Маргарита Евгеньевна Кудрявцева
Интегрированное занятие-эксперимент по художественно-эстетическому развитию: нетрадиционное коллективное рисование «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Цель:
Обогащать чувственный опыт (зрительный, обонятельный, тактильный и слуховой анализаторы) детей с ФРЗ, экспериментируя с песком, как природным материалом для нетрадиционной художественно-эстетической работы.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Коллективное рисование
- Коллективное рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Коллективные работы, стенгазеты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• учить детей нетрадиционному способу изодеятельности через пескотерапию;
• формировать более углубленное представление о песке, как природном материале для нетрадиционной изодеятельности через его свойства;
• научить приёму нетрадиционного изображения листьев;
• закрепить умение детей рисовать несложные предметы, используя прямые и округлые линии;
• закрепить приём лепки пирожков двумя горстями;
• закрепить приём конструирования стены ладонями;
• учить аккуратно создавать следы на влажном песке;
• продолжать обучать детей правильно выполнять движения упражнений по показу педагога в тифлофизкультминутке;
• дать представление о специальных условиях при которых рисуют при помощи сухого песка;
• продолжать обучать детей созданию коллективного рисунка;
• обучать детей, опираясь на причинно-следственные умозаключения, выводить безопасные для жизни и здоровья правила взаимодействия с песком (не бросать в других детей, не брать в рот, закрывать, когда уходим с прогулки).
Развивающие:
• развивать зрительные восприятия цвета и формы посредством рисования и лепки;
• формировать глазомер через соотнесение песочного поля и создаваемого на его поверхности рисунка;
• развивать обонятельный анализатор через дидактическую игру «Определи по запаху»;
• формировать тактильное восприятие ладоней и пальцев рук через обследование природного материала;
• развивать слуховой анализатор при определении громкости звука (тихий-громкий, издаваемого песком (в сравнении);
• формировать творческое воображение через нетрадиционную изодеятельность – рисование;
• переводить умение детей самостоятельно проводить самомассаж песком в навык;
• развивать вкусовой анализатор посредством дидактической игры «Что это?»;
• развивать у детей логическое мышление через установку причинно-следственных явлений;
• развивать глазодвигательную функцию глаз при прослеживании сыплющегося песка и движений кистей рук педагога;
• развивать мелкую и среднюю моторику кистей рук посредством пальчиковой гимнастики-массажа.
Воспитательные:
• воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе через оберегание песка от посторонних запахов и загрязнений;
• воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу через совместную деятельность;
• воспитывать интерес к получению ответов на поставленные вопросы через опыты и эксперименты;
• воспитывать у детей трудолюбие через самостоятельный полив своего песка и его перемешивание.
Дидактический материал к занятию:
Пять подносов с речным песком, пять леек с водой, один маленький контейнер с песком, один маленький контейнер с металлическими крышечками, четыре контейнера с ароматическим песком, цветной песок (красный, желтый, синий, зелёный, мольберт со схематичным изображением рисунков, как образцов, салфетки, четыре подставки для изодеятельности.
Предварительная работа
Самые распространенные игры в младшем возрасте на улице в теплое время гола – это игры с песком. Сначала просто лепили куличики из формочек, потом обучались приёмам постройки из песка стены, заборчика. Потом определяли по следам в какой части песочницы проехала машина. Удивлялись, почему из сухого песка не лепится башенка или куличик. Выясняли, что песок может быть сухим и влажным. Играли в дидактическую игру «Найди бусинку, камешек…» Рисовали на бумаге простые предметы при помощи прямых и округлых линий. Обучались массажу ладоней и пальцев рук песком.
Методы и приёмы
Игровой, вопросы, напоминания, самостоятельная творческая деятельность, индивидуальный подход, трудовые действия, показ, пример, физкультурные движения (руками, ногами, туловищем, образец, объяснение, художественное слово.
Ход занятия.
