских пейзажах маленькие деревенские домики на холме, у водоема или на опушке леса, зеленые луга с пасущимися овцам или коровами, дворики с гуляющими по ним петухами, курицами, утками, проселочные дороги, деревенскую детвору и нетронутую красоту деревенской природы. Сельский всегда пейзаж являлся одной из самых популярных тем пейзажа во все времена. Показ картины Пентюхина Владимира Викторовича. Осень в деревне. 2017 г.
13 Слайд. А сейчас мы рассмотрим более детально несколько картин знаменитых русских живописцев. Перед вами картина Саврасова «Дворик. Зима». Маленький дворик весь застелен белым покрывалом, такими же белыми шапками укрыты дома и строения. На небольшом уютном пространстве бродят домашние птицы – они гурьбой прибежали к свежему зерну, посыпанному хозяйкой. На всю эту идиллическую картину важно смотрит большое деревенское окно. Чуть поодаль можно разглядеть совсем небольшое строение, напоминающее конуру. Весь дворик обнесён низким плотным забором. За забором виднеются другие дома с печными трубами, возле которых угадываются такие же уютные дворики. Картина восхищает своим настроением и почти осязаемой атмосферой – кажется, стоит сделать вздох и почувствуешь морозный воздух, который будет не больно щипать лицо.
14 Слайд. Рассмотрим картину «Русская деревня Василия Дмитриевича Поленова. Нам открывается вид на небольшое село, состоящее из нескольких дворов. Каждый двор обозначен русской избой, сложенной из длинных массивных брёвен, которые уже давно потемнели от дождя и времени. Вглядываясь в пейзаж, осознаёшь, что в этой скромной деревне бурлит жизнь, ребёнок стоит на берегу речушки, чуть дальше топчутся куры, на кривом плетне сидит птица, а ровные грядки говорят о работящих руках. Вытоптанные до жёлтого песка тонкие дорожки, ведущие прямо к белому берегу и мосту. Дети в картине – и мальчик, играющий с корабликом, и ребятня на склоне дополняют образ деревни. Картина полноцветна и богата: насыщенный зелёный цвет травы, голубое небо, яркая жёлтая отмель и тропинки, серые домики - и всё это залито спокойным солнечным светом. Настроенческая составляющая этой картины – умиротворение, покой и благодать.
15 Слайд. А теперь рассмотрим картину Исаак Левитана «Весна пришла» На ней изображен светлый и теплый день ранней весны. Большую часть картины занимает земля. Она еще хранит следы снега, хотя на залитых солнцем участках он уже полностью растаял. Весна еще не покрыла почву зеленым ковром из травы, но кое-где уже пробиваются первые маленькие ростки. А вот деревья не спешат преображаться и оживать после зимнего сна. Их стволы и раскидистые ветки сухи и неподвижны.
За забором, на заднем плане картины, виднеются бескрайние просторы русских полей и лесов. Они покрыты бирюзовой дымкой и уходят вдаль за линию горизонта. В правом и левом углу полотна изображены сельские избы, построенные из дерева. Их крыши устелены соломой. Небо, раскинувшееся над деревней, светлое, но по-зимнему холодное. Солнце еще не окрасило его голубыми красками, небосклон выглядит блеклым и высоким.
Ребята, вы знаете, что не только художник с помощью красок может передать тишину, спокойствие и единство природы и человека. Это может сделать поэт, но его инструментом будет не кисть, а живое слово. Послушайте стихотворение Николая Рубцова «Утро».
Воспитатель читает стихотворение и параллельно показывает слайды с сельскими пейзажами русских художников.
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…
16 Слайд. Исаак Левитан. Дворик.
17 Слайд. Исаак Левитан. Дорожка. 1890-е
18 Слайд. Исаак Левитан. Мостик. Саввинская слобода. 1884
19 Слайд. Исаак Левитан. Мостик. Саввинская слобода. 1884
20 Слайд. Алексей Кондратьевич Саврасов – Весна. На большой реке. 1880-е
21 Алексей Кондратьевич Саврасов – Зимний пейзаж (Оттепель). 1890-е
22 Алексей Кондратьевич Саврасов – Осень. Деревушка у ручья. 1870-е
23 Алексей Кондратьевич Саврасов – Осень. Деревушка у ручья. 1870-е
24 Василий Дмитриевич Поленов – Дорога у деревни. 1877
Воспитатель:
Что такое пейзаж?
