Екатерина Саландаева
Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Путешествие в лес Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать связную речь, умение составлять коллективный рассказ из личного опыта.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепить умение составлять коллективный рассказ из личного опыта с опорой на карто – графическую схему.
- Закрепить знания о времени года зиме: названия месяцев (последовательность, признаков.
Коррекционно – развивающие :
- Закрепить умение соблюдать структуру рассказа и логическую последовательность
- Закрепить умение составлять предложения с союзом «потому что»,
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР „Путешествие в лес Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Новый год. Конспекты по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
«а»; навык словообразования: подбирать слова - родственники;
- Активизировать словарь;
- Развивать связную речь, внимание, память, мышление, моторику пальцев рук, культуру слушания и рассказывания, выразительность речи.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение слушать собеседника, не перебивать без необходимости.
Материал:
Фланелеграф, елка, бумажные разноцветные шары с картинками – отгадками (санки, коньки, лыжи, клюшка, ледяная горка, снеговик, картинки (зимние игры, ватные шарики (игра «Укроем елочку», схема рассказа, сундучок с сюрпризами, конверт с письмом от Деда Мороза, льдинки (ледяная дорожка, картинки (к игре «Что перепутал Дед Мороз», «Что смешного», разрезные картинки (2 комплекта).
Магнитофон, кассета с музыкальным оформлением к занятию (Звуковой сценарий праздника «С новым годом»).
Предшествующая работа:
Выучить с детьми пословицы, поговорки о зиме, загадки о предметах зимних игр (санки, лыжи и т. д.).
Рассматривать иллюстрации о зимних играх, забавах; читать художественные произведе- ния.
Беседовать по теме.
Ход:
Звучит шум вьюги и саней Деда Мороза. «Влетает» конверт с письмом.
Логопед: - Что это, ребята, посмотрите?
Письмо!
Интересно, откуда, от кого? И адрес не указан.
Как вы думаете, ребята? (рассматривают конверт).
Давайте посмотрим. (Чтение письма).
Согласны вы, ребята, отправится в лес Деда Мороза, не испугаетесь?
Тогда в путь.
Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и вместе скажем заветные слова
«1,2, 3 - лес нам двери отвори» (играет музыка).
Дети идут по ледяной дорожке и выполняют задания.
Логопед: - Вот и первое задание.
Какое любимое время года Деда Мороза? (Зима).
Как можно понять, что наступила зима, по каким признакам? (На стенде
вывешиваются картинки-признаки).
Знаете ли вы пословицы и поговорки о зиме? (Ответы детей).
Логопед: - Молодцы, ребята, на все вопросы Деда Мороза ответили.
Справились ли мы с этим заданием?
Как вы думаете, ребята?
Может быть, нам дедушка Мороз подаст знак?
Давайте прислушаемся? (Звучит музыка).
Начало дорожки положено (выкладывается три льдинки).
Не устали вы, ребята, не страшно вам?
Тогда продолжим наш путь, ребята.
«1,2, 3 - дорожка путь нам укажи». (На снежной поляне стоит елка, украшенная разноцветными шарами с заданиями).
Логопед: - Посмотрите, елочка. Разноцветные шары на ней весят. Не простая, видно, елка.
Елочка-загадка,
На ней висят отгадки.
Кто загадку отгадает,
Тот отгадку и снимает.
- Ребята, а вы зимние загадки знаете? - У каждого из вас кружок определенного цвета, он подскажет, какой шар выбрать. (Дети загадывают загадки друг другу).
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились! (выкладывается льдинка).
Логопед: - Ребята, холодно в лесу у Дедушки Мороза, давайте погреем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика «Снеговик»).
Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок,
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла:
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка,
Увы, и нет снеговика.
Ну, вот и согрелись наши пальчики.
Ребята, а из чего делают снеговика? (Из снега).
А какие слова-родственники вы можете подобрать к слову снег? (Снежинка, снежок, снеговик, снегурочка, подснежник).
Ну что ж, молодцы, можно отправляться дальше, (выкладывается льдинка).
Что-то не показывает нам путь дорожка дальше, наверное, мы что-то не
сделали. (Обходят елку вокруг).
Логопед: - Да здесь еще шары есть, посмотрим, что в них. (Педагог показывает картинки с зимними играми).
Вот какое задание придумал для вас, Дед Мороз.
Нужно соединить эти картинки с нашими отгадками.
Давайте вспомним, про что у нас были загадки (ответы детей).
Правильно, коньки, санки, лыжи, ледяная горка, снеговик.
С какой картинкой можно соединить коньки?
Да, с картинкой, на которой ребята играют в хоккей. (Тоже с другими отгадками).
