Марина Дудина
Интегрированное занятие «Путешествие в страну дорожных наук» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну дорожных наук
Цель: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
• расширять и углублять знания о различных видах транспорта, его особенностях (наземный, воздушный, водный).
• расширять и уточнять знания о правилах движения для пешеходов (дорожные знаки для пешеходов, светофор).
• расширять и уточнять знания о правилах поведения пассажиров.
Публикация «Интегрированное занятие „Путешествие в страну дорожных наук“ в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
• продолжать учить детей работать с ножницами, бумагой, клеем.
• закрепить технические навыки вырезывания геометрических фигур (круг).
• коррекция и развитие речи (учить отвечать полными ответами); развитие мелкой моторики рук (ножницы, разрезные картинки).
• формировать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения.
• воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Интеграция : Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие,Физическое развитие.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: беседа, чтение стихов, дидактические игры, отгадывание загадок, создание проблемной ситуации,введение персонажа - Буратино, пальчиковая гимнастика,объяснение, индивидуальная работа, Предварительная работа:
o чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», Б. Житков «Светофор»
o заучивание стихотворений о дорожных знаках; беседы о поведении детей в общественных местах; наблюдение за движением машин и работой водителя; дидактическая игра «Дорожный знак знаешь - загадку отгадаешь»; развлечение «Праздник дорожных знаков»; раскрашивание тематических картинок.
Оборудование и материалы: костюм Буратино;
демонстрационный материал : карточки с изображением дорожных знаков;
раздаточный материал: разрезные картинки, силуэты светофора, квадратики из цветной бумаги 6x6 красного, желтого, зеленого цвета, ножницы, кисти, салфетки, подставки.
Музыкальное сопровождение:
муз. М. Старокадомского на слова С. Михалкова «Мы едем, едем, едем» ;
фонограмма песни из фильма «Приключения Буратино».
Ожидаемые результаты:
понимание детьми значения сигналов светофора для соблюдения правил безопасности на дороге;
понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения;
обучение умению применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках;
повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Дорожная безопасность».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Мы учим буквы и цифры. Мы понимаем, что в наше время нельзя быть не грамотным.
Но есть и другая грамота, которая тоже необходима людям.
- Это дорожная грамота
Люди ходят в гости, кино, магазины. Чтобы при этом не попасть в беду, надо знать правила движения, уметь «грамотно» ходить по улице, дороге.
Что может случиться с детьми, которые не соблюдают правила дорожного движения? (ответы детей) А чтобы лучше знать правила дорожного движения давайте отправимся в путешествие в «Страну дорожных наук!»
Раздается стук в дверь
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришёл один сказочный герой. Хотите узнать кто он? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Человечек деревянный
Появился в мастерской –
Папа Карло потрудился
Над игрушкою смешной. (Буратино)
Воспитатель: Молодцы, угадали!
Звучит фонограмма песни из фильма «Приключения Буратино», входит Буратино.
Буратино: Ребята, я очень торопился в школу. Папа Карло даже купил мне новую Азбуку, сшил новую курточку и колпачок.
- Но до школы я так и не дошё л: решив перебежать дорогу, чуть не попал под колёса проезжающего автомобиля. Ребята, что я сделал не так?
(Он переходил дорогу в неположенном месте, был не внимателен, торопился и не соблюдал правила поведения на дорогах и т. п.)
Воспитатель: Да, Буратино, тебе обязательно нужно научиться ориентироваться на дорогах, чтобы не попасть в опасную ситуацию:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву назвать букварём. Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Ребята, поможем Буратино? Буратино, мы отправляемся в путешествие в Страну дорожных знаков, поедешь с нами?
Буратино: С удовольствием!
Воспитатель: Как вы думаете, на чем туда можно добраться? (ответы детей)
На чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, когда соберете картинки, которые лежат на столах.
Подойдите к моему столу и возьмите один фрагмент картинки
(Дети собирают картинки)
- На каком транспорте мы отправимся в путешествие? (На автобусе)
- Где нужно ожидать автобус? (на остановке).
- Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы).
- Где можно переходить улицу? (По переходам).
- Какие переходы Вы знаете? (Наземный, подземный).
- Какой переход самый безопасный? (Подземный).
- Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? (Посмотреть – налево, дойти до середины дороги – посмотреть на право, затем пройти остальное расстояние).
- Почему опасно перебегать улицу? (Потому что кроме пешеходов на улицах еще и машины)
.- А вот и автобус. Занимайте места в автобусе. Дети встают в круг друг за другом
- Кем мы сейчас являемся? (пассажирами)
- Не забывайте, что в автобусе шуметь, баловаться и ходить во время езды нельзя.
- Можно ли разговаривать с водителем во время движения? Почему?
-Можно ли высовываться в окно или выставлять руку во время поездки на транспорте
Воспитатель: Поехали
Звучит муз. М. Старокадомского на сл. С. Михалкова
“Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья”.
(Дети встают “паровозиком” и идут по кругу.)
Воспитатель: А вот и первая остановка «Загадкино». Буратино, а ты умеешь отгадывать загадки?
Буратино: Ну конечно умею!
Воспитатель: А это мы сейчас и проверим.
Загадки:
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ, это мой (Велосипед)
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином (Автобус)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамваи)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (Автомобиль)
Воспитатель: как это назвать одним словом? (наземный транспорт) Молодцы ребята, а какие еще виды транспорта вы знаете (водный, воздушный) Чтобы закрепить знание названий видов транспорта, давайте поиграем. Надо разделиться на две команды
Игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»
(Каждая команда решает, какое транспортное средство (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолет) будет изображать, и представляет его без комментариев. Команда соперника отгадывает задуманное.)
