Скачедуб Светлана Анатольевна
«Идет волшебница-зима». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• Уточнять и обобщать знания о зиме.
• Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы.
• Обобщать и расширять знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года.
• Познакомить с зимними народными приметами.
• Применять современные инновационные образовательные технологии- здоровье сберегающие, ТРИЗ, ИКТ.
Развивающие:
• Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия.
• Развивать способность видеть красоту окружающего мира.
• Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии.
• Пополнить словарь новыми словами- матушка зима, русская молодка.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
• Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности.
• Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Предварительная работа: Наблюдение за природой на прогулке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме, разучивание стихотворений, песен, слушание музыки, рисование, знакомство с пословицами, поговорками, загадками о зиме.
Оборудование и материалы: Картина с сюжетом о зимних развлечениях, аудиозапись музыки П. И. Чайковского, музыка В. Шаинского «Голубой вагон», экран, проектор, ноутбук, презентация «Зимний лес», листы бумаги тонированные в голубой цвет, краски, кисти, стакан с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Снег на полях.
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно отгадали. Назовите пожалуйста приметы зимы.
Дети: Снег, вьюга, мороз, холодный ветер, некоторые животные меняют цвета шубок, кто то из зверей спит и др.
Воспитатель: Сколько месяцев длиться зима?
Дети: Три.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Ребята, а как же красиво можно назвать зиму?
Дети: Гостья зима, русская молодка, матушка зима.
Воспитатель: Как нежно, ласково, красиво и радостно обращаются к ней!
Воспитатель: О зиме есть много пословиц, поговорок, примет и загадок. Назовите какие вы знаете.
Дети: Мороз не велик, стоять не велит. Береги нос в большой мороз.
Воспитатель: А есть еще народные приметы :
Кошка скребет пол- на ветер, на метель.
Гусь стоит на одной ноге- к морозу.
Большие хлопья снега - к оттепели.
Комнатные птицы молчат - холод еще простоит.
Ясное небо - к морозу.
Облака против ветра идут - к снегу.
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в путешествие в зимний лес и посмотрим на красоту. Для этого нам необходимо потеплее одеться. Что мы наденем на себя? (ответы детей, имитация одевания).
Воспитатель: Как будем добираться до леса?
Дети: Пойдем пешком, поедем на автобусе, на электричке. (Размышляют) Если снега в лесу много пешком не пройти, автобус может застрять в пути, а вот на электричке безопасно. Поедем на электричке.
Воспитатель: Как будем вести себя в транспорте? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь осталось построить поезд, выбрать машиниста и отправиться в путь. (едут под музыку В. Шаинского «Голубой вагон».
Воспитатель: Вот мы и приехали, выходите из электрички.
(Звучит музыка П. Чайковского, на экране презентация «Зимний лес»)
Гимнастика для глаз «Снегопад»
Тихо, тихо снег кружится, посмотри, не ленись (круговые движения глазами)
И на землю он ложиться сверху-вниз, сверху-вниз (смотрят вверх-вниз-2 р)
Стало все вокруг бело слева-справа, слева-справа (смотрят влево -вправо-2 р)
Даже ночью светло справа-слева(закрыть глаза, движения глаз под закрытым веком вправо-влево-2 р)
Воспитатель: Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
и заснул под нею тихо непробудно.
Какие деревья в лесу зимой?
Дети: Голые, только елки и сосны зеленые.
Воспитатель: Давайте вспомним песню про елочку (поют «В лесу родилась елочка»
Воспитатель: Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. За что мы еще любим зиму?
Игра (ТРИЗ): «Хорошо-плохо»
- Как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)
- Почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.
- Но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо?
- Что может случиться на льду? (ответы детей)
- Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.
- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!
Воспитатель: Ребята, как хорошо в зимнем лесу, но нам пора отправляться обратно в детский сад. Занимайте места в электричке (возвращаются под песню В. Шаинского «Голубой вагон»
Воспитатель: Вот мы и дома, вам понравилось наше путешествие? (дети делятся впечатлениями). А сейчас предлагаю вам, ребята нарисовать зимний пейзаж. Дети рисуют.