Ребята, а как назвать одним словом то, что изображено на картинках?
(зимние игры, забавы).
Давайте еще посмотрим, ничего у нас на елочке не осталось.
Нет, все задания выполнены, (звучит музыка).
Чтобы елочка не замерзла, давайте ее укроем. (Дети сдувают ватные шарики на елку под музыку).
Молодцы, укрыли елочку, теперь она не замерзнет, и мы можем отправиться дальше.
«1,2,3 - дорожка дальше нас веди».
Логопед: - Вы знаете, что Дед Мороз любит рисовать, и приготовил для вас забавные картинки?
Хочет узнать, какие вы внимательные. (Игра «Что перепутал Дед Мороз», «Что смешного» : на панно выставляются картинки с неправильно изображенными ситуациями).
Молодцы, очень внимательные были.
И с этим заданием справились (играет музыка).
Логопед: - Ребятки, у Деда Мороза, есть внучата - морозята.
Помогите им сложить картинки. (Игра «Разрезные картинки» 2 штуки).
Девочки собирают первую картинку, мальчики - вторую.
«1,2, 3 - начни». (Собирают под музыку).
Давайте посмотрим, какие картинки у вас получились?
Какая картинка у вас, девочки (мальчики? (Дети кратко описывают).
А вы любите играть в зимние забавы?
Чтобы дальше отправиться, нам нужно согреться и немножко отдохнуть.
(Физминутка «Выпал беленький снежок», играет музыка).
Выпал беленький снежок
Соберемся все в кружок
Снег, снег, белый снег
Падает на землю снег.
Мы на саночки садимся,
И под горку быстро мчимся,
Снег, снег, белый снег
Тихо падает на всех.
Мы на лыжи быстро встали
И скорее побежали
Снег, снег, белый снег
Тихо падает на всех.
Мы из снега ком слепили
Потом куклу смастерили
Снег, снег, белый снег
Вышла кукла лучше всех.
Выпал беленький снежок
Соберемся все в кружок
Снег, снег, белый снег
Падает на землю снег.
Отдохнули, тогда в путь!
«1,2,3 дорожка путь нам укажи» (звучит музыка).
Логопед: - Здесь самое сложное задание приготовил для вас Дед Мороз.
Хочет, чтобы вы ему рассказали о зимних забавах, и приготовил вам небольшую подсказку, вот эту схему (на панно выставляется схема рассказа).
Давайте посмотрим, о чем «говорит» нам схема (рассматриваем схему и ее обозначение).
Вспомните, с чего начинается рассказ? (название).
О чем расскажем в начале?
Да, правильно, какое время года наступило.
Какая была погода?
В какие игры можно играть зимой?
Что необходимо для зимних игр?
С кем можно играть и где?
Вот этот снежок поможет нам, будем передавать его друг другу и составлять предложения.
Я запишу рассказ, и мы сделаем книжку с вашими рисунками к ней
(коллективное составление рассказа).
Давайте послушаем что же у нас получилось, (педагог зачитывает рассказ).
Пример рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. На улице было солнечно и немного морозно. Мы с Егором, Ваней, и Машей вышли на прогулку. Сначала мы решили построить снежную крепость, потому что снег был липким. Ваня принес лопату и сгребал снег в кучу, а Егор и Маша укрепляли стенки крепости. А потом мы играли в снежки. Пришел Сережа и позвал нас на горку, и мы весело катались с ледяной горы на ледянках. Здорово играть зимой!»
Понравился вам рассказ, ребята?
Я думаю, Дедушке Морозу он тоже понравился? (звучит музыка).
О чем был этот рассказ?
Какие зимние игры вам запомнились в этом рассказе?
Чем запомнился рассказ?
Молодцы, ребята, с самым сложным заданием вы тоже справились.
Ребята, давайте посмотрим, куда привела нас ледяная дорожка?
Ребята, посмотрите, сундучок!
Давайте посмотрим, что в нем? (открывается сундучок, звучит послание
Деда Мороза по магнитофонной записи).
Молодцы, ребята, в награду за то, что вы справились со всеми заданиями,
Дед Мороз дарит вам небольшие подарки. (Раздаем детям призы).
А теперь пора нам возвращаться назад.
Давайте возьмемся за руки и все вместе скажем: «1,2, 3, - лес, домой нас
проводи» (звучит музыка).
Понравилось вам, ребята, в лесу деда Мороза?
Что вам запомнилось? (ответы детей).
Ребята, сегодня вы «расскажите» о своих впечатления на бумаге с помощью кисти и красок (вечером с воспитателем).
И все ваши художественные творения вложим в нашу книгу с рассказом. Вы согласны?
(ответы детей).