Лилия Буренина
Интегрированное занятие «С чего начинается Родина» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Чувство патриотизма начинает формироваться еще в раннем возрасте: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, желание трудиться на её благо. Родина для человека – это, прежде всего место, где он родился. Для наших детей это поселок Горный Саратовской области, с его историческим, культурным, национальным, географическим, природным своеобразием.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ознакомление с родным поселком, городом входит в один из разделов программы «Истоки», по которой работает наш детский сад – это «Ознакомление с окружающим». Но нельзя и недооценивавать роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогает обстановка комплексных занятий, развлечений, праздников. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе осуществляется и на музыкальных занятиях.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. С этой целью педагогами детского сада был разработан ряд занятий, который помогает решать проблему формирования патриотических чувств у детей.
Цель: Формировать у детей представление о России, как о родной стране; Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн); закрепить с детьми название родного поселка, познакомить с его достопримечательностями; воспитывать патриотические чувства. Активизировать действия детей в музыкально-речевой деятельности, расширять словарный запас, теоретические знания музыки, закреплять умение детей отвечать на вопросы.
Предварительная работа: рассматривание символики России, чтение художественной литературы, экскурсии по родному поселку, разучивание песен, танцев, стихотворений о Родине.
Материал: символы России (герб, флаг);
- мини – музей полезных ископаемых Белгородской области (мел, известняк, глина и т. д.);
- стенд с фотографиями, на которых изображены достопримечательности поселка Ивня;
- овощи, фрукты, (горох, пшеница, подсолнечник) и т. д.
Ход занятия
(Под музыку дети заходят в зал, садятся)
Воспитатель: Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это русское раздолье
Это русская земля.
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря,
Это русские картины,
Это Родина моя!
Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя!»
музыка Ю. Чичкова, слова И. Черницкой
(Входит почтальон, приносит письмо)
Почтальон: Приношу я в каждый дом
Письма, журналы, газеты.
Раздаю открытки я – веселые конверты.
Воспитатель: Нам прислали письмо,
Вот, посмотрите, какое оно.
Конверт очень большой, и наверно не пустой.
Адрес: Россия, Саратовская область, п. Горный, детский сад
«Родничок»
Ребята, давайте по-внимательнее рассмотрим адрес на конверте. Написано Россия. Дети, а как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Музыкальный руководитель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Вы знаете, почему у нашей страны такое красивое название?
Ребенок: За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали - Россия.
Воспитатель: Много чудных стран есть на нашей земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – Это место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель:
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них.
Дети: Нет земли краше, чем Родина наша. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Одна у человека мать, одна и Родина.
(Воспитатель показывает на карту России)
Воспитатель: Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем.
Ребенок: Наша страна Россией зовется,
Мирное небо сияет над ней.
Сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
Музыкальный руководитель: И пусть поет русский народ главную песню страны - гимн нашей Родины.
(Звучит гимн Российской Федерации)
Ребенок: Над полями, над лугами
Гимн несется в синеву.
Нет земли родней,желанней,
В России я, друзья живу.
Воспитатель: У каждой страны, и у России тоже, есть свой флаг. Три цвета на флаге России: белый, синий, красный.
1 ребенок: С красным цветом Россией добыты честь и победа!
2 ребенок: Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная.
3 ребенок: Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в мире и дружбе всегда!
Исполняется танец с белыми, синими и красными
лентами («Вальс» музыка Филиппенко)
Воспитатель: У каждой страны есть еще один государственный символ – герб.
Ребенок: На нашем гербе изображен двуглавый орел с золотой короной. Орел – сильная, гордая птица, которая летает высоко – высоко в небе, видит все вокруг и не пропустит ни одного врага.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на конверт. Написано: Белгородская область. Скажите, а в какой области мы живем?
Дети: В Саратовской области.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята.
Мы из центра России
Саратовской равнины,
Где гуляли дружины
В кольчугах былинных.
Где крестьянского поту земля напиталась,
Нам густым черноземом в наследство досталась.
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в наш музей, где собраны богатства Саратовского края. Богат наш Саратовский край полезными ископаемыми. В нашей области добывают мел, железную руду, известняк, глину, а так же собирают богатые урожаи овощей и фруктов. А какой урожай собрали в этом году, сейчас увидим.
Дети инсценируют песню «Урожай собирай»
музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Воспитатель: Россия – огромная страна, в которой много городов, поселков. Скажите, как называется наш поселок, в котором мы живем?
Дети: Ивня.
Воспитатель: Ивня – это наша малая Родина, место, где мы с вами, родились, живем, где находится наш детский сад. А что вы можете рассказать о своем поселке?
