Екатерина Кузьмина
Интегрированное занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Космические спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква С.
Цель: развить у детей интерес к учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- Закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении);
- Продолжать развивать умение определять место звука в слове; работать над предложением и его схемой;
- Продолжать развивать умение проводить звукобуквенный анализ слов.
2. Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух, память, мышление, воображение, мелкую моторику.
Публикация «Интегрированное занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Космические спасатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
- Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».
- Развивать умение находить решение и делать выводы;
- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.
Методы и приемы
Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, средств ТСО, музыкального сопровождения, схем.
Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.
Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.
Ход занятия.
1. Орг. момент
Входим в зал, здороваемся с гостями.
Видеообращение: SOS! SOS!SOS! Говорит Совунья. Моя ракета сломалась. Я не могу продолжать полёт. Я слышу какой-то странный звук – сссссс. Помогите! Помогите! Помогите!
Л- Ребята, поможем Совунье?
Л - Значит нужно скорее собираться в полёт. Куда мы полетим? – В космос.
Л - А на чем можно полететь в космос? – На ракете.
Л - Где нам взять ракету? Посмотрите внимательно по сторонам, может она где-то есть?
Л - Вот и ракета нашлась.
Л - Если мы летим в космос, то кем мы будем? – Космонавтами.
Л - Космонавты работают в команде. В команду возьмут не трусливых, а смелых; не слабых, а сильных. А дружных возьмут? – Да.
Л - Предлагаю правило для нашей команды: «Внимательно слушай, другим не мешай. Сначала послушай, подумай, потом предлагай»
Л - Как вы думаете, можно лететь в космос в наших костюмах?
Л - Что нужно надеть? – Скафандр.
Имитация одевания скафандра. (сначала ботинки, потом штаны, затем рукава, застегнули, надели шлем)
Л – Если нам придется чинить ракету, значит что понадобится? – инструменты, детали.
Л - Я приготовила сумку с инструментами.
Л - Теперь мы готовы к полету. Проходите в правую половину ракеты.
Л - Внимание! Приготовьтесь к полёту. Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Руки опустите, сожмите кулачки. Закройте глаза, опустите голову. Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлые голова, руки, ноги. Мы вырвались из земного притяжения. Откройте глаза.
Л - Пока мы с вами летим к кораблю Совуньи, давайте подумаем, что же случилось с ее ракетой? – Она сломалась.
Л - Вспомните, она слышала такой звук [сссссссс].
Л - Когда можно услышать такой звук, когда что случается? – Когда что-то прохудилось, выходит воздух из шарика.
Л - Значит от ее ракеты могла отойти какая-то деталь.
Л - А на какой звук речи похож этот звук? - На звук [с].
Л - Правильно. Расскажите, как мы произносим этот звук. – Губы в улыбке, зубы находятся на небольшом расстоянии, язык упирается в нижние зубы, горло не дрожит. Воздух холодный, выходит сильно, направлен вниз.
Л - Он звучит твердо или мягко? (Повторно произношу твердо, затем мягко)
Л - Мы уже слышали сегодня слова с этим звуком. Сейчас я буду называть слова, а вы будете поднимать сигнал, если услышите звук [с] : космос, ракета, космонавт, Совунья, команда, скафандр, SOS.
Л - Вы все справились с этой работой и верно услышали звук [с].
Л - Давайте про него расскажем. Его можно петь? – Нет.
Значит он. согласный. Он звонкий – глухой, твёрдый или мягкий? Но бывает и мягкий. Молодцы!
Л - Ой, ребята, на помощь мы отправились, а Совунье об этом не сообщили. Необходимо срочно отправить ей сообщение. У меня есть сигналы, их нужно соединить и отправить в нужном ритме. Будьте внимательны! Если допустим ошибку, информация будет неверной.
(Слогосложение, слогослияние)
О, С: ОС – ОС, ОС – ОС А, С: АС- АС – АС, АС – АС – АС С, У: СУ – СУ –СУ, СУ – СУ
С, А: СА – СА – СА C, Ы: СЫ – СЫ, СЫ – СЫ – СЫ
Видеообращение: Спасибо, что вы летите ко мне на помощь. Я жду вас. Будьте осторожны, на вашем пути может быть космический мусор и астероиды. Они очень опасны.
Л - Астероиды, космический мусор…вы не испугались? Будем продолжать полет?
Я знала, что вы у нас смелые и ничего не боитесь!
(сигнал тревоги)
Л - Посмотрите, что это такое на нашем пути?
