Татьяна Кибакова
Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию «Москва-столица нашей Родины» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему : «Москва-столица нашей Родины»
Учитель-логопед МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия
Кибакова Татьяна Николаевна
Цель: Создать у детей образ Москвы - столицы, главного города России.
Задачи:
1. Познакомить детей с главным городом России - Москвой.
2. Расширять представления детей о столице нашей Родины - Москве.
Публикация «Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию „Москва-столица нашей Родины“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.
4. Обобщать и расширять знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.
5. Обогащать словарь детей понятиями «кремль», «дружина», «князь», «белокаменная», «златоглавая».
6. Воспитывать чувство любви к столице нашей Родины.
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей с картой России.
2. Беседы о Москве.
3. Рассматривание иллюстраций о Москве, ее достопримечательностях, слайдовая и видео - презентации о Москве.
4. Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.
5. Сбор детьми информации о достопримечательностях Москвы.
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, слайды, видео - презентация «Главный город страны», карта России, иллюстрации о Москве, панно для коллективной работы «Достопримечательности Москвы», музыкальное сопровождение к слайдам.
Ход занятия
Дети входят в зал под колокольный звон.
Логопед: - Ой, вы гости - господа
Долго ль ехали, куда?
Ладно ль за морем, иль худо
И какое в свете чудо?
Ребенок: - В свете вот какое чудо:
На Москве - реке рос бор крутой
Не привальный, не гнилой
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом
Златоглавыми церквями
С теремами и садами.
Ребенок: Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый,
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церквушка.
Кучка княжьих теремов
Да десятка два домов
Ребенок: И прошло сто тридцать лет
Прежде чем увидел свет,
Кремль Московский, только новый,
Не дубовый, не сосновый;
Дмитрий-князь, Ивана внук,
Переделал все вокруг…
И былой стене на смену
Строит белокаменную стену
Ребенок: Век прошел. Сто лет прошло,
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Сохранились эти стены.
До сих пор они стоят,
Неприступны, неизменны,
Как и пять веков назад.
Логопед: -Гости, господа, о каком городе вы речь ведете?
Дети: О Москве! О главном городе нашей страны России.
Логопед: -Какая же теперь наша современная Москва? Ведь прошло 860 лет с ее основания.
1 слайд Общий вид Москвы
Посмотрите, какая красивая, огромная, величественная столица нашей Родины – Москва. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал» Сегодня Москва – один из важнейших в мире политических, промышленных, научных и культурных центров. Это один из самых больших городов в мире.
Логопед: Почему Москва столица нашей Родины?
Дети: В Москве работает Президент Российской Федерации – Путин Владимир Владимирович. (2 слайд)
Физминутка:
Мы учили песенку, а в песенке слова:
Здравствуй, наша Родина, город наш Москва.
Что за площадь есть в Москве?
Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь Красная!
3 слайд Красная площадь.
Логопед:- Красная площадь – сердце Москвы.
- Как называли в старину Красную площадь?
Дети: -В старину Красную площадь называли Торгом.
Логопед: -Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная.
Логопед: Ребята, что значит «красная»?
Ответы детей:- Красная – значит красивая.
4 слайд Собор Василия Блаженного.
Логопед:- Еще на Красной площади есть очень красивый собор Василия Блаженного.
-Ребята, какие купола на соборе?
Дети: -Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой.
Логопед: -Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом, в честь взятия города Казани.
5слайд Памятник К. Минину и Д. Пожарскому.
Логопед: -Недалеко от собора располагается памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Они были предводителями народного ополчения, защитившими Москву и Русь от польских захватчиков. Это первый памятник, воздвигнутый в Москве.
6 слайд Кремль.
Логопед:- Но самым известным памятникам старины на территории Красной площади является, конечно же Кремль.
Дети: -Начинается Москва, как известно от Кремля.
Логопед: -Что такое Кремль?
Ответы детей:
Кремль – это огороженное, укромное место.
Кремль – это крепость.
Кремль – украшение города Москвы.
Логопед:- С московского Кремля начинается история Москвы. Сейчас Кремль – украшение города Москвы. Кремль – это волшебный город.
Логопед: Ребята, какой Кремль?
Дети: Он каменный, медный, золотой, драгоценный. Он белый, розовый, желтый, зеленый.
Логопед: Ребята, какая самая главная и красивая башня Кремля?
Ответы детей: Самая главная и красивая башня КРЕМЛЯ - СПАССКАЯ.
7 слайд Спасская башня.
Логопед: -Почему Спасская башня главная и красивая?
Ответы детей:
На ней находятся большие часы с золотыми цифрами – куранты.
Бой часов Спасской башни – кремлевских курантов - радио разносит во все уголки нашей Родины.
