олеся ковтун
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная область: «Познание» (ознакомление с природными явлениями, «Коммуникация» (свободное общение, «Безопасность» (не наносить вред природе, «Познание» (ФЭМП, «Физическая культура», «Художественное творчество».
Цель: Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира; расширить представление детей о поведение диких животных осенью; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять и помогать всему живому.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия осенних месяцев.
3. Расширять представления о жизни животных в природных условиях: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, как готовятся к зиме.
4. Развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
2. Воспитывать у детей положительное отношение к труду,
желание трудиться. Побуждать к творчеству и самостоятельности.
3. Воспитывать аккуратность, старательность при выполнении практического задания.
4. Воспитывать чувство сопереживания.
Оздоровительные задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
2. Снятие мышечного и нервного напряжения (физкультминутка).
Наглядный материал: игрушки: белка, заяц, медведь, волк, лиса, еж; изображения осеннего пейзажа, макеты осенних деревьев, осенние листья по периметру группы.
Раздаточный материал: клей, кисточки, подкладка, салфетка под кисточку и для рук, картонные силуэты животных, крупы: манная, гречневая, рисовая, пшенная.
Методические приемы:
- наглядные;
- словесные;
- игровые;
- сюрпризные;
- поощрения.
Ход занятия:
Вводная часть (организационная) : дети стоят полукругом около воспитателя напротив доски. Столы подготовлены для практической работы (аппликации).
В. : Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем
их. (Здороваются) Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку.
Основная часть:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Воспитатель: Ребята, о каком же времени года говорится в стихотворении? Дети: об осени.
В. : Правильно! Об осени! А какое сейчас время года?
Д. : Осень.
В. : Хорошо. А какой месяц?
Д. : Октябрь.
В. : А какой закончился? Был перед октябрем?
Д. : Сентябрь.
В. : Правильно, ребята! А какой месяц наступит после октября?
Д. : Ноябрь.
В. : Молодцы! Вы все хорошо знаете осенние месяцы. А теперь скажите мне, как же вы поняли, что наступила осень? Какие осенние приметы вы знаете?
Д. : Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, дни - короче, а ночи – длиннее.
В. : Да, все это приметы осени. Осень бывает ранняя, золотая, красивая, а бывает поздняя - холодная, дождливая, морозная. В такую погоду люди начинают готовиться к зиме. Как же люди готовятся к холодам?
Д. : Надевают шапки, шубы, шарфы, сапоги. (другие ответы детей)
В. : Ребята, к зиме готовятся не только люди, но и дикие животные. Каких диких животных вы знаете?
Д. : Белки, волки, зайцы, медведи, лось, еж.
В. : А почему их называют дикими?
Д. : Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.
В. : Правильно, ребята! А хотите погулять в осеннем лесу?
Д. : Да!
В. : Давайте закроем глазки и тихонько покружимся:
Все вместе покружитесь,
В листочки превратитесь.
В осеннем лесу окажитесь!
Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, посмотрите как красиво вокруг! Давайте присядем на полянке. (проходят, садятся на стульчики и лавочки) А теперь вспомните, как правильно вести себя в лесу?
Д. : В лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки, поджигать листву.
В. : Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как нужно вести себя в лесу. Давайте с вами тихонечко посидим, прислушаемся. Вдруг кого-нибудь встретим. Ой, смотрите:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Д. : Белка.
(Воспитатель достает из-за дерева игрушку-белку).
В. : А вы знаете, как готовится к зиме белочка?
Д. : Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы: грибы и орехи.
В. : Смотрите, а кто там сидит на полянке?
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Д. : Заяц.
(Воспитатель достает игрушку-зайца).
В. : Кеша, ты знаешь, как зайчик готовится к зиме?
Д. : Заяц тоже линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, как белка, потому что зимой он грызет кору деревьев.
В. : Ребята, давайте вместе с зайчиком немного поиграем. Сделаем большой круг.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
(садятся на лавочку и стульчики)
В. : Пока мы с вами играли, к нам кто-то тихонько подкрался?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая.
Д. : Лиса.
В. : Посмотрите, а кто там идет с другой стороны?
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
Д. : Волк.
(Воспитатель достает игрушки волка и лисы).
В. : Ян, расскажи ребятам, как волк с лисой готовятся к зиме.
Д. : Лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
В. : Спасибо, Ян, за такой интересный рассказ. А что это за треск раздается впереди?
Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу.
Д. : Медведь.
(Воспитатель достает игрушку-медведя)
В. : Правильно, ребята, это медведь. Посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
Где же медведь спит зимой?
Д. : В берлоге.
В. : Правильно, он спит в своей берлоге, он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?
Д. : Еж.
(Воспитатель достает игрушку-ежа)
В. : Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.
В. : Зверюшки жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли зверята тёплые шубки сшить. Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам?
Д. : Да!
В. : Я вам предлагаю стать настоящими портными и сшить шубки для зверей. Проходите в наше лесное ателье, занимайте свои места (дети садятся за столы, воспитатель так же занимает свое место). Перед вами лежит гречневая, манная, рисовая и пшенная крупы. (показывает) Силуэты животных. А чтобы у нас все хорошо получилось, мы должны разбудить наши ручки.
Пальчиковая гимнастика:
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Индивидуальные вопросы:
- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)
- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)
- Из чего ты будешь её делать? (из манной или рисовой крупы)
- Какого цвета шубка у лисички? (рыжая, подойдет пшено)
Практическая работа:
В. : На картонные силуэты животных вам нужно намазать клей и посыпать соответствующей по цвету крупой. (Дети выполняют задание)
Какие же вы молодцы, ребята! Какие замечательные шубки у вас получились. Ребята, мишка тоже хочет посмотреть. (мишка «рассматривает» поделки, «хвалит» детей). Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Волшебный мяч».
Динамическая пауза:
В. : Подойдите ко мне, сделаем большой круг, к кому попадет волшебный мячик, тот и отвечает.
- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий).
Молодцы! Мишка что-то хочет вам сказать.
Сюрпризный момент: (мишка «приносит» корзинку с угощением)
Мы детей благодарим
Всем спасибо говорим.
Не страшны нам холода.
Будет нам тепло всегда.
До свидания, детвора. (уходит)
В. : Что нужно сказать?
Д. : Спасибо!
Заключительная часть:
В. : А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки, тихонечко покружимся и скажем: «Раз, два, три вокруг себя повернись, и снова в группе окажись». (выполняют движения)
В. : Ребята, вам понравилось гулять в лесу? Каких зверей мы встретили? Кто из зверей впадает в спячку? А кто делает запасы на зиму? Как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают?
Молодцы, все запомнили! Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Наше занятие окончено, я вами довольна. Можете тихонечко поиграть, а дежурные мне помогут убрать со столов.