I. В нашем крае есть бесспорно и получше городки,
Но милее сердцу Горный у большой Сакмы – реки.
Там за далью запылённой вот уже который год
Великаны – терриконы подпирают небосвод.
II. На полях резвятся ветры, и машин не смолкнет звон
На десятки километров наш раскинулся район
Разбежались под уклоны сто дорог во все концы
От суровых терриконов, где трудилися отцы.
III. Не найти полей просторней, чем за Волгою рекой,
Не сыскать девчат задорней и с улыбкою простой.
Песни льются по району над дорогою степной
От суровых терриконов, где мы встретились с тобой.
Началось всё с того, что разведчики недр земли – геологи нашли на территории нашей области горючий камень – сланец. Он является топливом и мог заменить в то далёкое время нефть и каменный уголь. Если бы весь этот сланец добыть и ссыпать в одно место, то получилась бы гора в 10 км высотою. Около города Пугачёва у истока речки Сакмы в деревне Савельевка начинаются сланцевые залежи. Для того чтобы отыскать сланцевые пласты, в 1930году стали устанавливать первые бурильные вышки.
-Что такое сланец и откуда взялся он у нас? (рассматривание полезного ископаемого сланца)
Если взять его в руки и рассмотреть, то можно увидеть его серовато – бурый цвет. Можно заметить, что он раскалывается на пластинки, как слюда. В изломе кусок сланца имеет ступенчатое строение. В сланце часто видны отпечатки мелких речных ракушек и больших раковин. Учёные доказали, что в доисторическое время когда ещё и людей не было на земле, там где мы живём было море. Отпечатки диковинных ракушек, рыб в сланцевых пластах – это следы животных населявших когда – то воды и берега доисторического моря.
Горючий сланец. Сланцем его назвали потому, что он слоистый и раскалывается на тонкие плитки, а «горючий»- что может гореть. А значит, мог заменить уголь и нефть во многих отраслях хозяйства. Старожилы из села Савельевка называли сланец «едучим камнем». Почему? Деревенские ребята – пастухи, пригоняя стада на водопой к реке Сакме, набивали полные карманы серыми кусками сланца. Он во множестве валялся на берегах степной речушки. Поминутно отплёвываясь, ребята жевали кусочки сланца, находя приятным его несколько сладковатый, маслянистый состав. Так и назвали его «едучий сланец». Осенью в 1931году в заволжской степи в 40км от Пугачёва, был заложен первый сланцевый рудник. В 1932году на руднике широко развернулась стройка. Рос рабочий посёлок Горный. Бараки – временные жилища горняков уступали место удобным домам. Рудник (так сначала назывался посёлок) был расположен далеко от железной дороги. А как транспортировать сланец? Ведь уже в 1932году добыли 44 тысячи тонн сланца, а в 1933году – 55 тысяч тонн. Для этого проложили 22километровую железнодорожную ветку. В то время на шахте №2 работала знаменитая шахтёрская бригада забойщика Василия Ивановича Кочнева. Он прекрасно освоил технику горного дела. Его бригада вдвое перевыполняла дневную норму добычи, вырабатывая по 20 вагонеток сланца. Из сланца делали сланцевый бетон, который шёл на строительство нового посёлка. Почти все бывшие постройки – жилые дома, столовая, больница, кинотеатр сделаны были из сланца. Посёлок называли сланцевый город. Сланец использовали не только как строительный материал, из него изготавливали взрывчатые вещества, которые нужны для обороны страны. Из него получают каучук для резины автомобилей и резиновой обуви людей (калоши). На химических заводах из сланца добывают лак, смолу, машинные масла и особый жидкий состав, предохраняющий дерево от гниения (пропитка шпал, деревянных столбов).
Воспитатель:Горновская земля – наша малая родина. Цветущие сады, бескрайние поля и степи,глядящие в зеркальные пруды, создают красоту Горновского края.
В исполнении музыкального руководителя и
воспитателей звучит Вальс поселка.
Воспитатель: Наш поселок носит короткое название. Но в нем много красивых и интересных мест. Игра с мячом.
Воспитатель:У него есть свой герб. А теперь мы попробуем собрать герб из частей.
Игра «Собери герб»
Воспитатель: Горный-родной и любимый посёлок. Горновцы его очень любят и делают всё для его благоустройства.
(дети рассматривают достопримечательности посёлка).
Воспитатель:Горновский край –прекрасный уголок для жизни, а какой будет жизнь в нем, зависит от нас с вами.
Дети исполняют песню «Моя Родина»
музыка Ю. Чичкова.