Дети играют в природном уголке с песком «Помоги насекомому». Цель: воздействие при массаже песком на биологически-активные точки ладоней и пальцев рук, развитие осязаний и мелкой моторики через захваты песка в кулачки.
Воспитатель: - Вам нравится играть с песком? А я знаю ещё более интересные игры с песком, пойдёмте покажу. Вставайте вот здесь; положите руки на песок, смотрите на мои руки, слушайте и повторяйте (продолжение обучения массажу).
- Поиграем мы в песок,
Пощекочем ему бок.
В кулачках его сожмём
И как тесто помнём.
Пальчиками пробежим,
Сделаем ему нажим.
Провели песку массаж,
Но полечил-то он нас.
- Как вы думаете он нас полечил (ответы детей)
-Да, игра с песком дарит хорошее настроение, радость, делает нам массаж, когда касается наших пальцев и ладоней.
Не зря все дети любят играть с песком. Давайте мы сегодня проведём опыты, чтобы узнать о песке как можно больше.
- Сначала давайте определим сухой песок или влажный (ответы детей)
- Да, сухой. Давайте сначала проверим сыпучесть сухого песка. Делайте всё также, как я. Наберём песок в горсти, сделаем щелочки или совсем раскроем их, вот так, Сыплется песок?
- Да, сухой песок сыплется!
- А можно ли из него лепить? Попробуем слепить пирожок. Вот так. Получается? Значит из сухого песка лепить нельзя!
Попробуем нарисовать на нём что-нибудь, что вы уже умеете. Рисунки на мольберте помогут вам определиться с выбором. Нарисуйте любой из этих рисунков, но только один.
-Получились рисунки (ответы детей)
-Значит рисовать на сухом песке тоже не стоит!
-Давайте проверим, может быть, на песке останутся чёткие следы? Приложите ладони вот так. Чёткие следы (ответы детей)
-Следы тоже плохо видны, не остаются!
-Может быть, хоть стену построить сможем?
Под высокою сосной. Сгребайте песок ладонями, вот так! Получилось (ответы детей)
-Значит и стену строить нельзя!
-Вот так показал себя сухой песок. А как поведёт себя влажный песок, давайте выясним. Но, сначала подумаем, как будем делать из сухого песка влажный (ответы детей)
-Правильно. Давайте так и сделаем. У каждого есть леечка. Поливайте и перемешивайте. Молодцы! Теперь давайте песок разровняем и положим на него руки.
Сначала проверим влажный песок на сыпучесть. Набирайте в кулаки песочек и раскройте их. Вот так, как я. Легко ссыпается песок сквозь пальцы, как и сухой или нет (ответы)
- Значит влажный песок не хочет ссыпаться сквозь пальцы!
- Давайте теперь попробуем слепить пирожки. Вот так, как я. Получились?
- Значит из влажного песка можно лепить!
- А сейчас попробуем пальцем нарисовать какой-нибудь один простой предмет, который мы уже рисовали. Но сначала нужно разгладить песочек. Вот на мольберте напоминание. Получились рисунки (да)
- Значит на влажном песке можно рисовать!
- Снова разровняйте песок, стирая рисунок, и положите на него ладони с разведёнными в стороны пальцами. Вот так. И нажмите ими на песок посильнее. Теперь аккуратно, медленно и осторожно поднимите руки от песка и посмотрите остались ли отпечатки ваших ладоней (ответы детей)
- Значит влажный песок сохраняет следы!
- Попробуйте возвести стену. Вот так, как я. Получилось? (возводят стену)
- Значит можно строить из влажного песка! (раздаёт влажные салфетки для вытирания рук)
- Вытрите руки (раздаёт влажные салфетки для вытирания рук).
- Дети, мы всегда на участке закрываем песок, когда уходим. Как вы думаете, зачем мы это делаем?