На нашем пути космический мусор. Нужно очистить наш путь. В этом нам поможет лазерная установка, она находится снаружи. Я выйду в открытый космос, чтобы направлять лазер, а вы проходите в кабину управления. Что мне нужно сделать, чтобы я смогла выйти в открытый космос? – прикрепить трос.
Л - На центральной части ракеты лежат пульты управления с передвижной кнопкой синего цвета. С его помощью можно уничтожить мусор. Но пульт сработает, если вы правильно определите место звука [с] в слове. (Выделение позиции звука в слове.)
Л - Молодцы, вы отлично справились с заданием и мы сможем лететь дальше!
Л - Пока я находилась в открытом космосе, увидела, что на нашу ракету прилип какой-то пакет.
Л - Посмотрим, что внутри?
Л - Да он не простой, в нем какое-то задание.
Л - Посмотрите внимательно, что может получиться из этих деталей? – Буква С.
Попробуем ее собрать?
Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики, поиграем в игру «Космонавт».
Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
Теперь можно приступать к работе. «Собери букву». (разрезная картинка)
(слайд с астероидами)
Л - Пока мы с вами были увечены работой, на нашем пути появились астероиды! Как же через них пробраться?
Л - Посмотрите внимательно, на них есть буквы. Они все правильно написаны?
(Думаю, двигаться можно только там, где правильно написана буква С – на слайде игра «Буква правильная и неправильная»)
Л - Чтобы нам не столкнуться с астероидами, нужно называть точное направление движения ракеты: например, наша ракета летит вверх/ влево. Право управления будем передавать друг другу.
На экране сигнал СТОП.
Л - Ребята, на экране написано стоп. Что означает этот сигнал? – нужно остановиться.
Л - Значит мы прибыли на место? Можно выходить в открытый космос.
Л - Что нужно сделать, чтобы выйти в открытый космос? – привязать трос/канат.
Я вам в этом помогу.
Как красиво вокруг! (Танин светильник)
Перед нами звёздный путь. Посмотрим, куда он нас приведёт?
Посмотрите, на звездах что-то написано. Предлагаю идти и читать.
(читаем последний слог и находим ракету)
А вот и ракета Совуньи!
Снова слышен этот звук ссссссс….
Посмотрите, что же с ракетой не так? - У нее открыты иллюминаторы.
Давайте скорее их закрывать! (Прикручиваем в разном порядке, звук не исчезает)
Значит есть какой-то секрет. Может цвета не на месте?
Посмотрите, какого цвета наши крышки? – красные, синие, зеленые, белые.
Друзья, я, кажется, поняла в чем секрет! Красным, синим и зеленым, что можно обозначить? – звуки.
Красным--- гласные, синим…- согласные твердые, а зеленым. – согласные мягкие.
На ракете написано, ее название – наверно это и есть подсказка!
Прочитаем название ракеты? – СОН.
(Звукобуквенный анализ, прикручиваем крышку соответствующего цвета, звук постепенно исчезает)
Если над другими иллюминаторами ничего не написано, каким цветом их закроем? – Белым.
(звук исчезает совсем)
Зеленые нам пригодились? – нет.
Послушайте, звук исчез. Значит нам удалось починить ракету Совуньи?
Какие мы с вами молодцы, ну просто космические спасатели! Совунья будет рада?
Я тоже думаю, что ей понравится. Ну, а теперь пора возвращаться на нашу ракету, ведь свое дело мы сделали на отлично!
Отвязать канаты, пройти на места.
Видеообращение: Ребята, вы такие молодцы, вы смогли починить мою ракету! Большое спасибо! Меня взяли в команду на орбитальную станцию. А вы примите в знак благодарности эту ракету. На ней припасены угощения для вас. Получить их вы сможете, если правильно расшифруете моё сообщение. Оно ждёт вас в вашей ракете.
Подобрать предложение к заданной схеме: |___ ___ ___.
1) Спасибо, друзья.
2) Вы настоящие космические спасатели.
3) Спасибо за помощь.
Попробуем расшифровать сообщение Совуньи?
Что это такое? – схема предложения.
А ниже и сами предложения. Как же нам подобрать правильное? – посчитать количество слов в схеме.
Я буду вам читать предложения, а вы скажите, какое подходит к этой схеме.
Разгадали. На экране появляется картинка посылки с надписью: Посылка будет ждать вас в группе!
Вот так Совунья! Как она хитро придумала! Вы довольны нашим путешествием? Что запомнилось вам больше всего? Что было трудным, самым интересным? Какой подарок подарила Совунья? Где он пригодится?
А теперь пора возвращаться домой.
Логоритмическая игра «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
В. Волина
Вот мы с вами и снова в нашем детском садике. Пора прощаться с нашими гостями и возвращаться снова в группу.