Воспитатель: Молодцы! Поехали дальше!
Звучит муз. М. Старокадомского на сл. С. Михалкова
“Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья”.
(Дети встают “паровозиком” и идут по кругу.)
Воспитатель: А вот и вторая остановка «Улица Дружбы». Здесь живут ребята, которые выполняют правила дорожного движения. Их любимая игра «Это я, это я, это все мои друзья!» Давайте поиграем!
Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
Правила игры: Если вы поступаете, так как жители улицы Дружбы, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы так не поступаете, то молчите.
Воспитатель: Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель. Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель. Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Дети молчат.
Воспитатель. Знает кто, что свет зеленый означает:
По дороге каждый смело пусть шагает.
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель. Кто водителю вопросами надоедает,
От бдительности на дороге отвлекает?
Дети молчат.
Воспитатель. Ответит кто без промедления,
Что желтый свет – предупреждение?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Дети молчат.
Воспитатель. Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Дети молчат.
Воспитатель. Кто ГИБДД помогает.
За порядком наблюдает?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель: А сейчас мы с вами поедем дальше,
Звучит муз. М. Старокадомского на сл. С. Михалкова
“Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья”.
(Дети встают “паровозиком” и идут по кругу.)
Следующая наша остановка называется «Город дорожных знаков».
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки (Чтобы не попасть в аварию и т. п.)
Воспитатель: Давайте сейчас проверим, знаете вы дорожные знаки или нет.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем.
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет… («Пешеходный переход».)
В треугольнике два братца
День-деньской куда-то мчатся.
Мы вопрос поставим так:
Что он значит, этот знак? («Дети»)
Ты смелее иди вперед.
Трусишь ты напрасно
Знай! Поземный переход
Самый безопасный. («Подземный переход»)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. («Велосипедная дорожка».)
Что за знак дорожный :
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую.
(«Пункт медицинской помощи»).
Тормози водитель. Стой!
Знак — запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. («Въезд запрещен»).
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет… («Пешеходный переход».)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. («Велосипедная дорожка».)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. («Пешеходная дорожка».)
Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)
(Дети отгадывают загадки и ищут соответствующие знаки)
Воспитатель: Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Надо знаки уважать!
А вы, ребята, соблюдаете правила поведения на проезжей части?
Дети: Да
Воспитатель. Запомни Буратино! На дороге нельзя без порядка! А теперь едем дальше.
Звучит муз. М. Старокадомского на сл. С. Михалкова
“Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья”.
(Дети встают “паровозиком” и идут по кругу.)
Следующая остановка «Светофорная».
Буратино: А это что? (показывает на светофор)
Воспитатель. Это светофор. Он помогает регулировать движение на улице.
Буратино: А что это за разноцветные фонарики?
Воспитатель. Это не фонарики, а сигналы, каждый из которых что-то обозначает.
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок 1: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок 2: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок 3: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Светофор (ребенок) : Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться. (опасно)
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для (движенья).
Воспитатель: Ну вот, Буратино теперь многое знает о правилах дорожного движения, но чтобы лучше закрепить свои знания он хочет с нами поиграть в игру, которая называется «Сигналы светофора». Я буду показывать вам сигнальные таблички светофора. Какого они цвета? Что обозначают?
Дети: Красный - стой, жёлтый - приготовься к движению, зелёный - иди!
Воспитатель: На зелёный цвет вы будете весело бегать по залу.
На красный - замрёте на месте. На жё лтый - шагаете на месте:
Повтори скорей, дружок,
Как усвоил ты урок.
На красный свет –
Дороги нет!
На жёлтый – подожди!
Когда горит зелёный свет –
Счастливого пути!
Воспитатель показывает сигнальные таблички, дети выполняют задание.
Воспитатель: Давайте мы с вами изготовим маленькие светофоры, чтобы наш гость Буратино раздал их своим друзьям.
- У вас на столах лежат светофоры, но в них не хватает цветов. Давайте мы вырежем круг нужного цвета и приклеим к светофору. Каким образом мы можем получить круг из квадрата (ответы детей)
- Посмотрите, как я это делаю и повторите за мной.
- Ну а теперь вы делайте светофоры. Какие цвета вы используете? (ответы детей)
- В каком порядке эти цвета должны стоять? (ответы детей)
- А перед началом работы давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы ваши ручки хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика
Добрый день, добрый день,
Пальчики сказали.
Мы сегодня всех детей
Радостно встречали.
(дети выполняют аппликацию)
Воспитатель:- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Ребята, давайте ещё раз напомним Буратино об основных правилах дорожного движения.
Дети:- Переходи дорогу в положенном месте!
- Внимательно следи за сигналами светофора!
- Не балуйся на дороге!
- Будь внимателен!
- Смотри на дорожные знаки и помни об их значении!
- Всегда соблюдай правила дорожного движения!
Воспитатель: Мы не прощаемся с Буратино, он обязательно ещё придёт к нам в гости. Давайте скажем ему: «До свидания, счастливого и безопасного пути!».
Дети: До свидания, Буратино, счастливого и безопасного пути!
Воспитатель: А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад.
Звучит муз. М. Старокадомского на сл. С. Михалкова
“Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья”.
(Дети встают “паровозиком” и идут по кругу.)
Литература
1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. М. : Просвещение,1989.
2. Смушкевич Е. С, Якупов А. М На помощь в Cветофорию // Дошкольное воспитание. 2003. №1 2.
З. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста:Программа для дошкольных образовательных учреждений. М. : АСТ, 1998.
4. Это нужно знать тебе и мне // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2007. №2.