Алла Денисова
Проект «С чего начинается Родина» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:
«С чего начинается Родина»
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Описание проекта.
Проблема:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Публикация «Проект „С чего начинается Родина“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- Формирование межличностных отношений.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в нашем дошкольном учреждении, но в настоящее время необходимо усилить работу в данном направлении, наполненить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы будет реализация проекта: «С чего начинается Родина».
Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Актуальность проекта:
Малая Родина. У каждого человека она своя. Край, где родился и вырос - именно это необходимо каждому человеку. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном районе, городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта;
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Формы работы с детьми:
-Непосредственно образовательная деятельность;
-Тематические беседы;
-Презентации;
-Календарные праздники;
-Развлечения, досуги;
-Экскурсии;
-Пополнение развивающей среды;
- Выставки детских работ, семейных коллекций.
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
-Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
-Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;
-Самовыражение творческих способностей детей;
-Обогащение знаний детей о музейной культуре;
-Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
-Повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
-Активизация интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
-Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;
-Развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей;
- Формирование желания сотрудничества с детским садом;
-Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
-Сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
-Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- Творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- Создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-Создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Целевые участники проекта:
-Дети старшей группы (5 -6 лет);
-Педагоги ОУ;
-Родители воспитанников.
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей;
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города, района.
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей;
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Литература:
1. Жирякова И. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 г. № 4.
2. Комратова Н. Г., .Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 г. №1.
3. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007 г. No 1.
4. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 г. №1.
5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005 г.
6. Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова, 2008 г. Издательство: АЙРИС-пресс.
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез, 2014 г.
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005 г.
10. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М. : Мозаика-Синтез, 2013г.
11. Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детейстарших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4.
12. Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
13. Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание, 2014 г., №10, С. 10.
14. Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 г. №1. С. 4.
Содержание проекта:
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Перспективный план работы по реализации проекта.
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи».
Тема: «Моя родословная».
Задачи:
-Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
-Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей;
-Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.
Формы проведения:
-Беседа «Что я знаю о своей семье»;
-Выставка детских рисунков «Моя семья»;
-Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
-Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
-Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная».
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи».
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции).
Тема: «Профессии моих родителей».
Задачи:
-Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
-Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
-Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
-Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности.
Формы проведения:
-Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи;
-Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»;
-Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»;
-Изготовление поделок на день Матери;
-Участие в субботнике по уборке территории детского сада;
-Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания);
-Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности Московского района».
Тема: «Природа Московского района».
Задачи:
-Вызвать интерес к истории возникновения района;
-Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
-Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района;
-Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее;
-Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
-Расширять знания детей о природе родного района.
Формы проведения:
-Презентации: «История и достопримечательности Московского района»;
-Фотовыставка «Осень в нашем районе»;
-Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий;
-Конструирование: «Улицы Московского района»;
-Выставка рисунков: «Осенняя природа»;
-Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»;
-«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
-Конкурс рассказов «Биография моей улицы»;
-Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?».
Декабрь
Тема: «Промышленность Московского района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в Московском районе».
Задачи:
-Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
-Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта «Юность», бассейн «Нижегородец», бассейн «Полет»;
-Познакомить с музейно-выставочным центром «Микула»;
-Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
-Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа);
-Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ);
-Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях);
-«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
-Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»;
-Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья;
- Экскурсия в центральную библиотеку района имени А. С. Пушкина;
-Посещение зоопарка «Лимпопо»;
-Презентация: «Спорт в родном районе»;
-Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух»;
-Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».
Январь
Тема: «Мой родной город Нижний Новгород».
Тема: «Архитектура моего города».
Задачи:
-Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
-Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
-Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
-Закрепить знания детей об архитектуре родного города;
-Познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города;
-Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее;
-Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте.
Формы проведения:
-Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»;
-«Откуда пошла Земля Нижегородская?»;
-Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода;
-Беседа «Что такое парки»;
-Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»;
-«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады);
-Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород».
Февраль
Тема: «Памятные места родного города».
Тема: «Люди, прославившие наш город».
Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода».
Задачи:
-Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;
-Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
-Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
-Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
-Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
-Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
-Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;
-«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение;
-«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста);
-Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»;
-Календарные праздники: «День Защитника Отечества»;
-Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
-Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину».
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем).
Тема: «История нашего края».
Задачи:
-Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
-Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
-Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
-Познакомить с народными прикладными промыслами области;
-Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;
-Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
-Расширять знания детей об истории родного края.
Формы проведения:
-Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае;
-Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);
-Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка);
-Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи);
-Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»;
-Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде;
-Изготовление альбома о Нижегородском крае;
-Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края»;
-Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край».
Апрель
Тема: «Люди земли Нижегородской».
Тема: «Природные богатства земли Нижегородской».
Задачи:
-Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
-Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И. П. Кулибин, Н. И. Лобачевский, Е. А. Евстигнеев, В. С. Коноваленко и другие;
-Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края;
-Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
-Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
-Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
-Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
-Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.
Формы проведения:
-Презентация: «Известные люди края Нижегородского»;
-Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области»;
-Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»;
-Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
-Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
-Дидактическая игра «Кто где живет?»;
-Лепка животных и птиц области;
-«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);
-Изготовление гербария лекарственных растений области;
-Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;
-Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;
-КВН «Знатоки родного края».
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».
Тема: «Экология и мы».
Задачи:
-Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
-Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
-Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках;
-Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
-Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
-Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
-Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.
Формы проведения:
-Рассказ о детях-героях войны;
-Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
-Календарные праздники: «9 мая -День Победы»;
-Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»;
-Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»;
-Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»;
-«Виртуальное путешествие по лесам области»;
-Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».
Список художественной литературы для чтения детям:
-Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять»;
-А. Береснев «Как дела, лесной народ?».
Приложения.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание»
1. Что Вы понимаете под термином «нравственно-патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли нравственно-патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Нижнего Новгорода? Если нет, то почему?
Приложение 2.
Рекомендации для родителей
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
-Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка, города;
-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта;
-Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда;
-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора;
-Расширяйте собственный кругозор;
-Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей;
-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа;
-Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 3
Памятка для родителей
«Развивающие игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
«Загадки о родном крае».
Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном крае, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте города Нижнего Новгорода, а дети отгадывают.
Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом.
«Все ли верно? Докажи».
Цель: закрепить знания о прошлом города Нижнего Новгорода, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.
Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.