Елена Мареева
Интегрированное занятие по пожарной безопасности «Юные пожарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Юные пожарники»
Составила конспект и подобрала материала воспитатель ГБДОУ№2 Пушкинского района СПб.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Здоровье, Безопасность
Пояснительная записка.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, считаю актуальным проведения занятий, игр, бесед, чтения художественной литературы по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар, тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.
Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.
Задачи.
Обучающие задачи:
• Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
• Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
• Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
• Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
• Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.
Развивающие задачи:
• Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
• Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
• Развивать навыки командного взаимодействия.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных, видеть и понимать значимость этого труда в жизни людей.
Материалы и оборудование:
• Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; иллюстрации по пожарной безопасности, письмо.
• Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком,землей, снегом, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная щепа; фартук, нарукавники.
• Музыкальный центр (лучше если заменит музыкальный работник, аудио запись песни «Песня пожарных» Григория Гладкова.
.
Предварительная работа:
• Разучивание пословиц и поговорок, загадок по противопожарной безопасности.
• Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
• Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого: «Что я видел», «В дыму»; В. Житкова: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; «Кошкин дом» С. Маршака; «Тревога» М. Лазарев и рассматривание иллюстраций к произведениям.
• Беседа о профессии «Пожарный».
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку:
Веселый шалунишка,
Оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает,
Концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка,
Трещат дровишки звонко,
Оранжевые пряди
Так хочется погладить…
Зовется он (Огонь).
Воспитатель: Правильно. Почему возникают пожары?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я получила письмо от инспекторапо пожарной безопасности. Послушайте, пожалуйста.
«Дорогие ребята группы «Ромашки»! Я – инспектор - Пожарный. Хочу проверить ваши знания по пожарной безопасности. Присылаю вам игры,задания и каверзные вопросы. !».
Воспитатель: Вы согласны проверить наши знания?
Дети: Да, согласны!
Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
Воспитатель: Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь. И так первое задание от пожарного инспектора :
• Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
• Что вы знаете о форме пожарного?
• Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
• Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
• Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).
С первым заданием вы справились, молодцы. Открываем второе задание.
Воспитатель: «Рекомендации о безопасном поведении», а ими являются пословицы и поговорки. Ребята, послушайте и запомните пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?
• Спичка не велика, огонь великан.
• Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.
• Маленькая спичка сжигает большой лес.
• Спички – не игрушка, огонь не забава.
• Водой тушат пожар, а умом предотвращают.
• Вода да огонь хорошие слуги, но страшные господа.
• Огонь воды боится.
• Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Предлагается объяснить значение пословиц.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)
Воспитатель: От чего бывают пожары?
Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит, от невнимательности и неаккуратности при обращении с огнем.
Воспитатель: Вот и еще одно задание мы выполнили. Дети все немного устали. Давайте разомнемся.
Физкультурная минутка.
Быстро встали. Улыбнулись
Выше-выше потянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Колен ладонями коснитесь.
Сели-встали, сели- встали,
Вы, надеюсь не устали.
Физминутка будет впрок.
Продолжаем заниматься
И прошу не отвлекаться.
Воспитатель: Молодцы ребята! Занимайте свои места, у нас еще много заданий.
Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались, почему? (Ответы детей (Опасные ситуации, причины возникновения пожаров)
Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.
После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:
• Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
• Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
• Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
• Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
• Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку
Когда, грозя спалить наш дом,
Появится огонь с дымами,
Мы скажем папе или маме -
И вмиг на улицу уйдём.
Уймут пожар песок, вода -
С колодца, речки и пруда,
И возгорания душитель,
Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Дети рассматривают огнетушитель, педагог рассказывает принцип работы огнетушителя.)
Воспитатель: Следующее задание поиграть в игру доскажи словечко
Раз, два, три, четыре - у кого пожар в (квартире?
Красивый отблеск побежал, кто со спичками (играл?
Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег (листву?
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил (утюг?
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над (газом?
Дым увидел не зевай, и пожарных (вызывай!
Помни каждый гражданин этот номер (01!
Воспитатель: Следующее задание: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами.
Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю огню, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в страшное зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Воспитатель надевает фартук, нарукавники.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).
Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).
Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.
Эксперимент второй:
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Каким предметом можно накрыть пламя, тем самым прекратить доступ воздуха к огню? (Одеялом)
Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена,
Воспитатель: Ребята, что нового и интересного вы узнали, выполняя задания пожарного инспектора? Что было интересного, сложного.
Давайте ответим на последние вопросы нашего инспектора:
• Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
• Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар).
• Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
• Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем). Слад с изображением огнетушителя
Воспитатель: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Я передаю вам игру, подарок от пожарного инспектора.
А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Ребята, помните, о том.
Что нельзя шутить с огнем