Юлия Соловей
Проект «С чего начинается Родина» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/с №27 «Сказка»
ПРОЕКТ
по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей средней группы
«С чего начинается Родина?»
7
Воспитатель: Соловей Ю. А.
Квалификационная категория –СЗД.
Стаж работы – 2 года.
Г. о. г. Выкса 2015-2016гг.
Содержание
Пояснительная записка…стр. 3
Актуальность проекта…стр. 3
Цель, задачи…стр. 5
Предполагаемый результат…стр. 5
Предполагаемый продукт…стр. 6
Литература…стр. 6
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Результат проекта…стр. 7
План реализации проекта…стр. 9
Пояснительная записка
База внедрения проекта : воспитанники средней группы, родители воспитанников, педагоги, социум.
Сроки реализации проекта : долгосрочный в течении учебного года.
Образовательная область:
- «Социально - коммуникативное»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Физическое развитие».
Проблема:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
…С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет… (Михаил Матусовский)
С чего же начинается наша Родина? Со страны, флага, герба, названия города, улицы, дома или семьи? Что мы знаем о нашей Родине и нашей малой Родине?
Актуальность проекта :
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому человеку.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет :
“Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал”
И действительно, велика наша страна, но человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Тип проекта :
Смешанный: исследовательский, творческо-информационный, практико-ориентированный (дети участвуют в сборе информации, оформлении газеты, выставках рисунков, создании альбомов совместно со взрослыми).
Участники проекта : воспитатель Соловей Ю. А., дети, родители
Объект исследования – геральдика страны, области, города, история государства.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
- Страна Россия, геральдика, история страны;
- Нижегородская область, герб;
- Город Выкса, герб, символы;
- Права детей.
Цель проекта :
1. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний об истории родной страны, геральдике страны, области, города Выкса. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
2. Сформировать у детей представления о стране, области и родном городе, их геральдике, в котором они живут, воспитывать гордость за подвиг своего народа во время ВОВ.
3. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
4. Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Задачи:
- Ознакомиться с литературой по данной теме, подбор информации.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Провести занятия и мероприятия по теме.
- организовать выставку детских рисунков.
- Ознакомить детей с историей страны, через чтение литературы.
- Разработать консультацию и буклет для родителей с рекомендациями по «Растим патриотов», «Воспитываем толерантность у детей вместе».
- Подготовить совместными усилиями детей и родителей уголок патриотического воспитания в группе, подготовка цветных альбомов «Москва-столица нашей Родины», «Город Выкса», сбор литературы для библиотеки группы «Наша Родина», сбор дидактического и наглядного материала.
- Разработать дидактические игры «Сложи герб, собери флаг» и других настольно-печатных игр по патриотическому воспитанию детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Главные символы Российского государства», «Столица России - Москва», «Россия – многонациональная страна», «История государства Российского», Геральдика области, города», «Мои права».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Предполагаемый продукт проекта :
1. Выставка творческих работ детей «Спасская Башня Кремля»
2. Консультации и буклетов для родителей по тематике.
3. Библиотека по патриотическому воспитанию детей.
4. Консультация для педагогов «Формирование патриотических чувств у детей средней группы».
5. Дидактические игры «Собери флаг», «Собери греб города, области, страны», «Прогулка по улицам города», «Собери кубик», «Экскурсия по городу Выкса»,
6. Настольно-печатные игры «Государственные праздники», «Государственные символы России», «Народы России и ближнего зарубежья», «Мемо достопримечательности России», «Народные костюмы», «Государственные символы России», «Наша Родина».
7. Создание патриотического уголка в группе.
8. Детско-родительское собрание в форме КВН «Моя малая Родина».
9. Составление картотеки дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию.
Литература
Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина «Как научить ребенка любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей по предмету «Национальная культура» - М. : АРКТИ, 2003г.