Куранты показывают время, по которым живёт вся страна.
Логопед: -Кто хочет рассказать об этих достопримечательностях Москвы?
8 слайд Царь – пушка. Царь – колокол.
1. Ребенок. В 1586 году русским мастером Андреем Чоховым из бронзы была отлита знаменитая Царь- пушка. Её длина 5м 34см, вес- 40 тонн. Из этого орудия не было сделано ни одного выстрела, она никогда не принимала участия в боевых действиях, хотя предназначалась для обороны Кремля.
2. Ребенок. В 1734 году сын и отец Моторины отлили гигантский колокол. В мае 1837 года в Москве разразился страшный пожар. Во время тушения от переохлаждения от колокола отвалился кусок весом в 11, 5 т. За свою величину он и был назван Царь- колоколом.
9 Слайд Храм Христа Спасителя.
Логопед: -Недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, расположен Храм Христа Спасителя.
В честь какой даты был построен этот Храм Христа Спасителя?
Дети:- Он построен в честь победы русских войск над Наполеоном.
Логопед: -Посмотрите, какой он красивый, именно в нем проходят все праздничные богослужения, которые показывают по центральному телевидению.
10 слайд Третьяковская галерея.
Логопед: -Славится Москва и своими музеями. Одним из музеев является Третьяковская галерея. Выдающийся собиратель картин Пётр Третьяков передал свой дом и коллекцию в дар Москве. В галерее представлены работы знаменитых художников. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. С некоторыми картинами известных художников вы знакомы.
11 слайд Картины известных художников.
Ответы детей:
Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Картина И. И. Левитана «Золотая осень»
Картина И. И. Левитана «Рожь»
Картина В. М. Васнецова «Три богатыря»
12 слайд Большой театр.
Логопед: Большой театр – достопримечательность Москвы.
Чем театр знаменит?
Ответы детей:
Большой театр – это главный театр страны.
На сцене Большого театра показывают балет, оперу и оперетту.
Логопед: -Здесь работают самые талантливые и известные актеры, режиссеры, музыкальные коллективы.
Большой театр - гордость оперного и балетного искусства.
13 слайд Останкинская башня.
Одна из интереснейших достопримечательностей Москвы – башня Останкинская. Самое высокое сооружение России, одно из самых высоких сооружений Европы. Её высота более 533метров. Это телевизионная, а также радиовещательная башня Останкино.
14 слайд. Московский метрополитен.
Логопед:- Ребята, послушайте загадку.
Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда- сюда
Быстро ездят поезда.
Дети:- «Метро!».
Логопед:-Талантливые умы и руки создавали московское метро.
Ребята, кто помогал строить метро?
Дети: -Метро помогала строить вся страна.
Логопед: -Правильно, из разных уголков страны присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка. Многие станции очень красивы и могут по праву называться дворцами.
Логопед: -Как называется лестница, которая помогает людям
спуститься под землю и подняться наверх?
Дети: -Эскалатор.
Логопед: -Ребята, почему любят метро москвичи и гости столицы?
Дети: -Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта.
Логопед: -Ребята, а вы знаете полное название московского метро?
Дети: -Метрополитен.
Логопед: -Московский метрополитен считается самым лучшим в мире. Это гордость нашей столицы.
Отдых для глаз.
Ручки сложили,
Глазки закрыли,
Головки положили,
И замолкли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не слышать никого,
А себя лишь одного.
Логопед: -Мысленно представьте себе все достопримечательности Москвы, о которых мы говорили: Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, метрополитен, Третьяковская галерея,, Останкинская телебашня Большой театр, Храм Христа Спасителя, царь- колокол, царь - пушка.
Глазки открыли
К занятию приступили.
Коллективная работа (аппликация - приклеить достопримечательности Москвы)
Игра «Угадай что это?»
Вывешивается панно «Москва» вместо зданий на нем изображены силуэты. На столе лежат изображения построек Москвы.
Логопед: -Какие достопримечательности находятся в Москве?
(Дети по очереди перечисляют достопримечательности Москвы и наклеивают иллюстрации на панно.)
Логопед: -В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, вы обязательно побываете в Москве и все увидите. Сейчас я предлагаю вам еще раз посмотреть на красавицу Москву.
Фильм «Главный город страны»
Дети читают стихи о Москве.
Чудесный город есть на свете.
И всем столицам он глава.
Для нас, он лучший на планете.
Любимый город наш – Москва.
Москва – России красное крыльцо,
Москва – России красные ворота.
Тверской бульвар. Садовое кольцо
И куполов литая позолота
Москва – это Красная площадь
Москва - это звёзды Кремля
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
Логопед:
Мы с детства запомнили эти слова,
Ведь нету прекрасней и краше,
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.