- Да, чтобы не было сора и посторонних запахов. Давайте сейчас проверим, действительно ли песок может сохранять запахи. Вот здесь контейнеры с песком. Давайте откроем их и понюхаем. Что почувствовали? Чем пахнет (духи, кофе, лекарство, конфета? Можете поменяться баночками.
- Так может песок сохранять запахи?
-Значит правильно мы закрываем песочницы?
- Запах песок сохраняет, а может ли он сохранять какой-нибудь цвет?
- Могу вам показать песок, который сохранил цвет. Вот такой яркий и разноцветный может быть песок. Красиво?
- Дети, а как вы думаете, может ли песок издавать звуки?
- Вот в этом контейнере песок. Видите его? Теперь я попробую извлечь из него звук. Слушайте (трясёт банку! Слышите что-нибудь (ответы детей)
- А вот в этом контейнере металлические пластинки. Давайте послушаем, какой они издают звук. Теперь скажите что издаёт тихий звук: песок или пластинки?
Логоритмическая тифлофизкультминутка
- Вот как много интересного мы сегодня узнали. А сейчас давайте продолжим игры с песком. Вставайте все в круг и притопывайте, как я вместе со словами…
- А сейчас смотрите на мои руки и повторяйте за мной:
Поиграли мы с песком
И узнали всё о нём.
Он бывает очень разным –
То сухим, то влажным.
Сухой не пристаёт к рукам,
Следов не оставляет нам,
Лепить не хочет пирожки,
Легко ссыпается с руки,
Совсем не любит рисовать,
Стену будет осыпать.
Но, как подружится с водой,
Становится совсем другой.
Полюбит сразу рисовать,
Следы же станет оставлять,
Лепить захочет пирожки
И не ссыплется с руки.
Может строить города,
Если в нём есть вода.
Вот такой он разный,
Но всегда прекрасный.
- Поморгайте, закройте глаза, посмотрите в окно, а теперь на меня. Понравилось вам играть с песком? Песок – это природный материал, который можно использовать для изобразительной деятельности. Многие художники используют природные материалы для своих работ. Рисуют на деревянных поверхностях, на холстах, которые изготовлены из травы, на камнях, на стенах, на металле. А мы с вами сегодня будем рисовать на песке. Мы уже выяснили, что на сухом песке рисунки не получаются. Это в природе, на улице. А вот если человек создаст специальные условия – тогда и на сухом песке рисунки получатся очень хорошо. Что же это за специальные условия? Подойдите все сюда. Я вам покажу и расскажу. Нужно, чтобы песок лежал очень тонким слоем и на очень ровной гладкой поверхности, тогда палец достанет до самого дна и останется чёткий рисунок. Давайте проверим. Но сначала скажите, какое сейчас время года. Вот осень мы сейчас и будем рисовать все вместе. У Коли очень хорошо получается рисовать солнышко, поэтому он будет рисовать его вот в этом месте. А Соня хорошо рисует облака – она нарисует их здесь. Вика нарисует вот здесь траву. А Миша в центре нарисует дерево. Согласны? И получится у нас прекрасная картина. Рисуем (педагог, осуществляя индивидуальный подход, помогает детям! Дети, а сейчас встаньте все вот с этой стороны и посмотрите, что у нас получилось. Красиво?
- Думаю можно ещё к дереву добавить по листочку – вот так. Нарисуйте каждый по одному-два листочка, как я вам показала. Осенью на деревьях мало листьев. Хорошо нарисовали. Молодцы! А вам нравится ваш рисунок? Мне тоже.
- Ребята, что же мы сегодня делали?
- Давайте выведем правила действий с песком.
1. Песком можно кидаться?
2. Песок можно брать в рот?
3. Песок нужно закрывать, когда уходим с прогулки?
Рефлексия:
- Дети, кому понравились игры с песком, их можно продолжить, создавая формы из цветного песка. Вот здесь.
Дети включаются в самостоятельную деятельность.