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
А. П. Козаков, Т. А. Шорыгина «Детям о великой Победе». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва. Издательство Гном, 2014г.
Г. А. Ковалева. «Воспитываем маленького гражданина». Издательство АРКТИ. Москва, 2003г.
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина». Творческий центр Сфера. Москва
Результат проекта
В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе проектной деятельности по теме «С чего начинается Родина?», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения мониторинга, у детей повысился уровень теоретических знаний по данной теме.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы. Были созданы условия для освоения знаний детьми: разработана картотека дидактических игр, собрана библиотека, уголок патриотического воспитания, разработаны дидактические игры, приобретены настольно-печатные игры.
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода проектной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует патриотические чувства детей, воспитывает любовь к родине, уважительное отношение к истории страны, родного города. Расширяет кругозор детей.
Таким образом можно сделать вывод, что проектная деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников была проведена успешно. Знания детей по критериям и показателями уровней развития патриотических чувств старших дошкольников повысились.
План реализации проекта
Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности
педагог дети родители
I этап
Подготовительный Информационный • Мониторинг по патриотическому воспитанию детей;
• Информирование родителей о реализации данного проекта;
• Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• Оформление патриотического уголка в группе;
• Постановка проблемы. Сюрпризный момент. • Мониторинг по патриотическому воспитанию детей;
• Обсуждение целей по данной теме;
• Активное слушание;
• Рассматривание иллюстраций; • Привлечение родителей к созданию патриотического уголка в группе, подбору литературы по родной стране.
Беседа с детьми:
«Россия – Родина моя», «История государства Российского», «Москва- столица нашей Родины», «Россия – многонациональная страна» «Герб и флаг России», «Герб Нижегородской области и города Выкса», «Символы города Выкса», «Негосударственные символы России», «Мои права» и т. д. Воспитывать уважение и гордость к историческому прошлому родной страны и края и т. д.
II этап
Практический Соц. -коммун,
Речевое развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Познавательное развитие,
Физическое развитие
• Совместное планирование деятельности (с чего начать).
• Подготовка консультаций для родителей.
• Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
• Разработка конспектов познавательных мероприятий.
• Составление библиотеки о родной стране.
• Создание патриотического уголка в группе.
• Детские рисунки «Спасская башня Кремля» и др.
• Выставка рисунков
• Изготовление дидактических игр «Собери флаг», «Собери герб города, области, страны».
• Создание библиотеки по нравственно- патриотическому воспитанию
• Провести серию познавательных мероприятий
• Рисование «Спасская башня Кремля»
• Слушание рассказов и заучивание стихов
А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы, А. Прокофьев «Родина»,З. Александрова «Родина», М. Ю. Лермонтов «Родина», С. Баруздин «За Родину», С. Михалков «Моя улица».
С. Баруздин «Страна, где мы живём», Ф. Глинки: «Москва»
пословиц и поговорок о Родине и т. д. Совместная деятельность дома.
Разработка макета уголка патриотического воспитания.
Совместно с ребёнком нарисовать рисунок, участие в выставках рисунков.
Сбор литературы и материала по родной стране.
Участие в родительских собраниях.
• Практическая помощь детям, создание условий и мотивации
• Направление и контроль за осуществлением проекта
III этап
Завершающий Контрольно - оценочный Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
• Участие в беседе «Что получилось, что нет»
Письменный опрос: анкетирование
Исполнительский Проведение НОД «Моя малая Родина».
Изготовление картотеки дидактических игр, подготовки выставки, создание библиотеки о родной стране, разработка и создание дидактических игр, подготовка консультаций для родителей.
Под косвенным руководством педагога участие в выставках, создании библиотеки, выпуске стенгазеты, изготовлении пособий для игр.
Организована выставка рисунков «Спасская башня Кремля», изготовление макета уголка нравственно-патриотического воспитания детей, помощь в создании дидактических игр, участие в детско-родительского собрания в форме КВН «Моя малая Родина».