Олеся Лукьянова
Интегрированное занятие в старшей группе «Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для формирования представления у детей о ягодах.
Задачи:
Образовательная: формировать знания детей о лесных и садовых, съедобных и ядовитых ягодах.
Развивающая: развивать речь и расширять активный словарь старших дошкольников; развивать мелкую моторику.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природе и желания помогать птицам.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Ягоды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Словарная работа: волчье лыко (волчья ягода, ландыш майский, вороний глаз, красавка, лесная, садовая ягода, малиновый, черничный, земляничный, смородиновый, клюквенный, земляничка, клюковка, вишенка, брусничка, клубничка.
Оборудование: мольберт, ноутбук, мяч, плоскостные изображения птиц (синица и воробей, домик из фанеры, кормушка, указка.
Демонстрационный материал: серия картинок «Садовые и лесные ягоды», слайдовая презентация в формате Power Point «Ядовитые ягоды».
Раздаточный материал: цветные карандаши, картинки-раскраски с изображением ягод на веточках (малина, рябина, крыжовник, голубика, клубника, смородина) на подгруппу детей; ножницы, полоски цветной бумаги синего, красного и зеленого цвета, шаблоны ягод, простые карандаши, тарелочки (на подгруппу детей); пластилин, клеенки для лепки, тарелочки (на подгруппу детей, корзинки 4 штуки, карточки с изображением садовых и лесных ягод на 2 команды равное количество.
Предварительная работа с детьми: разучивание пальчиковой гимнастики «За ягодой», разучивание физминутки «В лесу», рассматривание муляжей ягод, беседа.
Индивидуальная работа: закрепление обобщающих понятий (Рита, Руслан, закрепление навыка образования прилагательных от существительных (Андрей, Ярослав).
Структура занятия :
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души! (приглашаю детей присесть на стульчики).
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать, узнавать много нового и интересного :
Была зеленой маленькой,
Потом я стала красненькой.
На солнце покраснела я
И вот теперь я спелая.
Дети: Ягода!
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы будем говорить о ягодах.
2. Основная часть.
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, а какие ягоды вы знаете?
Дети: Клубника, смородина, черника, земляника, голубика, земляника и т. д.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! А вы знаете, где растут ягоды?
Дети: В лесу, в саду.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как одним словом называются ягоды, которые растут в лесу?
Дети: Лесные.
Воспитатель: А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте отгадать названия лесных ягод :
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника)
Что за ягода такая - голубая – голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, как она называется? (Голубика)
В лесу глубокой осенью
Везде, где мох растет,
Краснеет эта ягода
По кочкам средь болот. (Клюква)
В лесу росту я маленькой,
Душистою и аленькой.
Но меньше, чем клубника.
Так кто я (Земляника)
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! -
Что за ягодка?. (Брусника)
Если дети затрудняются с ответом, я помогаю им, говорю названия ягод, прошу детей выборочно показать мне ту или иную ягоду на вывешенных картинках.
Воспитатель: Ребята, а как называются ягоды, которые растут в саду?
Дети: Садовые.
Воспитатель: А какие садовые ягоды вы знаете?
Дети: Малина, клубника, крыжовник, смородина и т. д.
Воспитатель: Ребята, а вы можете придумать загадку о любой садовой ягоде? ( дети загадывают загадки: по форме, цвету, вкусу и т. д.)
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, чем лесные ягоды отличаются от садовых, как вы думаете?
Если дети затрудняются с ответом, рассказываю им об отличиях: лесные ягоды мельче садовых; кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами.
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?
Дети: Да.
Игра «Собери в корзинку»
Дети делятся на 2 команды. На двух столах-«полянках» рассыпались и перемешались лесные и садовые ягоды. По команде воспитателя участники каждой команды подходят к своему столу и начинают сортировать ягоды. В одну корзинку они собирают лесные ягоды, в другую – садовые. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.
Воспитатель хвалит детей и просит присесть на свои места.
Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят ягоды для человека?
Дети: Их можно есть, они полезные, там много витаминов.
Воспитатель: Правильно. Ягоды - очень полезный продукт богатый витаминами и полезными веществами. А некоторые из них мы используем в качестве лекарства. Например ягоды клубники, земляники, малины богаты витамином С, очень важного для профилактики простудных заболеваний. Они укрепляют иммунитет и борются с вредными микробами. Ягоды черники очень благотворно влияют на наше зрение. Брусника и клюква – отличные помощники для снятия жара. Ребята, а как вы думаете, все ли ягоды полезны? Есть ли вредные, неполезные ягоды? (ответы детей). Может кто-то знает их названия?
Помимо полезных ягод в природе растут и ядовитые ягоды. Собирая ягоды, не спутайте съедобные с ядовитыми! Ядовитых ягод немного. Их стоит запомнить, чтобы не навредить ни себе, ни товарищам.
