маргарита дудкина
Интегрированное занятие в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»
Конспект занятия в старшей группе
«Что мы знаем о птицах?»
Цель: формирование целостной картины по теме «Птицы»
Задачи: обогащать представления о многообразии птиц в природе; конкретизировать представления о внешнем строении птиц, их образе жизни;
воспитывать доброе отношение к объектам природы.
Оборудование:
Аудиозапись птичьих голосов, перья, листы цветной бумаги, лист бумаги, свеча, стакан воды, нарисованное дерево, птицы
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Ход занятия:
Организационная часть.
- Ребята, давайте начнем наше занятие с таких слов:
Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай.
Отгадайте мою загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
и два крыла,
Прилети – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …птица
Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в царство птиц. По дороге мы с вами будем вспоминать все, что мы знаем о пернатых друзьях. А, может быть, нам удастся узнать что-то новое. В конце путешествия вас ждет сюрприз.
-Скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть птиц? (на улице, в лесу, в парке, на участке д/с…
-Чем похожи птицы? Что есть у всех птиц? (крылья, клюв, перья, яйца, голова)
- Чем птицы отличаются друг от друга? (размером, окраской, формой клюва, хвоста, чем питаются)
Первое задание для вас – викторина. Ответьте на мои вопросы.
«Продолжи предложение»
-Птицы приносят пользу, потому что (клюют вредных насекомых)
- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
- Ребята наше путешествие продолжается и вот ее одно задание:
Д. игра «Чей клюв?» определите по клюву какая птица спряталась на картинке (клювы изображены на доске)
(ребёнок угадывает птицу по клюву, называет, разворачивает картинку с изображением птицы)
- Как вы думаете, почему форма клюва у разных птиц отличается? (зависит от способа пропитания)
- Найдите среди птиц хищников. Какой у них клюв? Почему они называются хищными? (ответы детей)
- Чем похож клюв попугая и клеста?
Физкультминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ребята, сможете ли вы узнать птицу по ее голосу? Давайте присядем и послушаем фонограмму (фонограмма «Голоса птиц». Дети слушают дятла, ворону, кукушку, соловья. Называют птиц).
Вы услышали голос вороны, кукушки и соловья, а также звук дятла, который клювом долбит дерево. А вы знаете, зачем он это делает? (ответы детей) Давайте разделим на слоги слово соловей? А теперь слово дятел? В каком слове больше слогов?
- Ребята, а мы можем сегодня в лесу услышать соловья? Почему? (Нет. Он улетел в теплые края.)
- Почему птицы улетают в тёплые края? (Зимой они не могут найти себе пищу.)
-Как называют этих птиц? (перелётные)
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
На наше древо прилетели различные птицы. Давайте назовём их (дети называют каждую птицу)
Воспитатель: на нашем дереве совсем нет листьев, почему?
Дети: Зима
Посмотрите внимательно на дерево. Как вы думаете, каких птиц мы не увидим зимой? Почему? Давайте их отпустим в тёплые края, уберём с нашего зимнего дерева. (дети убирают перелётных птиц)
Какие птицы остались на нашем дереве? (Зимующие)
- Как вы думаете, как живётся зимой птицам в лесу?
-Как можно помочь птицам в холодное, голодное время? (рассказы детей)
Я получила посылку с угощением для птиц. Давайте разберёмся, можно ли накормить птиц этими продуктами? (дети рассказывают, чем можно накормить птиц и выбирают продукты)
Игра «Что можно положить в кормушку»
Гимнастика для глаз:
- К нам прилетели наши маленькие пернатые друзья. Возьмите их на ладошку и поиграем с ними. Поднимите птичку вверх, опустите вниз, влево, вправо, а теперь птичка полетела по кругу, прилетела поближе и улетела далеко.
Как вы думаете, что помогает птице летать? (ответы детей)
(У нее есть широкие крылья, хвост, легкие и жесткие перья, с помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем, хвост и крылья похожи не веер: в полете птица их расправляет широко, а приземляясь, складывает)
Птица улетели и оставили нам подарки. Что это? (в коробке перья)
Я приглашаю вас в нашу лабораторию. (дети садятся за столы)
В. : Потрогайте перо, какое оно?
- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(Воспитатель показывает схему пера. Это перо называется маховое, почему?
В. : Возьмите маленькое перышко. Какое оно? - Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
В. : Ребята, а вы знаете, почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»
В народе даже есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем опыт. (опыт проводится за столами) Кусок бумаги натрем свечой и капнем на неё воду. (дети выполняют). Что вы видите? (Там, где была свеча, вода стекла и не намочила бумагу, а в другом месте появилось мокрое пятно).
- Какой вывод можно сделать? (предположения детей) (некоторые птицы умеют сохранять свои перья сухими, так как смазывают перья специальным жиром, и перья не намокают). Вот такие удивительные водоплавающие птицы.
А теперь давайте выполним этюд «Мы природу уважаем» и немного отдохнём
Ребята, наше путешествие по царству птиц заканчивается, и я предлагаю вам посмотреть сценку, которую приготовили ваши друзья. Она называется «Птицы»
Заключительная часть.
Ребята, я приглашаю вас в круг. Вот и закончилось наше путешествие. Что интересного вы узнали о птицах? А зачем в природе нужны птицы? Как мы с вами можем помочь птицам в холодное время?
Давайте вспомним стихотворение «Послание птицам» и пойдём кормить птиц.