Что изображают художники на картинах с сельским пейзажем?
На примере детально рассмотренной картины Исаака Левитана «Весна пришла»,
расскажите что изображено на первом, среднем и дальнем планах?
Как выглядят домики на сельских пейзажах?
Какое чувство вам навивают картины с изображением сельских пейзажей?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы вместе с вами пройдёмся по деревне.
Физкультминутка:
«Что увидел я в деревне?»
Видел, как травы косят.
Раз, два, три, четыре-
Вот как дружно мы косили. (имитация косьбы)
Видел, как кладут стога,
А стог - под облака. (подняться на носочки, тянем руки вверх)
Раз, два, три, четыре-
Наклонились, распрямились. (наклоны вправо, влево)
Вот по полю скачут кони -(бег на месте)
Даже ветер не догонит.
Раз, два, три, раз, два, три-
Вот весёлые прыжки. (прыжки, руки на поясе)
Прыг-скок, прыг-скок
Приземлятся на носок.
Воспитатель: теперь, когда вы познакомились с сельскими пейзажами, с их особенностями с деревенскими домиками и деревенским бытом, я думаю, вы сможете без особого труда помочь дяде Фёдору. Но сначала вам надо определиться в какой аппликативной технике будет выполнен домик.
Продуктивная деятельность:
На доске висят образцы изображений с домиками выполненных в разных техниках аппликации.
Воспитатель: Можно просто использовать силуэтную аппликацию, для этого надо вырезать из бумаги коричневого цвета воображаемый (можно предварительно нарисовать домик) силуэт домика. Показ действия и готового образца.
Можно с помощью разрывной аппликации, для этого надо разорвать бумагу на полоски одинаковой длины и из них как из брёвен построить избушку. Показ действия и образца.
А можно с помощью модульной аппликации (или мозаики, домик составляется как из кирпичиков, из множества кусочков бумаги коричневого цвета. Показ действия и образца.
Далее подумайте о построении картины, что займёт у вас больше места небо или земля, что вы изобразите на переднем, среднем и заднем плане картины, где вы расположите домик, а где лес или речку. Какое время года будет на вашей картине лето, осень, весна, а может быть зима. Для того чтобы определиться с выбором палитры посмотрите на картины художников с изображением сельских пейзажей в разное время года. Дети рассматривают картины художников
Воспитатель: Для придания колорита вашему сельскому пейзажу вам на помощь придут гуашевые краски, кисточки и палитры. Определяйтесь с методами аппликации и цветовой гаммой, выбирайте соответствующей вашему замыслу материал и приступайте к работе.
Дети определяются с техникой выполнения аппликации, с выбором времени года пейзажа выбирают соответствующие задуманному материалы и создают свои сельские пейзажи.
После завершения работы дети рассматривают работы друг друга и обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Чему вы сегодня научились?
-Что новое узнали?
-Кто придумал картину не по стихотворению?
-Вам понравилось самим, словно художникам создавать сельские пейзажи?
-Что для вас было самым трудным?
-А вы хотите показать свои работы родителям и гостям нашего детского сада?
Воспитатель предлагает детям расположить работы на магнитной доске, для всеобщего обозрения.
Я сфотографирую ваши работы и отправлю фотографии Дяде Фёдору, думаю, что он вместе со своими друзьями построит просторный и красивый домик для себя, кота Матроскина и Шарика.
А как вы думаете, что ещё можно изобразить на картине с сельским пейзажем? (нарисовать или сделать аппликацию с изображением домашних животных людей и т. д.).
-Вы можете вечером обыграть свои картины, а так же продолжить (дополнить) свою работу или сделать новую, выбрав другие изобразительные материалы.