Волчье лыко — небольшой кустарник, цветет весной сиреневыми симпатичными мелкими ароматными цветочками на ветках без листьев. Осенью на растении поспевают красно-оранжевые продолговатые ягоды, очень соблазнительные. Но их не только есть, трогать не рекомендуется — растение ядовито!
Красавка (белладонна) – всё растение ядовито, особенно ядовита черная с фиолетовым оттенком ягода, которая осенью вызревает на грязновато-пурпурном (или зеленом) стебле. Цветет колокольчатыми буро-фиолетовыми цветками.
Ландыш майский — наш царственный лесной цветок. Кто из нас не любовался нежно пахнущими белыми цветочками-колокольчиками? Всё растение ядовито, особенно появляющиеся по осени ярко-красные ягоды — плоды ландыша. Но листья и семена широко используют при изготовлении лекарств, улучшающих работу сердца.
Вороний глаз имеет черный плод-ягоду, напоминающую крупную ягоду черники, только растет эта плод-ягода в одиночестве — посреди широких (а не мелких, как у черники) листьев.
Некоторые звери, например, волки и лисы, в небольшом количестве едят ядовитые ягоды в лечебных целях – они помогают избавиться животным от вредных микроорганизмов и паразитов. Но людям эти ягоды употреблять в пищу ни в коем случае нельзя! Это может привести к серьезному отравлению.
Физминутка:
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки (Ходьба на месте)
Вот хорошая тропинка! (останавливаемся, разводим руки в стороны)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны к правой, левой ноге)
А вокруг полно малины –
Пройти мимо не смогли мы, (разводим руки в стороны)
Собираем по кустам… (Повороты влево - вправо)
Здесь отличные места!
Снова мы идем по лесу, (Ходьба на месте)
А вокруг – так интересно!
Отдохнуть пора, дружок, (Потягиваемся)
Мы присядем на пенек! (садимся на стульчики).
Дидактическая игра с мячом «Назови правильно».
Воспитатель бросает мяч и говорит словосочетание, от которого нужно образовать имя прилагательное:
Компот из малины… (малиновый)
Джем из черники… (черничный)
Варенье из земляники… (земляничное)
Кисель из смородины… (смородиновый)
Сок из вишни… (вишневый)
Морс из клюквы… (клюквенный)
Мороженое с клубникой (клубничное)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного:
Ягода … (ягодка)
Земляника… (земляничка)
Вишня (вишенка)
Рябина (рябинка)
Брусника (брусничка)
Клубника (клубничка)
Воспитатель хвалит детей за ответы.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Картинки с изображением:
Мандарины, арбуз, клубника, смородина
Крыжовник, малина, клубника, помидор
Земляника, голубика, слива, рябина
Вороний глаз, крыжовник, брусника, малина
Воспитатель: Ребята, слышите стук, кажется, за окошком (подхожу и раздвигаю шторки, за окошком домика из фанеры на кормушке сидят синица и воробей). Ой, ребята, да у нас гости! Кто это?
Дети: Птички. Синичка и воробей.
Воспитатель: Ребята, а кормушка то наша пуста, а птички наверняка хотят кушать!
Кстати, они любят клевать ягоды. А ягод сейчас в лесах и садах почти не осталось и птицам нечем питаться. Поможем птичкам, накормим их ягодками, сделанными своими руками?
Дети: Да.
Воспитатель: Помочь птичкам вы можете в трех центрах. Вам необходимо подумать и определиться с выбором, где бы вы хотели работать. В 1м центре нужно раскрасить ягоды соответствующим цветом, узнав изображение ягод на веточке (веточки малины, рябины, крыжовника, голубики, смородины, клубники) и разложить на разносе. Во 2м центре – вырезать ягоды из полосок цветной бумаги и выложить на тарелочку. А в 3м центре слепить ягоды из пластилина. Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «За ягодой»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики здороваются друг с другом, начиная с мизинца)
В лес идем мы погулять. (два пальчика правой руки «шагают» по ладони другой руки)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем (поочередно загибаем пальца на правой руке, начиная с мизинца)
И братишке отнесем. (сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук 4 раза)
Дети выбирают центр и приступают к работе.
Готовые ягоды на тарелочках и в корзиночке ставят птичкам возле кормушки.
Воспитатель хвалит детей.
3. Заключительная часть.
Дети с воспитателем встают в рефлексивный круг.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, важно ли то, что вы сегодня узнали? (ответы детей). Что именно? (ответы детей).
Воспитатель: В каких центрах вы работали? Что там делали? (ответы детей). Возникли ли трудности при выполнении задания? Какие? (ответы детей). Что больше всего понравилось? (ответы детей).
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Сделали доброе дело – покормили птиц ягодами. А сейчас я предлагаю выйти на улицу и покормить птиц на нашем участке. Вы согласны?
Дети: Да! (воспитатель и дети уходят).